Любовь Сазонова
Занятие в средней группе «Новогодняя математическая сказка «Квадрат, прямоугольник и другие геометрические фигуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по курсу «Введение в математику» в средней группе.
Тема занятия : «Новогодняя математическая сказка «Квадрат, прямоугольник и другие геометрические фигуры».
Публикация «Занятие в средней группе „Новогодняя математическая сказка „Квадрат, прямоугольник и другие геометрические фигуры“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Конспекты занятий
- Новый год. Конспекты по математике
- Прямоугольник. Геометрическая фигура
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Цели занятия : в игровой форме закреплять представление детей о квадрате и прямоугольнике, умение выделять нужную фигуру среди других фигур, знакомить с некоторыми свойствами квадрата и прямоугольника ; закреплять счет до пяти, умение соотносить количество фигур с цифрами ; тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение и обобщение ; развивать внимание, память, мелкую моторику рук, воображение, логическое мышление.
Материалы к занятию : для мольберта фигуры - квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, изображение елки, Деда Мороза, дома Деда Мороза пряничный человечек, красные и желтые карточки с цифрами 1-5, карточки - билетики с геометрическими фигурами от 1 до 5 ; на столах разные геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, квадратный лист тонкой цветной бумаги.
Ход занятия:
Стульчики расставлены в 2 ряда, на каждом стульчике лежит квадрат определенного цвета (1 ряд – красный, 2-й желтый), на квадрате цифра от 1 до 5.
Воспитатель приглашает детей в круг:
Снег идет, снег идет –
Значит, скоро Новый год!
Дедушка Мороз придёт,
Всем подарки принесет!
Введение в игровую ситуацию «Билеты в театр».
- Ребята, сегодня я хочу не рассказать вам сказку, а показать - как в театре. Но чтобы посмотреть сказочное представление, нам нужно сначала купить билеты. Билеты не простые, на них изображены геометрические фигуры. Чтобы найти свой ряд и свое место, надо внимательно посмотреть на свой билет, определить какого он цвета, посчитать количество фигур и выбрать ряд такого же цвета и стульчик с цифрой, которая обозначает количество фигур на вашем билете. Кто знает, где продаются билеты? (в кассе).
Дети приобретают билеты в кассе, считают фигуры, определяют цвет и находят свой ряд и место.
- А теперь проверяем билеты: какого цвета твой билет? какие фигуры на твоем билете? сколько фигур ( дети отвечают : у меня желтый билет, на нем - три квадрата и т. д.). А на стульчике какое обозначение – желтый квадрат с цифрой 3. Всё правильно, молодец!
- Знаете ли вы, как надо вести себя в театре? Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?
Сказка начинается :
Жил – был пряничный человечек (на мольберте появляется пряничный человечек). И вот однажды зимой в декабре он подумал :
- Скоро Новый год. У Деда Мороза сейчас много дел – надо всем девочкам и мальчикам подарки приготовить. Обязательно надо ему помочь. Решил человечек пойти к Деду Морозу. А Дед Мороз жил за лесом. Пришел человечек в лес, а лесу елки кругом и совсем не видно где дом Деда Мороза (на мольберте появляются елки, за елками дом Деда Мороза).
- Как посмотреть человечку где же дом Деда Мороза? (дети подсказывают - за елкой).
- За елкой? Да ведь она какая высокая! А если я встану, говорит человечек,- на эту фигуру, как она называется (круг) – увижу я дом Деда Мороза? (нет). Почему? (потому круг может покатиться). Да, опасно становиться на круг.
- А на эту фигуру можно встать человечку? (нет) Почему? (у этой фигуры острые углы). Как называется эта фигура (треугольник)
А если я встану, говорит человечек,- на эту фигуру, как она называется (квадрат) и посмотрю вдаль– увижу я дом Деда Мороза? (нет). Почему? (ёлка выше).
- Значит, надо перевернуть квадрат. Опять ничего не видно, почему?
Открытие нового знания : у квадрата все стороны равны.
- Что делать? Может встать на эту фигуру, кто знает как она называется? (прямоугольник). Опять ничего не видно. Что делать, ребята? Давайте рассмотрим прямоугольник.
Открытие нового знания : у прямоугольника - две стороны короткие, а две длинные.
Решение проблемной ситуации: если прямоугольник перевернуть, то он будет выше, и человечек сможет увидеть дом Деда Мороза.
Подтверждение правильного решения : ставим человечка на перевернутый прямоугольник, видим, что он стал выше елки.
Выводы :
- Чем же похожи эти фигуры? Сколько у них сторон, сколько углов? у обеих фигур по 4 угла и по 4 стороны. Почему же вторая фигура смогла помочь человеку? (У нее две стороны короткие, а две – длинные.) Как называется фигура, у которой 4 угла, 4 стороны и все стороны равны (квадрат). А как называется фигура, у которой тоже 4 угла, 4 стороны, только 2 стороны длинные, а две короткие (прямоугольник).
Мотивационная деятельность:
- Ребята, трудно одному справиться с задачей. Хорошо, что мы помогли человечку, а давайте пойдем вместе с человечком к Деду Морозу и поможем ему с подарками.
Физкультминутка :
- Идти нам придется по лесу по узенькой тропинке. Кругом ели да сосны. Чтобы никто не потерялся, надо взяться за руки. Тропинка извилистая. Здесь мы не пройдем, здесь дерево упало, мы раздвинем ветви и проползем.
Вот мы и пришли.
Дети садятся за столы.
Продуктивная деятельность: развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук
Воспитатель показывает игрушку Деда Мороза или изображение:
- Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали?
- Здравствуй, Дед Мороз. Мы с ребятами и пряничным человечком решили тебе помочь.
- Вот хорошо, вот молодцы! А я вот конфеты хочу разложить. Только подарочных коробочек у меня нет.
Воспитатель предлагает сделать коробочки из цветной бумаги :
- Как называется эта фигура? (квадрат). Превращаем наш квадрат в треугольник, проглаживаем пальчиком линию, разворачиваем и в другую сторону сворачиваем. Разворачиваем, находим середину и к этой точке сгибаем все уголки. Пальчиком проглаживаем, получается коробочка.
Дидактическая игра «Поможем Деду Морозу разложить конфеты» : закрепление названий геометрических фигур, умение выделять нужную фигуру, умение считать путем прибавления по 1
- Сначала мы положим в коробочку одну круглую конфету. Потом ещё одну похожую на киндер- сюрприз. Как вы думаете на какую фигуру похож киндер – сюрприз (овал). Значит, конфета будет овальная. Была одна конфета, а стало? (две). Теперь мы положим одну квадратную. Было две конфеты, а стало три и т. д.
- Сколько всего конфет в коробочке? (пять). Молодцы!
Дед Мороз благодарит детей, можно заклеить коробочки печатью «Одобрено Дедом Морозом!»
Подведение итога занятия : восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии и создать ситуацию успеха.
- Какие вы молодцы, ребята, помогли Деду Морозу.
- Какие конфеты были у Деда Мороза?
- А человечку пряничному помогли? Как?
- Чем отличается прямоугольник от квадрата?
Методическая литература:
Л. П. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 и 2» Издательство ЮВЕНТА, Москва 2014