Оксана Алтынцева
Занятие в подготовительной школе группе «Юные друзья леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной школе группе
на тему: «Юные друзья леса»
Цель: обобщить знания детей о лесе: о деревьях, о растениях, о диких животных, птицах, обитающих в лесах родного края.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Занятие в подготовительной школе группе „Юные друзья леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
• Закрепить и расширить представления детей о лесе и его обитателях, о роли леса в жизни человека; используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
• Углублять и совершенствовать знания детей о разновидностях деревьях в наших лесах.
• Учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам, плодам и листьям;
• Продолжать систематизировать знание детей о диких животных, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
• Дать детям представление о Красной книге, как государственном документе, где отражены данные о редких животных и растениях
Развивающие:
• учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
• Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.
• Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
• формировать умение работать по подгруппам.
Воспитывающие:
• воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе,
• навыки правильного поведения в лесу;
• воспитывать уважительное отношение к обитателям леса;
Вид занятия : занятие-путешествие
Тема занятия : «Юные друзья леса»
Форма организации: фронтальная, индивидуальная
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, совместные действия, решение проблемных ситуаций.
Словарная работа
Активный словарь: первоцветы, Красная книга,
Пассивный словарь: лесная аптека, тайга
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Методы и приё мы:
- организационно-мотивационные (письмо, «интрига-проблема»);
- наглядные (наблюдения, демонстрация, рассматривание, показ)
- словесные (беседа, рассказ, объяснение, указание, вопрос и т. д.)
- собственно-практические (практические ситуации, поисковые действия)
- игровые (дидактические игры, игровая ситуация, загадки).
- использование наглядных средств и современных технологий;
- сенсорное воздействие: зрительное, слуховое восприятие, обоняние.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатель.
Предварительная работа:
- прогулки, наблюдения в природе
- чтение стихов и рассказов о природе,
- беседы о растениях и животных, занесённые в Красную Книгу;
- рисование иллюстраций к стихотворениям о природе,
-рассматривание иллюстраций леса, природы.
- раскрашивание экологических знаков;
- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе; - составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам;
- проведение дидактических игр («Кто, где живёт», «Кто лишний», «Хорошо или плохо»,«Найди отличия») и подвижных игр, отгадывание загадок
Оборудование: глобус, запись «Звуки леса», интерактивная доска, ноутбук, бандероль, письмо от Лесника, раздаточный материал.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, а теперь всё внимание на меня.
Сегодня наше занятие будет необычное, мы отправимся с вами в путешествие.
Будем знакомиться с нашей удивительной и разнообразной природой. Что такое природа?
Дети: Природа – это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы.
Воспитатель:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса, степи, поля,
Дом наш родимый, ребята!
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, что у меня в руках? (глобус)
Дети: Это глобус – модель Земли.
Воспитатель: Правильно, это уменьшенная модель Земли. Какие цвета вы видите на глобусе?
Дети: Жёлтый, зелёный, коричневый, голубой.
Воспитатель: Что они обозначают?
Дети: Песок, равнина, горы, вода.
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес.
Основная часть
-Чтобы очутиться в лесу, нужно закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова: «Раз, два, три, повернись в чудесном лесу очутись» (Слышны звуки леса - запись).
-Что вы слышите? Какие картины вы себе представили?
И вот ребята, представьте, что мы с вами в лесу. (КАРТИНКА – ЛЕС)
Дети читают стихи о лесе.
1 ребёнок
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
2 ребёнок
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
- Что вы знаете о лесе? Что такое лес? (Лес – это место, где растёт много деревьев. Лес - это дом для зверей, птиц, насекомых и других животных)
В пути мы совершим несколько остановок, вспомним лесных обитателей.
Ребята, как нужно себя вести в лесу? (очень осторожно, тихо, не шуметь, чтобы не нарушить жизнь птиц и животных) По пути мы с вами вспомним правила поведения в лесу.
Воспитатель: Лес – это место, где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес – это богатство нашей Родины – России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Чистый воздух, насыщенный кислородом, — богатство всей планеты Земля.
Но, откуда, же берется чистый воздух? Как вы думаете? (чистый воздух дают нам деревья)
Воспитатель: — Да, ребята, правильно – нам дают деревья.
Главные жители леса – деревья. Их очень много, они высокие, все имеют разные названия.
— А какие деревья встречаются в лесу? Назовите их (дуб, берёза, сосна, осина, липа, рябина)
Какие виды деревьев вы знаете? (лиственные, хвойные)
Почему они называются лиственные? (у них на ветках листья)
Почему хвойные? (у них на ветках иголочки «хвоя»)
Все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья сбрасывают листву, а хвойные — сохраняют свою хвою. Но есть одно особенное хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает свои мягкие хвоинки, – это лиственница.
Если в лесу мы увидим лиственные деревья, значит какой лес? (лиственный)
Если мы увидим в лесу сосны, ели, значит лес? (хвойный)
Если в лесу и лиственные деревья и хвойные, как называется лес? (смешанный)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в интерактивную игру:
«С какого дерева листок».
— Молодцы, справились с заданием.
Воспитатель:
Ребята, какую пользу приносят деревья? (из дерева делают мебель, посуду, строительный материал, игрушки, берёза даёт берёзовый сок, из почек делают лекарства, музыкальные инструменты).
Чтобы сохранить лес, какой нужно экологический знак здесь оставить
«Не вырубать и не ломать деревья и кустарники».
(повесить на магнитную доску 2 знака)
Ребята, сегодня утром Почтальон принёс в детский сад письмо. Давайте откроем и прочитаем, что же там написано?
Она принесла нам письмо, давайте посмотрим от кого оно? (от Лесника)
«Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Лесник из местного Лесничества. У нас в лесу случилась беда! Вчера в лесу был сильный ветер. Он сильно напугал животных и птиц. Все животные разбежались. Птицы разлетелись. Очень прошу Вас, помогите вернуться животным и птицам в свой лес!».
-Ребята, какие животные живут в лесу? (волк, лиса, медведь, заяц, ёж)
Интерактивная игра «Помоги лесным обитателям вернуться в свой лес»
Молодцы, ребята. Справились с заданием.
Ребята, а теперь предлагаю вам сделать небольшую гимнастику для глаз
«Стрекоза»
Вот какая стрекоза - как горошины глаза.
(Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз.)
Ребята, какие экологические знаки мы можем поставить, чтобы сберечь обитателей леса?
«НЕ ШУМЕТЬ В ЛЕСУ И НЕ ТРЕВОЖИТЬ ЕГО ОБИТАТЕЛЕЙ»
«НЕ РАЗРУШАТЬ ГНЁЗДА ПТИЦ»
«НЕ УНОСИТЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ИЗ ЛЕСА»
«НЕ РАЗРУШАТЬ МУРАВЕЙНИКИ»
Давайте повесим на нашу доску. (4 знака)
А мы двигаемся дальше. По пути давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «Старик – Лесовик» :
Жил под елкой старичок,
Старичок – лесовичок.
Вместе с солнышком вставал (потягивания,
Умываться начинал («умывают» ладошками лицо).
Подметал потом он хатку (движения «подметания»,
Застилал свою кроватку («застилают» руками).
Утром выполнил разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища,
И уселся на тропинку (садятся)
Посмотрите, мы с вами пришли на цветочную поляну.
- Какие растения мы с вами можем увидеть в лесу? (ромашка, крапива, одуванчик)
- Ребята, как вы понимаете выражение «Лесная аптека»?
Среди растений леса есть такие, которые помогают справиться человеку с болезнями.
Как вы думаете, как называются такие растения? (лекарственными). Они содержат в себе целебные вещества.
Давайте на нашей цветочной поляне найдем такие лекарственные растения
ЛЕСНАЯ АПТЕКА
РОМАШКА
ПОДОРОЖНИК
МАТЬ-И-МАЧЕХА
МЯТА
КРАПИВА
КЛЕВЕР
КАЛЕНДУЛА
ФИАЛКА
НЕЗАБУДКА
КОЛОКОЛЬЧИК
Ребята, посмотрите, на нашей полянке спрятались еще цветы.
Дидактическая игра «Собери цветок» (разрезные картинки)
ПОДСНЕЖНИК ЛАНДЫШ
Подснежник - это первый цветок, что появляется весной действительно прямо из-под снега.
Почему подснежник получил такое имя?
Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»? Потому что он растет из под снега - «под-снеж-ник». Это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз. У подснежника только два узких листа возле короткого стебля. Подснежник появляется на проталинках, (Прота лина — место, где ста ял снег и открылась земля) растёт на полянках. Он хоть и нежный, хрупкий, но гордый и смелый, растёт рядом со снегом, его обдувает холодный ветер, но он не боится, а гордо стоит на своей тонкой ножке. (Подснежники – это первоцветы)
Ландыш. На зиму он полностью прячется под землю, и начинает цвести в конце весны и в начале лета. Ландыши – цветы скромные. Их не встретишь на открытом месте, нет их ни на лугу, ни в поле. Найти его можно в лесу, там, где есть тень от деревьев. У этого растения крупные овальные листья и множество крохотных цветочков, похожих на колокольчики молочно-белого цвета. Но такими красивыми колокольчиками цветет он недолго, через короткое время цветы опадают, а на их месте вызревают маленькие яркие ягоды, которые ни в коем случае нельзя пробовать. Ягоды ландыша ядовиты! Ландыш очень красивый цветок. а еще он дарит людям прекрасный и неповторимый аромат.
Такие прекрасные цветы, как подснежники и ландыши страдают от человеческих рук. Люди в больших количествах собирают в лесу ландыши и подснежники, и их становится все меньше и меньше, и что бы этого не случилось и такие красивые цветы не исчезли с лица земли, ученые занесли их в Красную книгу.
Как вы думаете, почему эту книгу назвали Красной? А вы знаете, что же это за книга такая?
- Красный цвет - цвет опасности! Он говорит нам - стоп! Красная книга - эта книга, в которой записаны все животные и растения на земле, которые находятся на грани вымирания, то есть, в скором времени они могут исчезнуть совсем. Давным-давно на нашей планете обитали животные, птицы и рыбы, которых сейчас уже не найти. Были и растения, которые теперь на Земле не растут. Поэтому все редкие виды растений, животных, птиц, рыб или которые находятся на грани вымирания, ОНИ занесены в Красную книгу.
Давайте ребята, чтобы эти цветы и растения не исчезли в природе совсем, какой экологический знак мы поставим?
«НЕ РВАТЬ ЦВЕТЫ»
«НЕ ТОПТАТЬ НОГАМИ» 2 знака
Итог занятия, рефлексия
Ребята, мне очень понравилась с вами путешествовать. Мы узнали много нового и интересного.
Ребята, давайте проверим, запомнили ли вы правила поведения в лесу.
Для этого поиграем с вами в игру «Как вести себя в лесу?»
– Я буду говорить, что собираюсь сделать в лесу, если я
поступаю хорошо, говорите «да», если плохо, говорите «нет»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (Нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да)
- Ребята, путешествие наше подходит к концу. Пора возвращаться в детский сад.
Закроем глаза, вокруг себя мы обернёмся и в детский сад опять вернемся.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы о лесе.
1)Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.
2)По лесу ходи – под ноги гляди.
3)Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.
4)Лес – богатство и краса, береги свои леса.
5)И лес шумит дружней, когда деревьев много.
-Что нового и интересного сегодня мы с вами узнали?
- что больше всего запомнилось и понравилось?
Сегодня вы совершили столько хороших дел, вы – такие молодцы! И поэтому я решила наградить вас медалями «Друзья леса» (детям вручаются медальки, а Лесник приготовил для вас сюрприз – вот эту корзину с грибочками (печенье)
Воспитатель:
Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ, ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!