Папки-передвижки

Занятие в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе» (3 фото)

Надежда Кутилина
Занятие в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Путешествие по крестьянской избе»

Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Задачи:

Образовательная: приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; обобщить имеющиеся знания о малой родине; обогатить словарный запас детей («Красный угол», «Бабий кут», рубель);расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре русского народа ( изба: её внутреннее убранство; особые места в русской избе).

Публикация «Занятие в подготовительной группе „Путешествие по крестьянской избе“» размещена в разделах

Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук; умение выполнять несложные танцевальные упражнения под музыкальное сопровождение, исполнять знакомые песни.

Воспитательная: воспитание любви и уважения к истокам русской народной культуры, гордости за свой народ, доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Тип занятия : занятие - формирование и совершенствование знаний.

Форма занятия : виртуальная экскурсия

Методы: словесный, познавательный, игровой.

Предварительная работа: экскурсия «Русская изба», исследовательская работа по изучению народного костюма, чтение сказок, художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки, небылицы).

Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.

Демонстрационный материал: электронная презентация «Путешествие по крестьянской избе»

Раздаточный материал: фотографии а крестьянской избы,фото предметов обихода прошлого и настоящего, мнемокарточки по теме «Печь», солёное тесто, декоративные украшения.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Хозяйка избы: Здравствуйте, гости званые, гости желанные!

Дорогих гостей встречаем

Пышным, круглым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

(Дети отламывают маленький кусочек хлеба, макают в соль и кушают).

Хозяйка избы:

Ото всех дверей,

Торопись скорей,

Собирайся в хоровод.

(Звучит музыка, на её фоне ребёнок читает стих о Родине).

Ребенок:

На широком просторе,

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края.

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья!

Хозяйка избы: Ребята, о чём говорится в стихотворении?

Дети: О Родине.

Хозяйка избы: Как называется наша Родина?

Дети: Россия!

Хозяйка избы: У каждого человека на земле есть малая Родина. А как вы понимаете, что такое «малая Родина»?

Ответ детей: М. Р. - это место где мы родились и живём.

Ответ детей: М. Р. - это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.

Ответ детей: М. Р. - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы.

Ответ детей: М. Р. - это место, где стоит наш детский сад.

Ответ детей: М. Р. -это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.

Ответ детей: М. Р. - это наш город Воронеж.

Хозяйка избы: Правильно, большая наша страна Россия. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём- это наша малая Родина. Я предлагаю немного рассказать о своей малой родине, о Воронеже. Я буду начинать, а вы покажите фотографию и закончите….

Достопримечательность Воронежа (Картинка города Воронежа. Выходя дети, называют что это за место? И выкладывают слово.)

Цирк,Ротонда, Бим, Вокзал, Зоопарк Воронежский.

Хозяйка избы: Но не всегда так жили люди. И мы с вами не зря в такой одежде – это русский народный костюм, а вы добры молодцы и красны девицы. Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.

«Сядем рядком, да поговорим ладком».

(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед экраном).

Слайд 1. Мы совершим путешествие по русской избе, «Горницей» её называли. А теперь, милости прошу в нашу избу.

Введение нового материала

Слайд 2.

Хозяйка избы: Главный в «Горенке»«Красный угол». Как вы думаете, почему «красный»? (ответы детей)

Хозяйка избы: Красный угол в русской избе- это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь расположены иконы. Тут же в углу стоял длинный дубовый стол, за которым усаживали дорогого гостя. Встречали не с лестью, а с честью. Потчевали гостя самыми лучшими явствами, которые только были у хозяев, приговаривая: «Пироги, да каша – пища наша».

Слайд 3

С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Как вы думаете, как называли человека, который клал печь (ответы детей). Правильно, человек, который умел класть печь, – печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

Печь не только обогревала избу, была многофункциональной. Как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь, вам помогут эти картинки (ответы детей).

Русский народ всегда славился своим гостеприимством.

Поговорки:

1)Что есть в печи – всё на стол мечи.

2)Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

3) Станешь лежать на печи, так не будет ничего в печи.

4)Работу с плеч да и на печь.

5)У холодной печи не согреешься.

Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок.

Хозяйка избы: Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? По щучьему веленью, Гуси лебеди, Заюшкина избушка. (ответы детей).

Слайд 4. (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д.)

Слайд 5

Хозяйка избы: А вот коромысло на гвоздике повисло, а домовёнок, Кузька, наклоняется и с ним забавляется. В новую избу вместе с людьми переезжал и домовой (показ домового)— его везли в поношенном лапте, в который насыпали землю из-под печи старого дома.

В самом темном углу за стеной под трубой

Жил да был добрячок и шалун домовой.

Он исправно следил за порядком вокруг,

Дом, от зла охранял как преданный друг.

И царили в том доме уют и тепло.

Всем кто в нём обитал, неизменно везло.

(Слышится плач ребёнка).

Хозяйка избы: Ой, кто же там плачет? (Ответы детей)

Слайд 6.

Малыш лежит в кроватке — люлькой называется. Вешали её на крюке, забитом в потолке. Как же его успокоить? (спеть колыбельную). Какие колыбельные пели вам ваши мамы (Ответы детей). Давайте споём «Баю-баюшки- баю!».

Слайд 7-8.

Уложила мамка своё дитятко, а сама печь да варить, прясть да шить на всю большую семью. И место для этого у неё было между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» или куток – это угол,

который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Были у неё инструменты-помощники, которые прячет домовой за печкой.

Слайд 9

Загадки:

Из русской печи

Кашу тащит, калачи.

Чугунок очень рад,

Что его схватил (ухват).

Хозяйка избы: Рядом с печкой стоит сват – злой да рогатый ухват! Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит. Ой, что это за свалка? Да это же наша… (прялка! Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки. Днём спит, отдыхает, а как только вечер настанет – при лучине прядёт, бабам работы придаёт.

Хозяйка избы:

Гладит платья и рубашки,

Отужит нам кармашки.

Он в хозяйстве верный друг –

Имя у него. (утюг).

Хозяйка избы: Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок.

Слайд 10

Хозяйка: Жилые помещения традиционно освещались лучиной. Как вы думаете, из чего она? (Ответы детей). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы.

Слайд 11

Хозяйка избы: Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились одежда для всей семьи. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор.

Слайд 12

Хозяйка избы: Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно. Я показала вам то, что было в нашей «Русской горнице». А теперь давайте вместе пройдём и расскажем, что же мы там увидели?

Физминутка

Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. (идём, руки на поясе)

Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)

Упираемся о пол (наклон)

Прямо дверь (поклон)

Над ней подкова (на носочки, руки вверх)

Чтоб семья была здорова.

Хозяйка избы: А наш домовой теперь хочет спросить, встречаются ли в наше время предметы старины, а может они изменились, а суть то осталась прежней?

Дидактическая игра «Найди пару»

Хозяйка: Наш домовой уже многому нас научил, но он не один оберегал избу, кроме него были и другие обереги, которые охраняли жилище человека. Может быть вам известно, что вешали над входной дверью? (Ответы детей)

Практическая работа.

Хозяйка избы: Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома. Я предлагаю, вам, гости дорогие, смастерить подкову-оберег, которую вы сможете повесить на счастье в своём доме!

Слайд 13

Хозяйка избы: Проходите за столы, да садитесь на стульчики!

(Лепка из солёного теста и украшение подковы).

Подведение итогов.

Хозяйка избы:

Куда мы с вами сегодня совершили экскурсию? (ответы детей)

С какими предметами старины познакомились? (ответы детей)

Кто защищал дом? (ответы детей)

А что ещё является оберегом для дома? (ответы детей)

Хозяйка избы: Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи!

Рефлексия детей:

Что понравилось во время занятия?

Что именно делал вы?

Что понравилось?

Что не понравилось?

Что нового вы для себя узнал?

Презентация к занятию

Занятие в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе»
Фото «Путешествие по крестьянской избе»
Занятие в подготовительной группе - фото
Публикации по теме:

«Путешествие в Долину Гейзеров» занятие по познавательному развитию в подготовительной группе«Путешествие в Долину Гейзеров» занятие по познавательному развитию в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с историей открытия Долины гейзеров Задачи: • Формировать представление о гейзерах; • Развивать познавательный.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие на корабле на остров Знаний» Интеграция образовательных областей: «Познание» «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы». Цели: 1. Образовательные:.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе» Интегрированное занятие в подготовительной группе. «Путешествие по крестьянской избе»Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса.

Конспект занятия учителя-логопеда в мини-музее ДОУ «Сказочное путешествие по русской избе»Конспект занятия учителя-логопеда в мини-музее ДОУ «Сказочное путешествие по русской избе» Конспект логопедического занятия в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности для детей с ТНР 6-7 лет с использованием.

Открытое интегрированное занятие «Путешествие в весенний лес» в подготовительной группе для детей с ТНРОткрытое интегрированное занятие «Путешествие в весенний лес» в подготовительной группе для детей с ТНР Интеграция образовательных областей: • Речевое развитие • Познавательное развитие • Физическое развитие • Художественно-эстетическое развитие.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группеОткрытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группе Открытое занятие по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по России» Цель: Развитие патриотических чувств у.

Занятие в подготовительной группе «Путешествие по сказкам братьев Гримм» Путешествие по сказкам братьев Гримм Цель: Знакомить детей с творчеством братьев Гримм, продолжать знакомить с авторскими сказками, расширять.

Самоанализ занятия «Путешествие по крестьянской избе» (подготовительная группа)Самоанализ занятия «Путешествие по крестьянской избе» (подготовительная группа) 1. Общие сведения о занятии. Подготовительная группа состоит из 10 воспитанников (5 мальчиков и 5 девочек) 6-7 лет. Дети обучаются и.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в город Добродельск»Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие в город Добродельск» Цели: - формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; - расширение знаний о роли её в жизни каждого.

Занятие по ФЭМП «Путешествие в страну «Геометрия» в подготовительной группеЗанятие по ФЭМП «Путешествие в страну «Геометрия» в подготовительной группе Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну Геометрии» Елена Владимирова. Цель: Закрепление геометрических фигур. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе»
Опубликовано: 15 июня 2023 в 17:37
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кутилина (УИ 2148883) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД