Ирина Заиновна
Занятие в группе общеразвивающей направленности детей 5–6 лет «Игрушки из нашего прошлого»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с прошлым русской народной игрушки.
Задачи:
Образовательные: познакомить с историей возникновения гендерной игрушки на Руси.
Развивающие: побуждать к самостоятельному созданию глиняных игрушек.
Публикация «Занятие в группе общеразвивающей направленности детей 5–6 лет „Игрушки из нашего прошлого“» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками, понимание своей половой принадлежности.
Работа над словарем: зыбка, берендеечник, бавушка, бирюлька.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о жизни людей на Руси, беседа «Народные промыслы России», изготовление кукол и игрушек своими руками, заучивание пословиц о семье и труде.
Материалы и оборудование: иллюстрации; деревянные, тряпичные, соломенные, глиняные игрушки; колокольчики, дудочки, глина, стеки, салфетки, вода, доски, емкости для воды, аудиозапись русских народных песен и мелодий.
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : русская народная игрушка.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия : игра, беседа, музыкальное сопровождение.
3. Приемы организации практической деятельности детей : продуктивная деятельность, ситуация выбора.
4. Приемы поддержания интереса у детей : рассматривание игрушек, чередование беседы и подвижных игр.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, определение качества продуктивной деятельности.
Ход
Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал и играют в русскую народную игру «Выбери подарок».
- Вот точно также в давние времена играли дети и выбирали себе игрушки. Как вы думаете, как появились первые игрушки? Из чего они изготавливались?
- Игрушки делали сами родители или старшие сестры, братья (обращает внимание на игрушки). Изготавливали их из подручных материалов - дерева, ниток, ткани, соломы, глины. Некоторые из таких игрушек мы с вами уже мастерили (показ макета) и лепили из глины.
- Но самые первые игрушки вешали над зыбкой младенца. Зыбка – это подвесная колыбелька, ее подвешивали к потолку (показ иллюстрации) и украшали иг-рушками.
- Как вы думаете, игрушки для всех были одинаковые?
- Конечно, нет. Зыбку мальчика украшали вот такими колокольчиками, подвесками с шумом, трещотками, а зыбку девочки - цветочками, пестрыми лоскутками (показ). Девочкам и мальчикам пели колыбельные песни, Софья, возьми свою куколку и спой нам колыбельную песню (исполнение).
- Когда мальчики подрастали, они играли с тряпичными мячами, деревянными волчками и дудочками (показ).
- Ну, а девочки получали от мамы кукол. Лицо у таких кукол не рисовали, потому что люди думали, что это может навредить маленькому ребенку (показ).
- Посмотрите, это непростая куколка, зовут Кубышка-травница. Травница, потому, что внутри она наполнена душистой лекарственной травой (показ). Ее встряхивали и дышать в доме становилось лучше.
- А вот кукла-Стригушка (показ). Ее делали из соломы и украшали цветными нит-ками. Вот куклы-обереги, они оберегали ребенка от злых духов: «сонница-бессоница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».
- Вот другая кукла – Крупеничка. Как вы думаете, почему ее так называли? Потому что внутри нее крупа (гречка, пшеница, овес). Считалось, что она приносит в дом достаток и богатство. Такую куклу приятно держать в руках (показ).
- Со временем стали появляться мастера, которые специально занимались изго-товлением игрушек для детворы. В народе такого мастера называли берендеечник, а игрушки ласково называли берендейка, бавушка, мелкие игрушки называли бирюльками (показ).
- Мастера-берендеечники везли на ярмарку кукол, свистульки, деревянные и другие забавные ярко расписанные фигурки. На ярмарках люди не только продавали и покупали, но еще и веселились – пели хороводы и плясали, играли в игры. Давайте мы сейчас повеселимся и поиграем. «Шутку шутить – всех веселить!». Выходи Иванушка!
Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.
- Где был, Иванушка? - На ярмарке.
- Что купил, Иванушка? - Курочку.
Курочка по сеничкам зернышки клюет, Иванушка в горенке, песенки поет.
- Где был, Иванушка? - На ярмарке.
- Что купил, Иванушка? - Уточку.
Уточка по лужице взад — вперед плывет, Иванушка в горенке, песенки поет.
- Где был, Иванушка? - На ярмарке.
- Что купил, Иванушка? – Коровушку.
Коровушка молочка дает, Иванушка в горенке, песенки поет.
- Ну, ребята, «Делу время – потехе час», наша игра закончилась, нам пора прини-маться за дело.
Далее педагог предлагает детям представить себя в роли мастера (берендеечника) и слепить себе игрушку (по ходу работы дети вспоминают пословицы о труде).
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
«Больше дела – меньше слов».
«Была бы лишь охота, наладится работа».
«У хорошего мастера всегда порядок».
«Мала пчелка, да и та работает».
В конце дети поясняют, почему они слепили именно эту игрушку. Обобщают свои знания о первых игрушках старины (игрушки для девочек и мальчиков)
Педагог стимулирует детскую активность вопросами: «Где люди брали материал для изготовления игрушек?», «Почему древние мастера изображали в основном людей и домашних животных?», «Какие игрушки лепили для мальчиков?»
Список литературы:
1. Блинов Г. Д. «Чудо-кони, чудо-птицы». Изд-во «Детская литература».
2. Доронова Т. Н. «Изобразительное искусство и эстетическое развитие детей от 6-7лет».
3. «Народная пластика и декоративная лепка в д/с». Под ред. Н. Б. Халезовой.
4. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». Под ред. М. Д. Маханевой.
5. «Мой мир». Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками». Под ред. Л. И. Катаевой.