Надежда Викторовна Картунова
Занятие «Тайна имени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать интерес детей к происхождению имени;
Задачи:
- учить вникать в смысловую сторону слова;
- развивать языковое чутье, мышление, воображение;
- повышение речевую активность, способствовать основанию собственного «Я»;
- воспитывать уверенность в себе и в своих способностях.
Оборудование: интерактивная панель, презентация «Тайна имени», аудиозапись с криком младенца, мелодии песен А. Макаревича «Росток» и греческого танца «Сиратки», разноцветные венцы, сердечки со значение имени на каждого ребенка.
Публикация «Занятие „Тайна имени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Предварительная работа: разучивание игры «Где ребят вы видели?», песни «Росток» А. Макаревича.
Ход мероприятия.
Дети садятся полукругом перед экраном.
Логопед: Сегодня, ребята, мы поговорим о близких каждому из нас словах – именах. Наши имена появились давным-давно. Нас еще не было, а имя это уже было. Появляясь на свет, младенец оповещает о своем приходе громким криком.
Звучит аудиозапись крика младенца.
Логопед: Лишь только родился младенец, папа и мама дают ему имя. Имя, как птица, слетает в его колыбель, обнимает его крыльями на целую жизнь. Наше имя сопровождает нас всю жизнь. Подобно лунному свету, оно окутывает каждого из нас своей тайной. Это тайна происхождения и значения имени. У каждого имени она своя. Сегодня мы раскроем тайну наших имен и узнаем, каким должен быть человек, носящий это имя.
Педагог предлагает встать и спеть песню «Росток»
Вот одна из тех историй,
О которых люди спорят
И не день, не два, а много лет.
Началась она так просто,
Не с ответов, а с вопросов,
До сих пор на них ответа нет.
Припев:
Мы пришли сюда,
Чтоб узнать наверняка
Тайну наших всех имен
С прадедовских времен.
Пусть идут года,
Не забудем никогда
Этот день и этот час,
Объединивший нас.
Дети садятся.
Логопед:
В древности имен еще не было. На Руси люди называли детей подходящими, на их взгляд словами. Могли дать мальчику имя Волк, чтобы он был силен, смел и жил долго. Чтобы ребенок был добрым –его называли – Добр, а потом стали называть Добрыня, милого и нежного называли Милони, крепкого –Крепыш. Первенца называли –Первуша, нежную девочку – Нежана, часто смеющуюся – Смеяна. Наши современные имена пришли к нам не сразу. Путешевствуя по разным странам имена изменялись. Это Вера, Татьяна, Сергей и др. Иногда ребенка называют в честь кого-то. В честь великого полководца, ученного или поэта.
Логопед:
Иногда русские имена мы слышим в пословицах.
Когда человек делает все медленно, а другие ждут его. Про такого говорят: «Едет Емеля. Да ждать его неделю» Какое имя вы услышали в пословице?
Когда человек не признает свою вину, перекладывает ее на других. Говорят: «Наш Филат не бывает виноват»
Какое имя вы услышали в пословице?
Много имен и в загадках.
Вертится Антошка
На одной ножке;
Где солнце стоит,
Туда он и глядит. (Подсолнух)
Какое им вы услышали в загадке?
А сколько шуток-прибауток придумал русский народ в стихах. Вставайте в хоровод и проиграем в игру «Где детей вы видели?»
Инсценирование шутки-прибаутки «Где детей вы видели?»
Ведущий:
Ди-дили, ди-дили,
Где вы Дашу видели?
Дети:
Заглянули в зелен сад:
Даша щиплет виноград.
Каждый названный ребенок имитирует движение.
Ведущий:
Ди-дили, ди-дили,
Где вы Лизу видели?
Дети:
Заглянули под крылец:
Грызет Лиза огурец.
Ведущий:
Ди-дили, ди-дили,
Где вы Леру видели?
Дети:
Заглянули за порог:
Она стряпает пирог.
Ведущий:
Ди-дили, ди-дили,
Где Алешу видели?
Дети:
Заглянули средь елей:
Рвет грибы там Алексей.
Ведущий:
Ди-дили, ди-дили,
Варю вы не видели?
Дети:
Заглянули мы в сенцы:
Сосет Варя леденцы.
Ведущий:
Ди-дили, ди-дили,
Где Ульяну видели?
Дети:
Заглянули мы в светелку:
Метет Ульяна там метелкой.
Ведущий:
Ди-дили, ди-дили,
Где Артема видели?
Дети:
Заглянули за забор:
Крепко спит там наш Артем.
Ведущий:
Ди-дили, ди-дили,
Вы детей не видели?
Дети:
Заглянули в детский сад:
Поплясать там каждый рад!
Все дети пляшут.
Звучит музыка. Большинство имен пришло к нам из Древней Греции.
На слайде иноземец в античном одеянии со свитком в руках - Теодорос.
Теодорос: Низкий вам поклон, о божественные создания.
Логопед: Видно издалека пришел ты к нам. Кто ты? Как тебя зовут?
Теодорос: Вы хотите знать мое имя? Меня зовут Теодорос. Прибыл я из Древней Греции.
Логопед: Зачем ты пожаловал к нам?
Теодорос: Выслушайте меня. Мое сердце велит раскрыть вам тайну вашего имени. Эта тайна - значение имени. Послушайте, что означает ваше имя.
Зачитывается послание.
Логопед:
Как славно девочек зовут!
Лера - бодрая, крепкая.
Даша - сильная, побеждающая всех вокруг.
Лиза – Божья помощь.
Ульяна – счастливая.
Как славно мальчиков зовут!
Алеша - не только маму, всех женщин защищает.
Егор - добывает все ударным трудом.
Саша – защитник.
Артём – здоровый.
Денис – любимый.
Логопед: Теодорос кратко рассказал о значении ваших имен. Сегодня каждый из вас получит именной лист, из которого вы еще больше узнаете о своем имени. На этих сердечках указаны ваши полные имена : Анна, Алексей. Так вас будут звать, когда вы станете взрослыми. А пока вы маленькие и имена у вас маленькие : Аня, Леша - неполные.
Но, обращаясь друг к другу, не стоит к имени добавлять слог «ка». Например, называют Дашу - «Дашка», Ваню - «Ванька». Это неуважительно. Имя человека надо уважать. Ведь недаром имена пишутся всегда с большой буквы. Издавна так было.
Теодорос:
Мало иметь хорошее имя, надо, чтобы и вы делали в жизни все то, о чем говорит вам ваше имя. Теперь же прощайте! Пора мне вернуться на Родину.
Вы запомните одно:
Имя вам не зря дано.
С ним по жизни вы шагайте.
Смысл его не забывайте.
Логопед: Выбирая вам имя, родители, может быть, не задумывались о его значении, не знали его тайну. Часто родители выбирают имя, которое кажется красивым или модным. Порой называют ребенка в память о родных.
Расскажите, почему именно таким именем вас назвали родители?
Заслушиваются рассказы детей.
Логопед: Вот и раскрыли мы тайны наших имен. Мало иметь хорошее имя. Надо еще соответствовать ему, быть достойным его, оправдать его своей учебой, своим трудом. На всем пути своей жизни помните значение своего имени и будьте его достойны.
Логопед произносит слова:
Я шла, шла, шла.
За собой детей вела.
После воспитатель называет имя любого ребенка, берет его за руку и ведет по группе. Затем называет имя следующего ребенка и т. д. Дети поочередно берутся за руки, встают в круг.
Звучит песня на мелодию А. Макаревича «Росток»
Почему стремятся к свету
Все растения на свете,
Отчего к морям спешит река.
Как мы в этот мир приходим,
В чём секрет имен знакомых,
Знаем мы теперь: и ты и я…
Припев:
Мы пришли сюда
И узнали ты и я
Тайну наших всех имен
С прадедовских времен.
Пусть идут года,
Не забудем никогда
Этот день и этот час,
Объединивший нас.
Логопед вручает именные листочки, кратко зачитывает значение имени и вручает их детям.
Антон (древнеримское имя Антоний, т. е. «вступающий в бой».
Как правило, это очаровательный ребенок. Обаятелен, располагает к себе людей. Характером обычно похож на мать, но крепко держится отца. Очень работоспособен. Трудолюбив.
Даниил (древнееврейское, означает «Божий суд».
Спокойный и улыбчивый ребенок. Даниилы похожи на мать, отзывчивы, добры, но с хитринкой. Любят играть в футбол, увлекаются борьбой.
Евгений (древнегреческое, означает «благородный»
Поражает всех своей смекалкой. Большой фантазер. Трудолюбив, дружит со многими, его уважают за доброту и щедрость.
Анастасия (древнегреческое, означает «воскресение» (возвращенная к жизни). Девочка с таким именем красивая, умная, нежная. Ее все любят, она никогда не будет ни злобной, ни мстительной. Очень мечтательна, любит детские сказки, у нее хорошо развито воображение.
Дарья (древнеперсидское, означает «сильная, побеждающая».
Смышленая и несколько импульсивная, не любит одиночества, любительница шумных, веселых игр.
Мария (древнееврейское, означает «горькая», «любимая», «упрямая».
Добрая, нежная, спокойная девочка. Ее просто обидеть, тем не менее, в ней достаточно твердости и достоинства, чтобы постоять за себя. Она бывает своенравна, любит делать то, что ей нравится.