Елена Ерошенко
Конспект занятия «Обычаи и традиции празднования народного календарного праздника «Сороки» на Дону»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с праздником Сороки»
Цель занятия : Познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки» на Дону, с народными играми. Закрепить знания детей о традициях народного праздника «Сороки».Вызвать у детей интерес к народному творчеству. Изготовление жаворонка из соленого теста.
Публикация «Конспект занятия „Обычаи и традиции празднования народного календарного праздника „Сороки“ на Дону“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Конспекты занятий
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с историей и традициями русского народа посредством слайдовой презентации.
2. Закрепить знания детей о праздновании народного праздника «Сороки – встреча весны» с помощью викторины.
3. Продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать полными предложениями на вопросы. Закрепить умение детей читать весенние заклички.
4. Учить детей создавать образ жаворонка из слоеного теста
5. Развивать фантазию, воображение, творческие способности, вовлекая воспитанников в исполнение стихов, закличек.
6. Активизировать и пополнять словарный запас.
7. Воспитывать интерес к культуре Донских казаков.
Оборудование: ноутбук, флеш – карта с презентацией «Праздник Сороки», атрибуты для игр, слоеное тесто.
Ход ООД.
Воспитатель собирает детей. Дети встают в круг.
Воспитатель: В каждой станице, в каждом хуторе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и на других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками. Какими, ребята?
Дети: Масленница, 8 марта.
Воспитатель: сегодня по старинному календарю празднуют День встречи весны — “Сороки”. Пора весну звать, весну звать-величать!
(Дети ходят по кругу, держась за руки, читают закличку.)
Весна, весна красная! Приди весна с радостью,
Со льном высоким, с корнем глубоким,
с дождями сильными, с хлебами обильными.
Воспитатель: ребята присаживайтесь пожалуйста, поудобнее на свои места, посидим рядком, да поговорим ладком Дети, послушайте загадку.
я превращаю почки в зелёные листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю
Движения полна, зовут меня
Дети: это весна.
Воспитатель: Ребята, назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май)
А о каком месяце издавна в народе говорили : «Пришел месяц - капельник и зима заплакала». О каком месяце речь? (ответ детей – о месяце март). Какое время года он начинает? (Март начинает весну) Почему он капельник? (солнце ярче светит, снег тает, появляются проталинки с островками подснежников, журчат ручьи, природа просыпается ото сна, наступает ранняя весна).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Казаки всегда очень серьёзно относились к Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу о старинном празднике встречи весны, который празднуют с давних пор 22 марта. Вслед за Масленицей в марте совершался обряд встречи весны. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день и праздновали праздник Сороки. Называется он «Сороки» (от числа «сорок»). Это день памяти сорока мучеников – воинов, пострадавших за свою веру. (презентация)
Казаки верили в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц. Первая из прилетающих птиц – жаворонок или кулик. Больше всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться от зимнего сна. (После показа слайда звучит трель жаворонка). Послушайте песню лесного жаворонка.
Давайте мы с вами поиграем в игру «Жаворонки в гнездышках». А знаете ли вы, какие жаворонки делают гнезда?
Дети: Гнезда жаворонки устраивают на земле, в ямках. Выстилают их травой, перьями, конским волосом.
( ведущий кладет обручи разного цвета: желтый, зеленый, синий на пол) –сейчас вы будете птички, а это ваши гнездышки. Дети по три –человека занимают обручи.
- Запомните какого цвета у вас гнездо. Когда зазвучит музыка «жаворонки» улетают из гнезда. Когда музыка закончится, нужно занять свое гнездо. Будьте внимательны.
(Дети усаживаются на стульчики.)
Воспитатель: А вы загадки умеете отгадывать? Загадки о весне на мультимедиа для детей. Дети хором отгадывают загадки.
«Птица весне радуется», – говорили казаки, к птицам с давних пор относились с особенной привязанностью и любовью. любили и ждали праздник Сорока мучеников Севастийских, готовились к нему. В это время уже начинали возвращаться на родину перелетные птицы.
К этому дню в каждом доме лепили из теста вот таких птичек (показывает) - жаворонков, пекли их. У кого не было теста, лепили их из глины, мастерили из тряпок и бумаги. В старину люди верили, что весна потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы. Детям "птиц" давали, приговаривали: "жаворонки прилетите - весну принесите».
Выпеченных жаворонков рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах, с ними закликали весну. К тому же, они очень вкусные. А вы хотите вылепить жаворонков, тогда проходите за столы!
Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков или куликов. Тесто катали в виде жгута и связывали его узлом. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна. Птичек смазывали растопленным сахаром. Хотите сами попробовать вылепить жаворонков! Тогда начинаем!
(дети лепят жаворонков и передают для выпечки)
Воспитатель: На праздник и взрослые, и дети выходили на улицу и играли в веселые игры.
Народная игра «Карусель» :
Дети встают в круг и вместе произносят:
«Еле-еле, еле-еле.
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом».
В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно ускоряют движения. После того, гак дети пробегут два круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!».
Движение карусели замедляется, дети опускают руки; Игра повторяется, дети двигаются по кругу в другую сторону.
Воспитатель: Ребята, вы познакомились с народным праздником - Сороки. Вам понравилось?а теперь пойдем и заберём наших жаворонков.