Ольга Смирнова
Занятие с родителями «Поощрение и наказание»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с родителями «Поощрение и наказание»
Целевая группа: родители детского сада.
Цель: повышение психологической грамотности родителей.
Задачи: ознакомить родителей с запретами и требованиями, которые могут быть в жизни ребенка; отработка навыка установления запретов в игровой форме; помочь родителям найти «золотую середину» в отношениях с детьми.
Ход занятия
1. Вступительное слово. Уважаемые родители!
Публикация «Занятие с родителями „Поощрение и наказание“» размещена в разделах
Очень часто, ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.
Это очень важный вопрос в воспитании любого ребенка, а тем более – приемного. Если ребенок ведет себя хорошо, то это воспринимается как само собой разумеющееся. Внимание родителей чаще фиксируется на плохом поведении ребенка.
Получается, если ты хочешь быть в центре внимания родителей, веди себя как можно хуже. Этим можно объяснить и многие случаи воровства, обмана, иногда даже вандализма по отношению к игрушкам и вещам в доме. Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания – для прерывания нежелательного.
2. Разминка. Упражнение-приветствие «Я рад (а) видеть Вас сегодня» (клубок передается родителям по кругу, постепенно разматывая).
Воспитатель: Вот так, как этой нитью – все мы связаны общей проблемой, как сформировать позитивные отношения с детьми, как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Сегодня мы попробуем вместе разобраться в этой проблеме.
• Упражнение «Продолжи предложение»
- Исследовать лужи можно, но только (в высоких сапогах)
- Разбирать часы можно, но только…. (если они старые и давно не ходят)
- Играть в мяч можно, но только (не в помещении и подальше от окон).
В: А теперь я предлагаю разобрать проблемные ситуации.
• Упражнение «Обсуждение ситуаций». (Родители предлагают свои варианты решения данных ситуаций).
Ситуация: Ребенок балуется с велосипедом.
Вариант ответа: разумно будет забрать его у ребенка на некоторое время.
Ситуация: Ребенок кидается песком на других детей.
Вариант ответа: стоит лишить привилегии играть в песочнице на один день.
Ситуация: Одна девочка плохо вела себя во время обеда в кафе, и мама пригрозила ей: «Будешь и дальше вести себя так, ляжешь сегодня спать в семь часов». Девочка все равно продолжала шалить и в ответ получила: «Так-так. Не в семь, а в половине седьмого»
Вариант ответа: в данном случае можно, вместо того чтобы откладывать наказание на вечер, мама должна была просто отвлечь внимание девочки. Или сказать, что отправит ее за другой стол, что они немедленно уйдут из кафе. В этом случае девочка поймет, что ее поведение может привести к неприятным последствиям.
Ситуация: Вы проходите мимо комнаты сына, я видите, как он сбрасывает все пазлы с полки на пол, разбрасывая их по всей комнате.
Вариант ответа: концентрируйтесь не на том, как заставить ребенка подчиниться, а на разборке кусочков и уборке беспорядка. Помните, что тон вашего голоса и тщательный выбор слов могут сильно помочь или помешать достижению "сотрудничества" с ребенком. Начните с признания его права на такие чувства ("Да, это твоя комната", но сохраняйте твердость. ("Но твоя комната - часть нашего общего дома, и каждый в нашей семье должен соблюдать установленные у нас правила"). Покажите ребенку, что ему тоже не безразлична проблема поддержания порядка.
3. Основная часть.
Воспитатель задаё т вопрос: «Как часто Вы ругаете и хвалите своего ребёнка?». Ответ на данный вопрос участники тренинга дают по очереди, анализируют, в каких формах происходит поощрение и словесное наказание
ребёнка, как реагирует малыш на действия взрослого, и какое действие более продуктивно для развития детей, сохранения детского психологического здоровья и полноценных детско-родительских отношений.
Для того чтобы взрослый мог ощутить состояние ребёнка, которым постоянно недовольны взрослые, которому постоянно делают замечания или ругают и кричат, родителям предлагается упражнение «Что слышит ребёнок, когда его ругают?». Для этого выбирают одного из участников, который возьмёт на себя роль «ребёнка».
Остальные – встают в круг – это «взрослые». «Ребёнок» присаживается на корточки в середине круга. «Взрослые» вспоминают слова, фразы, интонации, которые они используют для выражения своего недовольства ребёнку. Затем «взрослые» все вместе идут по кругу в одном направлении и хором ругают «ребёнка». (Упражнение повторяется несколько раз с разными «детьми»).
По завершению упражнения педагог предлагает поделиться своими впечатлениями о данном упражнении, об ощущениях и впечатлениях, полученных в ходе принятия ролей «ребёнка» и «взрослого» и сделать заключение на основе личного опыта.
Беседа. Поощряйте и наказывайте ребенка так, чтобы это было действительно на пользу. Покупка какой-нибудь вещи – самый популярный у родителей вариант поощрения. Но самый ли лучший?
Главное – умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям и умение заботиться о них.
Поощрять ребенка так, что бы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень не просто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, совместных с ними делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.
Если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! Стоит ли наказывать, если ребенок искренне раскаивается в совершенном без злого умысла поступке, понимает, что причинил близким людям огорчения и неприятности? Вероятно, нет. И все же и поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Для правильного воспитания родителям полезно знать какие формы наказания существуют.
К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Устойчивость применения физических наказаний связана с достаточно сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способам можно оказать влияние на кого угодно, а тем более на маленького и беззащитного человечка. Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения.
Речевая агрессия (ругань, оскорбления, так же как и физическое насилие, малоэффективна и ведет лишь к аналогичным способам поведения ребенка со сверстниками в результате действия механизма подражания. Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно с крайней осторожностью и на очень короткое время.
Нельзя допускать в адрес малыша угрозы, что мама уйдет из дома, оставит его одного, тем более применять такое наказание как уход родителей из дома. В каких сферах жизни ребенку запреты просто необходимы: - Они должны касаться здоровья ребенка. Необходимо запрещать те действия ребенка, которые могут повредить его здоровью или несут угрозу его жизни. - Физическая и личная безопасность других людей. Под запретом здесь те действия ребенка, которые угрожают жизни, здоровью или являются актом
неуважения в отношении другого человека. - Сохранность материальных, культурных и духовных ценностей.
Необходимо запрещать ребенку любые разрушающие действия в отношении природной и культурной среды.
Наказание можно заменить : Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей. Объяснением. Объясните ребенку кратко, ПОЧЕМУ его поведение неправильно. Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется. Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка, возможно, данный проступок был случайностью.
В: Сейчас я хочу предложить вам поиграть.
• Упражнения на запреты “Связанный ребенок”
Ведущий: Приглашаются два родителя, которые будут участвовать в упражнении. Один из Вас будет играть роль ребенка, а второй – роль родителя.
(Педагог начинает демонстрацию).
- Как часто мы говорим ребенку: «Не бегай, не прыгай, не лезь, не упади…». («Родитель» завязывает «ребенку» ноги).
- Мы также говорим ему: «Не трогай то, не трогай это…» («Родитель» завязывает «ребенку» руки).
- А ещё мы говорим ему: «Не слушай, это не для твоих ушей» («Родитель»завязывает «ребенку» уши)
- И ещё : «Не кричи, не разговаривай громко» («Родитель» завязывает «ребенку»рот).
- И, наконец, мы говорим ему иногда: «Не смотри этот фильм…» («Ребенку»завязывают глаза).
Затем воспитатель спрашивает «ребенка», как он себя чувствует?
(Далее педагог предлагает родителям обсудить ситуации).
В: Мы с вами выяснили, что в каждой семье есть запреты и их необходимо установить минимальное количество. Для того чтобы это сделать правильно, нам необходимо выработать правила запретов для детей.
• Запреты и требования должны быть гибкими, их недолжно быть много.
• Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими требованиями ребенка.
• Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
• Запреты и требования должны ребенку разъяснятся.
• Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.
• Родителям необходимо помнить, что воспитание должно быть последовательным.
Было замечено, прямые способы воздействия на ребенка не всегда являются эффективными. Так, например, запрет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание - обиду и страх повторного наказания.
Это свидетельствует о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. Народная сказка позволяет осуществлять процесс их воспитания более целостно.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения", но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например: сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".
Предлагаю Вам вспомнить сказки, которые помогут решить ту или иную ситуацию, и добиться от ребёнка послушания.
(Родители вспоминают и называют сказки).
Упражнение «Цветок поощрений». Цель: развитие способности видеть в ребенке положительное, усиление способности родителей к пониманию и чувствованию эмоционального мира своего ребенка.
Инструкция. Родители каждый для себя рисуют цветок (круг с лепестками). В центре круга пишут имя ребенка. Каждый лепесток – поступок ребенка, который подлежит поощрению. В течение 5 минут каждый пишет то, что думает. Затем ведущий делает вывод о том, что нужно быть как можно внимательнее ко всему, что делает ребенок.
4. Завершение работы.
Вопросы к участникам занятия (с целью проявления рефлексии) :
Что Вы узнали нового? Чему научились?
Ведущий. Я рада, что занятие вам помогло. Хочу поблагодарить всех за участие! Спасибо за проделанную работу!
По окончании занятия в качестве информационного материала родителям можно предложить памятки «Правила».
Правила запретов для детей
• Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
• Требования и запреты не должны вступать в противоречие с важнейшими требованиями ребенка.
• Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.
• Запреты и требования должны ребенку разъяснятся.
• Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.
• Родителям необходимо помнить, что воспитание должно быть последовательным.
«Как поощрять ребенка семье?»
Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку.
Поощряйте своего ребенка жестами.
Словесно выражайте одобрение успехам ребенка.
Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением.
Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите принимать их.
Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания.
Дарите подарки своему ребенку не только с учетом их желаний, но с учетом возможности семьи.
Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения.
Если вы используете в качестве поощрения деньги, учите ребенка правильно ими распоряжаться.