Ольга Садвакасова
Занятие — путешествие в подготовительной группе «Огонь, друг и враг человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие – путешествие
«Огонь, друг и враг человека»
Воспитатели МБДОУ №229 г. Кемерово:
Садвакасова Ольга Валентиновна;
Серикова Надежда Александровна
Цель: формирование практических навыков безопасного поведения с огнем.
Задачи:
- развивать умения детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
- знакомить детей с огнем и его свойствами;
Публикация «Занятие — путешествие в подготовительной группе „Огонь, друг и враг человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
- закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
- развивать память, находчивость и сообразительность.
Предварительная работа:
1. Чтение и обсуждение художественной литературы: К. Чуковский «Путаница»; С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; С. Михалков «Дядя Степа»; Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; Б. Житков «Пожар в море», «Пожар», «Дым»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял».
2. Рассматривание плакатов и иллюстраций: «Пожар», «Правила пожарной безопасности»;
3. Оформление альбома детских работ: «Огонь – наш друг»;
4. Беседа с детьми «Огонь- спутник и помощник человека»;
5. Дидактические игры: «Хорошо- плохо», «Домашние помощники»;
6. Подвижная игра-эстафета: «Осторожно, огонь»
7. Просмотр видеофильмов: «Огонь друг или враг?», «Огонь - помощник и друг», «История развития пожарного дела в России».
Оформление: на доске надпись «Огонь - помощник и друг» и выставка детских работ.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я получила письмо от инспектора пожарной охраны, он просит вашей помощи в тушении пожара.
Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята детского сада №229! Я – инспектор пожарной охраны. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!»
Воспитатель: Вы согласны помочь пожарным? ( Дети: Да, согласны)
Воспитатель: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным? ( Дети: Нет, чтобы стать пожарным, надо пройти специальное обучение, подготовку.)
Воспитатель: Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем, чем можно потушить огонь.
Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать ответьте на несколько вопросов.
- Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные)
- Как вы думаете, почему пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части)
- Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01 или 112 с мобильного телефона «Служба спасения»)
Воспитатель: Вот мы и приехали. Первая остановка «Радиорубка». Садитесь поудобнее, включите свои планшеты. Найдем «Сказку о непослушной спичке» и ее послушаем. (Включаем аудиозапись сказки)
«Сказка о непослушной спичке»
В одном небольшом городке жила-была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу – за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли дать ей жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть – это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестричками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.
Воспитатель задает вопросы по сказке.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Польза и вред огня»
(Воспитатель организует игру на доске о пользе и вреде спичек. Доска поделена на две части с улыбающимся и грустным человечками. В одной части дети выставляют картинки, где огонь приносит пользу, а в другой - вред).
Воспитатель: Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь? (Огонь нужен, чтобы варить еду, обогревать жилье, освещать дома)
Воспитатель: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем? (От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес)
Воспитатель: От чего бывают пожары? (Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов и газовых плит)
Воспитатель: Молодцы ребята. Наше путешествие продолжается, занимайте свои места в автобусе. Обратите внимание налево – здесь находится «Картинная галерея». Она необычная, догадались почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре)
Воспитатель: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим. (Дети рассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае. После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод, используя стихотворную форму)
Правило первое касается каждого,
Правило первое самое важное!
На улице, и в комнате о нем ребята помните:
Спички не тронь, в спичках – огонь!
Правило второе легко запомнить можно:
С электроприборами, будьте осторожны,
С утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
Правило третье: Не оставляйте горящий газ,
За газом нужен глаз да глаз.
Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь,
Не разжигай без взрослых печь.
Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра,
Когда же домой возвращаться пора,
Перед уходом не жалей костер,
Землей забросай и водою залей.
Воспитатель: Ребята, если мы будем соблюдать эти правила, то с нами некогда не случится беды.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие.
Мы с вами приехали на игру «Поле чудес»
Игра «Горит или не горит» На барабане разложены карточки с изображением: бумаги, металла, ткани, тетради, дерева, стекла, книги, воды, льда, снега, камня, стола, и т. д. Ребенок крутит барабан, а ребенок на которого укажет стрелка барабана берет карточку и определяет: горит или не горит этот предмет?
Воспитатель: Понравилась игра? (Ответы детей) Путешествие продолжается. Следующая остановка: «Экспериментальная лаборатория». Здесь мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.
Эксперимент первый:
Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи:
Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонь – он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание)
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет)
Объясните, почему? (Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар)
Воспитатель: Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная.
Эксперимент второй:
Воспитатель: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?
(Его нужно потушить)
Воспитатель: Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли)
Воспитатель: А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды. Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).
Аналогичные опыты проводятся с другими материалами : песком, землей, снегом.
Эксперимент третий:
Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет)
Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас. На этом наша работа в лаборатории окончена. Мы много сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор пожарной охраны.
Инспектор: Здравствуйте, ребята! Я инспектор пожарной охраны, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен.
Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01 или 112 «Служба спасения» с мобильного телефона)
Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками?
Вопрос третий: Можно ли детям включать электроприборы?
Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (водой, песком, землей, огнетушителем и т. д.)
Инспектор: По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Давайте ребята с вами проведем соревнование – игру «Кто быстрей оденется в костюм пожарного».
Условия игры таковы: Надо быстро одеваться
На пожар спешить стараться
Конкурс этот проведем
Даже время засечем.
Инспектор: Юные пожарные, вы быстро оделись. Молодцы! А на прощанье хочу дать вам один совет: Кто с огнем неосторожен, у того пожар возможен,
Ребята, помните, о том, что нельзя шутить с огнем!
(Инспектор юных пожарных, прощается и уходит.)
Воспитатель: Ну, что ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилось, вам наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось?
(Мы познакомились со свойствами огня, поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре)
Воспитатель: Ну, вот и прекрасно, я рада от души.
О наших советах другим расскажи :
Что шалость опасна, ребята, с огнем.