Людмила Шулья
Игровой тренинг психолога с детьми младшего дошкольного возраста «Все начинается с мамы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Все начинается с мамы»
Форма проведения: игровой тренинг.
Цель: развитие социальных взаимоотношений.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, художественное творчество, здоровье.
Задачи по образовательным областям:
Социализация:
1. способствовать углублению у детей чувства привязанности и любви к маме;
2. учить понимать эмоциональное состояние на примере мамы.
Коммуникация:
1. учить детей выражать внимание и сочувствие к маме;
2. формировать потребность делиться своими впечатлениями.
Публикация «Игровой тренинг психолога с детьми младшего дошкольного возраста „Все начинается с мамы!“» размещена в разделах
- Психологические игры
- Работа психолога в ДОУ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Художественное творчество:
1. вызывать радость от восприятия своей работы.
Здоровье:
1. снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование:
• Иллюстрации и пособие к игре «Наша мама» (иллюстрации улыбающихся и грустных женщин, карточки с картинками, где дети делают что-то хорошее (моют посуду, читают.) или что-то плохое (дерутся, хулиганят.).
• Цветы из цветной бумаги, клей, фотографии детей.
• Аудиозаписи с песнями о маме и звуками природы.
• Дидактический материал к речевой разминке (карточки с картинками по упражнениям).
• Оборудование по сенсорному развитию (сухой бассейн, сенсорный дождь, сенсорные ведерки и коврик).
• Презентация «Грустные и веселые мамочки».
• Полянка (вязаный пушистый коврик зеленого цвета) и теремки из картона с фотографиями мам по количеству детей.
• Мультимедиапроектор, ноутбук.
Ход занятия:
1. Приветствие детей, дети усаживаются вокруг полянки, проводится разминка для язычка (логопедические упражнения - «Лягушки», «Слон», «Лошадка», «Блинчики», «Вкусное варенье» и пр.); пальчиковая разминка «Теремок» :
«Теремок» (авторская) :
Кто-кто в теремочке, живет, дети стучат кулачком по кулачку
Кто-кто в невысоком живет?
Я – Мышка-норушка, массируем мизинчики
Я – Лягушка-квакушка, массируем безымянные пальчики
Я – Зайчик-побегайчик, массируем средние пальцы
Я – Лисичка-сестричка, массируем указательные пальцы
Я – Волчок-серый бочок. массируем большие пальцы
А я мишка косолапый. стучим кулачком по кулачку
Дети находят на полянке книги в форме теремков с фотографиями своих мам, рассматривают.
2. Слова психолога : Сегодня мы поговорим о ваших мамах. У каждого из вас мама своя, но для каждого она – самая красивая, добрая, ласковая. Послушайте, как один малыш говорит о своей маме:
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя! (В. Руссу)
- А вы любите своих мамочек? (ответы детей).
3. Подвижная игра «Идем к маме»
Дети разбиваются на пары, выполняют движения согласно стихотворению:
Чтобы к мамочке прийти, (дети шагают на месте)
Долго надо нам идти.
По дорожке мы пройдем (идут по направлению к «мамам»)
Через мостик перейдем,
Проползем мы под забором, (приседают, идут гусиным шагом)
И зайдем в широкий двор. (останавливаются, разводят руки в стороны)
Там и мамочку найдем! (улыбаются, обнимают «мам»).
Игра проводится 2 раза.
- И мамочки наши тоже рады своим деткам! А теперь рассаживаемся по своим местам. Давайте поговорим о том, какое настроение бывает у мамы. Вот, например, когда мама улыбается, смеется, напевает песенки, какое у нее настроение ( ответы детей: радостное, веселое, хорошее). А когда чем-то расстроена, устала на работе, что-то болит или переживает за вас? ( ответы детей: грустное, скучное, печальное, не хорошее).
4. Дидактическая игра «Наша мама»
- Посмотрите, у меня есть два маминых портрета (картинки с рисунками представлены на экране мультимедиапроектора). (один – веселый, другой – грустный). Покажите, на каком портрете мама грустит, а на каком – радуется? (дети находят соответствующие портреты). А теперь я вам буду читать стихотворение, а вы подумайте, какое настроение у мамы и подберите подходящую картинку:
Тише, тише, тишина,
Наша мамочка больна.
- Какое настроение у этой мамы? Правильно, мама грустит, ей плохо.
- Ребята, а что мамочку может огорчить? ( ответы детей: когда мама болеет, когда ей грустно, когда я не слушаюсь, когда все плохо и пр.). Найдите картинки, где дети огорчают свою маму. (дети подбирают картинки, складывают в кармашек к грустной маме).
- А теперь послушайте другое стихотворение:
Улыбнется мама
Ясно и тепло –
Вот уж вам и солнышко
В комнату взошло! (О. Дриз)
- Какое настроение у этой мамы?
- А что может обрадовать маму? ( ответы детей: когда все хорошо, когда я слушаюсь, когда папа пришел и пр.). Подберите картинки, где дети радуют своих мам (дети подбирают картинки, складывают в кармашки к веселой маме).
- Давайте будем стараться, чтобы мамочка поменьше грустила и побольше улыбалась. Знаете, чем еще можно порадовать наших мамочек? Конечно же подарком! Давайте сделаем для мамы подарки. (дети проходят за столы).
5. Выполнение аппликации «Цветочек для мамы».
Психолог : Маму я свою люблю,
Ей цветочек подарю.
Мой цветочек не простой –
Самый ей он дорогой.
- Посмотрите, в наших теремках живут только мамочки. Давайте наклеим на пустую страничку цветочки. (дети клеят цветочки в теремки, в серединку – свою фотографию).
Дети выполняют работу, демонстрируют друг другу свои цветочки.
6. Самостоятельная деятельность детей: те, кто быстро закончили, самостоятельно идут к сенсорному оборудованию («Моем ручки», «Сенсорный душ», «Сухой бассейн»).
7. Когда все дети закончат аппликацию, психолог говорит : «Какие красивые цветочки получились! Когда мама придет за вами в детский сад, подарите ей свои работы».
Задания для работы в группе (записывается в журнал взаимодействия)
• Игра «Не разбуди маму»
Маме надо отдыхать. (стоя на месте, погрозить пальчиком)
Маме хочется поспать. (две ладони вместе положить под щеку)
Я на цыпочках хожу. (пройти на цыпочках)
Маму я не разбужу. (приложить палец к губам и сказать «Тс-с-с.»)
• Поговорить, о том, почему мальчик назвал корабль «Мама». Можно детям нарисовать кораблики, попросить их раскрасить.
Методический источник:
1. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ/Авт. -сост. И. А. Пазухина. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96с., ил.