Приложение МААМ

Занятие-проект «Краски природы в русском народном костюме»

Рындина Елена Александровна
Занятие-проект «Краски природы в русском народном костюме»
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта занятия «Волшебный карандаш»

Воспитатель ГПД, учитель

Рындина Елена Александровна

Тип занятия

Занятие-проект.  

Тема занятия

Краски природы в русском народном костюме.  

Цель занятия

1. Познакомить детей с русским народным костюмом и основными терминами, понятиями: орнамент, знаки- символы.

Публикация «Занятие-проект „Краски природы в русском народном костюме“» размещена в разделах

2. Сформировать у школьников представление о роли орнамента в русском костюме (украшение, оберег)

Используемые технологии

• Творческо-поисковые

• Здоровьесбережения

• Личностно-ориентированные

• Сотрудничества

• Оценивания

Планируемый результат 

Предметные умения 

-знания о русском народном костюме, о значении красок природы в наряде русской красавицы, символизм в орнаменте.  

  Личностные УУД

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; 

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей)

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.  

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель деятельности на занятии

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции; 

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала; 

- отличать верно выполненное задание от неверного; 

- осуществлять самоконтроль; 

 - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности.

  Познавательные УУД

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; 

 - проводить анализ учебного материала; 

 - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения 

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.  

  Коммуникативные УУД

- слушать и понимать речь других; 

-определять общие для всех правила поведения; 

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства 

Формы работы 

Ресурсы 

Фронтальная 

Работа в парах 

Индивидуальная

Книгопечатная продукциякнижки-раскраски с образцами орнаментов и изображениями русской одежды, смайлики для выбора настроения.

Дополнительные средства: знаки-символы, карточки –названия этапов занятия.

Мультимедийная презентация «Красота народного костюма»

Литература и сайты:

1. Жильцова Т. Ю. «Народная праздничная одежда», сайт «Инфоурок»;

2. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М. ,1998г.

3. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. – М., 1981г.

4. Хворостов А. С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М. 1988г.

Краткое описание 

Занятие представлено в виде технологической карты, с опорой на системно-деятельностный подход.

На занятии применяется гендерный подход: девочки изображают сарафан для девочки, а мальчики- рубашку для мальчика.

Технология изучения темы

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся 

Метапредметные (УУД) 

регулятивные

-осуществлять самоконтроль; 

коммуникативные

— слушать и понимать речь других; 

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 

Духовно-нравственное развитие и воспитание

-воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.  

1. Самоопределение к деятельности.  

 - С давних времё н на Руси люди всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы пожелаем друг другу добра, как в старину.  

     Учитель предлагает сесть, проверить осанку.  

- В русской пословице говорится : "По одежке встречают, по уму провожают". Как вы понимаете это высказывание?

- И правда, первое впечатление о человеке дает его одежда. В свободное от уроков время вы с удовольствием надеваете джинсы или брюки, майку или рубашку, кроссовки и чувствуете себя очень удобно. Девочкам нравится надевать платья и сарафаны. В них они чувствуют себя достаточно легко и свободно. Недавно мы моделировали современную одежду на уроке технологии. А не хотелось ли вам узнать, что носили наши предки? Какой одеждой русских людей была самая первая одежда? Как они чувствовали себя в ней?

- Сегодня я приглашаю вас совершить необычное увлекательное путешествие в старину.

- Представим, если бы мы жили в России не в двадцать первом веке, а давным-давно, во времена ваших прапрапрабабушек.  

- Какая это была жизнь: лёгкая или тяжёлая, почему? 

- Действительно, тяжелая  жизнь была у русской  семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле, только так можно было прокормить свою семью. Работу начинали с первым лучом солнца, а закачивали, когда было совсем темно. Зато, когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.  

— А какую одежду тогда носили? 

— Она отличается от нашей, чем? 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к занятию.  

Дети рассуждают, дают свои ответы.

Дети высказывают своё мнение о тяжёлой жизни крестьян.  

Дети предполагают, рассуждают.

 Метапредметные (УУД) 

личностные

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.  

регулятивные

— формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом.  

познавательные

-формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов.  

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)

коммуникативные

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  

  Метапредметные (УУД) 

познавательные

-формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.  

коммуникативные 

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  

регулятивные 

-определять и формулировать цель деятельности на занятии

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.  

  Учитель предлагает посмотреть на первый и второй слайд, где изображена красивая девушка в кокошнике и хоровод нарядно одетых девушек.  

-Рассмотрите иллюстрации. Обратите внимание на одежду девушек. Что общего вы найдете? Чем костюмы отличаются?

Можно ли сделать вывод, что перед нами – русские красавицы? Объясните свою точку зрения.

-Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим занятие, предположите тему занятия.  

- Чем девушки заняты

- Во что они одеты? Почему в праздничной одежде? 

Слово учителя: крестьяне одевали праздничную одежду во время отдыха, чтобы привлечь добрые силы, которые помогут им в работе, например- вырастить хороший урожай.  

Рассмотрите на следующих слайдах народные костюмы разных областей : Архангельская, Вологодская, Рязанская. Из каких элементов состоит женский костюм

Рассмотрите мужской костюм. Из каких элементов он состоит? 

-Как вы думаете, что мы сегодня будем изображать? 

-Чему научимся? 

-А зачем вам нужно научиться изображать русский народный костюм, где вам это может пригодиться?

(Динамическая пауза, контроль осанки.)

3. Постановка проблемы.  

- А теперь представьте, если бы вы собирались на русский народный праздник, встречать весну. Что бы вы надели?

 

Рассматривают на следующем слайде не цветные изображения сарафана и рубахи.

- Можно ли теперь отправляться на праздник? Почему? 

- Что нам необходимо узнать, чтобы правильно украсить наряды

Они в народных костюмах.

Высказывания детей, предполагают тему занятия.  

«Русская красавица».

Высказывания детей.  

Рубашка, сарафан 

Рубаха, штаны.  

Дети предполагают: одежду, народную одежду.

-Мы русские люди и должны знать историю и костюмы своих предков.

-Сможем нарисовать платья для кукол

-Можем сшить сарафаны для выступления.

 

Дети рассуждают, какую одежду они бы выбрали.

- Костюм не праздничный, нет цвета и узоров, т. е. орнамента.  

-Чем и как украшать народную одежду.  

Метапредметные (УУД) 

регулятивные

— формируем умение осуществлять самоконтроль.  

— -формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

коммуникативные

— слушать и понимать речь других; 

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 

— владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.  

Метапредметные (УУД) 

познавательные

-формируем умение представлять информацию в виде знаков-символов.  

коммуникативные

-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.  

-формируем умение слушать других.

 

4. Построение детьми проекта выхода из затруднения.

- Составим план занятия на доске.

Этапы работы.  

1. Рассмотреть разные виды орнамента.  

2. Увидеть в орнаменте краски природы.  

3. Выбрать костюм

4. Нанести орнамент простым карандашом; 

5. Выполнить работу в цвете.  

Мы спланировали свою деятельность.

5. Открытие нового знания.  

- Посмотрите, как украшены костюмы людей на иллюстрациях слайдов 9 и 10. 

- Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали.  

- Как называется такой узор? 

Орнамент- это повторяющийся узор из знаков- символов. Они означали

Извилистая линия – это вода, 

Круг – солнышко.  

Квадрат или ромб – земля, 

А крест берег людей от злых сил.  

- Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.  

Составляют план занятия.

(выбирают нужные надписи и прикрепляют на доску)

Рассматривают знаки- символы.  

Дети отвечают, рассуждают.

Рассматривают символику элементов орнамента на слайдах 11 и 12.

Метапредметные (УУД) 

  регулятивные

-формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  

— оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей)

— отличать верно выполненное задание от неверного; 

коммуникативные 

-формируем умение работать в паре

-определять общие для всех правила поведения; 

Учитель обобщает ответы детей.

- Да, ребята, одежда должна была не только согревать, но и оберегать людей от сил зла. Поэтому женщины украшали подол, рукава и ворот рубахи. Вышивка служила «оберегом» — т. е. оберегала человека.  

Узор – это «заклинание» в виде знаков.  

- Подумайте, случайны ли цвета в узорах? С какими природными стихиями связаны цвета?

Человек, постоянно живший среди природы, был привязан к ней. Поэтому и цвета в одежде не случайны.  

Красный цвет- символ огня, крови, долголетия, плодородия.  

Чёрный цвет- символ земли и покоя.  

Белый цвет- символ чистоты в помыслах и делах, милосердие к людям.  

6. Применение нового знания.  

- Вы узнали значение орнамента и красок природы в русском народном костюме, а теперь поработайте в паре и составьте свой неповторимый орнамент, помогая друг другу.  (рисунок создают на полоске бумаги)

Проверка.  

-Докажите, что вы построили орнамент.  

- Отдохнём, прежде чем приступать к практической части нашего занятия. (Гимнастика для глаз)

 

Рассматривание орнаментов на одежде девушек, иллюстрации расположены на доске.

Обсуждение мнений.

Работают в парах.

Представляют свой рисунок, доказывают, объясняют символы.

Метапредметные (УУД)

личностные

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

регулятивные

-формируем умение осуществлять познавательную рефлексию.  

— осуществлять самоконтроль; 

познавательные

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.  

Духовно-нравственное развитие и воспитание

-воспитание трудолюбия, способности к познанию.

 

Метапредметные (УУД) 

регулятивные

— осуществлять самоконтроль; 

— давать оценку деятельности совместно с учителем и одноклассниками; 

— выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; 

коммуникативные

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  

- Посмотрите, у вас на столах лежат сарафаны  и рубахи разного фасона. Выберите тот, в который вы нарядите девочку и мальчика на праздник встречи весны. Каждый из вас должен подумать, как вы его украсите «обережными» знаками, с которыми сегодня познакомились. Вам нужно придумать узор или использовать тот, который вы придумали совместно и выполнить в цвете.  

Учитель помогает, консультирует работы учеников.  

Динамическая пауза (контроль осанки).

8. Рефлексия деятельности.  

Готовы первые русские народные костюмы.

- Покажите их всем и оцените свою работу.  

 

Продолжи предложение.  

 1. Самым интересным на занятии было … 

2. На занятии мне было интересно, потому что… 

3. Самым трудным на занятии было тогда, когда… 

 

Задайте свой вопрос учителю.  

9. Итог занятия.

10. Выставка работ.

Звучит спокойная музыка.  

Дети выбирают сарафан и рубаху, наносят эскиз орнамента на подол, рукава, выполняют в цвете.  

 

1. Какое было задание? 

2. Удалось выполнить? 

3. Верно или не совсем?

4. Сам или с помощью?

Каждый выбирает себе смайлик для оценки настроения и результата.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Арт-проект «Краски осени»Арт-проект «Краски осени» Информационная карта проекта. Актуальность: по результатам Всероссийской диспансеризации детского населения доля здоровых детей в целом снизилась.

Фотоотчет к Дню именинников в русском народном стилеФотоотчет к Дню именинников в русском народном стиле Фото отчет к дню именинников в русско народном стиле. Варвара краса и Баба Яга. Награждение медалями. Традиционный "КАРАВАЙ". Поем.

Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея «Русские традиции» в кабинете рукоделия.Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея «Русские традиции» в кабинете рукоделия. Изготовление куклы в северном народном костюме для мини-музея "Русские традиции" в кабинете рукоделия кружка "Светёлка" Изучая в кружке.

Конспект развлечения для старшей группы «День рождения летних именинников в русском народном стиле» Конспект развлечения для старшей группы "День рождения летних именинников в русско народном стиле".Цель:- Способствовать накоплению ребенком.

Мастер-класс «Кукла в казахском народном костюме»Мастер-класс «Кукла в казахском народном костюме» Продолжаю работу над куклами для патриотического уголка. Пятая кукла из моей коллекции кукол в народных костюмах будет казашкой. Для этого.

Моя коллекция кукол в народном костюмеМоя коллекция кукол в народном костюме Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня хочу рассказать о своей коллекции кукол ручной работы, в народном костюме. Мне привезли двадцать.

НОД интегрированное занятие с использованием ИКТ во второй младшей группе «Краски осени»НОД интегрированное занятие с использованием ИКТ во второй младшей группе «Краски осени» НОД интегрированное занятие с использованием ИКТ во второй младшей группе «Краски осени». Задачи: Образовельные: 1. Расширять знания.

Разминки в русском народном стиле для детей старшего дошкольного возраста Ложки деревенские Музыкальный размер: 2/4. Дети стоят по линиям на середине зала. Исходное положение: встать в VI позицию. Руки на поясе.

Узоры и орнаменты в русском народном костюме. Пособие для детей дошкольного возрастаУзоры и орнаменты в русском народном костюме. Пособие для детей дошкольного возраста Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, истории своего народа.

Занятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле»Занятие по аппликации в младшей группе «Лошадка в русском народном стиле» ЗАНЯТИЕ ПО АППЛИКАЦИИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ЛОШАДКА В РУССКОМ НАРОДНОМ СТИЛЕ"Цели и задачи:- Учить детей последовательно наклеивать готовые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие-проект «Краски природы в русском народном костюме»
Опубликовано: 17 октября 2020 в 14:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие-проект «Краски природы в русском народном костюме»» (включая файлы) размещена пользователем Рындина Елена Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД