Рындина Елена Александровна
Занятие-проект «Краски природы в русском народном костюме»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия «Волшебный карандаш»
Воспитатель ГПД, учитель
Рындина Елена Александровна
Тип занятия
Занятие-проект.
Тема занятия
Краски природы в русском народном костюме.
Цель занятия
1. Познакомить детей с русским народным костюмом и основными терминами, понятиями: орнамент, знаки- символы.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты, проектная деятельность
- Русский народный костюм
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
2. Сформировать у школьников представление о роли орнамента в русском костюме (украшение, оберег)
Используемые технологии
• Творческо-поисковые
• Здоровьесбережения
• Личностно-ориентированные
• Сотрудничества
• Оценивания
Планируемый результат
Предметные умения
-знания о русском народном костюме, о значении красок природы в наряде русской красавицы, символизм в орнаменте.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности.
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
-определять общие для всех правила поведения;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция: книжки-раскраски с образцами орнаментов и изображениями русской одежды, смайлики для выбора настроения.
Дополнительные средства: знаки-символы, карточки –названия этапов занятия.
Мультимедийная презентация «Красота народного костюма»;
Литература и сайты:
1. Жильцова Т. Ю. «Народная праздничная одежда», сайт «Инфоурок»;
2. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М. ,1998г.
3. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. – М., 1981г.
4. Хворостов А. С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М. 1988г.
Краткое описание
Занятие представлено в виде технологической карты, с опорой на системно-деятельностный подход.
На занятии применяется гендерный подход: девочки изображают сарафан для девочки, а мальчики- рубашку для мальчика.
Технология изучения темы
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
-воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.
1. Самоопределение к деятельности.
- С давних времё н на Руси люди всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья. Давайте и мы пожелаем друг другу добра, как в старину.
Учитель предлагает сесть, проверить осанку.
- В русской пословице говорится : "По одежке встречают, по уму провожают". Как вы понимаете это высказывание?
- И правда, первое впечатление о человеке дает его одежда. В свободное от уроков время вы с удовольствием надеваете джинсы или брюки, майку или рубашку, кроссовки и чувствуете себя очень удобно. Девочкам нравится надевать платья и сарафаны. В них они чувствуют себя достаточно легко и свободно. Недавно мы моделировали современную одежду на уроке технологии. А не хотелось ли вам узнать, что носили наши предки? Какой одеждой русских людей была самая первая одежда? Как они чувствовали себя в ней?
- Сегодня я приглашаю вас совершить необычное увлекательное путешествие в старину.
- Представим, если бы мы жили в России не в двадцать первом веке, а давным-давно, во времена ваших прапрапрабабушек.
- Какая это была жизнь: лёгкая или тяжёлая, почему?
- Действительно, тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле, только так можно было прокормить свою семью. Работу начинали с первым лучом солнца, а закачивали, когда было совсем темно. Зато, когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.
— А какую одежду тогда носили?
— Она отличается от нашей, чем?
Приветствуют учителя, проверяют готовность к занятию.
Дети рассуждают, дают свои ответы.
Дети высказывают своё мнение о тяжёлой жизни крестьян.
Дети предполагают, рассуждают.
Метапредметные (УУД)
личностные:
-формируем мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.
регулятивные:
— формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с наглядным материалом.
познавательные:
-формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
коммуникативные:
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.
коммуникативные
-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
регулятивные
-определять и формулировать цель деятельности на занятии;
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель предлагает посмотреть на первый и второй слайд, где изображена красивая девушка в кокошнике и хоровод нарядно одетых девушек.
-Рассмотрите иллюстрации. Обратите внимание на одежду девушек. Что общего вы найдете? Чем костюмы отличаются?
Можно ли сделать вывод, что перед нами – русские красавицы? Объясните свою точку зрения.
-Как вы думаете, чему мы сегодня посвятим занятие, предположите тему занятия.
- Чем девушки заняты?
- Во что они одеты? Почему в праздничной одежде?
Слово учителя: крестьяне одевали праздничную одежду во время отдыха, чтобы привлечь добрые силы, которые помогут им в работе, например- вырастить хороший урожай.
Рассмотрите на следующих слайдах народные костюмы разных областей : Архангельская, Вологодская, Рязанская. Из каких элементов состоит женский костюм?
Рассмотрите мужской костюм. Из каких элементов он состоит?
-Как вы думаете, что мы сегодня будем изображать?
-Чему научимся?
-А зачем вам нужно научиться изображать русский народный костюм, где вам это может пригодиться?
(Динамическая пауза, контроль осанки.)
3. Постановка проблемы.
- А теперь представьте, если бы вы собирались на русский народный праздник, встречать весну. Что бы вы надели?
Рассматривают на следующем слайде не цветные изображения сарафана и рубахи.
- Можно ли теперь отправляться на праздник? Почему?
- Что нам необходимо узнать, чтобы правильно украсить наряды?
Они в народных костюмах.
Высказывания детей, предполагают тему занятия.
«Русская красавица».
Высказывания детей.
Рубашка, сарафан
Рубаха, штаны.
Дети предполагают: одежду, народную одежду.
-Мы русские люди и должны знать историю и костюмы своих предков.
-Сможем нарисовать платья для кукол
-Можем сшить сарафаны для выступления.
Дети рассуждают, какую одежду они бы выбрали.
- Костюм не праздничный, нет цвета и узоров, т. е. орнамента.
-Чем и как украшать народную одежду.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
— формируем умение осуществлять самоконтроль.
— -формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
коммуникативные:
— слушать и понимать речь других;
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-формируем умение представлять информацию в виде знаков-символов.
коммуникативные:
-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
-формируем умение слушать других.
4. Построение детьми проекта выхода из затруднения.
- Составим план занятия на доске.
Этапы работы.
1. Рассмотреть разные виды орнамента.
2. Увидеть в орнаменте краски природы.
3. Выбрать костюм;
4. Нанести орнамент простым карандашом;
5. Выполнить работу в цвете.
Мы спланировали свою деятельность.
5. Открытие нового знания.
- Посмотрите, как украшены костюмы людей на иллюстрациях слайдов 9 и 10.
- Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали.
- Как называется такой узор?
Орнамент- это повторяющийся узор из знаков- символов. Они означали:
Извилистая линия – это вода,
Круг – солнышко.
Квадрат или ромб – земля,
А крест берег людей от злых сил.
- Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Составляют план занятия.
(выбирают нужные надписи и прикрепляют на доску)
Рассматривают знаки- символы.
Дети отвечают, рассуждают.
Рассматривают символику элементов орнамента на слайдах 11 и 12.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
— оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
— отличать верно выполненное задание от неверного;
коммуникативные
-формируем умение работать в паре
-определять общие для всех правила поведения;
Учитель обобщает ответы детей.
- Да, ребята, одежда должна была не только согревать, но и оберегать людей от сил зла. Поэтому женщины украшали подол, рукава и ворот рубахи. Вышивка служила «оберегом» — т. е. оберегала человека.
Узор – это «заклинание» в виде знаков.
- Подумайте, случайны ли цвета в узорах? С какими природными стихиями связаны цвета?
Человек, постоянно живший среди природы, был привязан к ней. Поэтому и цвета в одежде не случайны.
Красный цвет- символ огня, крови, долголетия, плодородия.
Чёрный цвет- символ земли и покоя.
Белый цвет- символ чистоты в помыслах и делах, милосердие к людям.
6. Применение нового знания.
- Вы узнали значение орнамента и красок природы в русском народном костюме, а теперь поработайте в паре и составьте свой неповторимый орнамент, помогая друг другу. (рисунок создают на полоске бумаги)
Проверка.
-Докажите, что вы построили орнамент.
- Отдохнём, прежде чем приступать к практической части нашего занятия. (Гимнастика для глаз)
Рассматривание орнаментов на одежде девушек, иллюстрации расположены на доске.
Обсуждение мнений.
Работают в парах.
Представляют свой рисунок, доказывают, объясняют символы.
Метапредметные (УУД)
личностные:
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
регулятивные:
-формируем умение осуществлять познавательную рефлексию.
— осуществлять самоконтроль;
познавательные:
-уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
-воспитание трудолюбия, способности к познанию.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
— осуществлять самоконтроль;
— давать оценку деятельности совместно с учителем и одноклассниками;
— выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Посмотрите, у вас на столах лежат сарафаны и рубахи разного фасона. Выберите тот, в который вы нарядите девочку и мальчика на праздник встречи весны. Каждый из вас должен подумать, как вы его украсите «обережными» знаками, с которыми сегодня познакомились. Вам нужно придумать узор или использовать тот, который вы придумали совместно и выполнить в цвете.
Учитель помогает, консультирует работы учеников.
Динамическая пауза (контроль осанки).
8. Рефлексия деятельности.
Готовы первые русские народные костюмы.
- Покажите их всем и оцените свою работу.
Продолжи предложение.
1. Самым интересным на занятии было …
2. На занятии мне было интересно, потому что…
3. Самым трудным на занятии было тогда, когда…
Задайте свой вопрос учителю.
9. Итог занятия.
10. Выставка работ.
Звучит спокойная музыка.
Дети выбирают сарафан и рубаху, наносят эскиз орнамента на подол, рукава, выполняют в цвете.
1. Какое было задание?
2. Удалось выполнить?
3. Верно или не совсем?
4. Сам или с помощью?
Каждый выбирает себе смайлик для оценки настроения и результата.