Любовь Пашина
Занятие по экологии «Сила леса» в старшей группе
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка»
г. Белоярский
2022
Цель занятия — познакомить дошкольников с ролью и функциями леса в жизни природы и человека, а также вдохновить юное поколение бережно относиться к ценному ресурсу и совершать посильные действия для восстановления и сохранения лесов.
Задачи занятия
- дать дошкольникам представление о важности леса для обеспечения живых организмов чистым воздухом, едой и водой;
Публикация «Занятие по экологии „Сила леса“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
- обратиться к опыту пребывания ребят в лесу и дать им возможность сформулировать впечатления от этого опыта;
- познакомить с причинами гибели лесов;
- актуализировать знания детей о лесных экосистемах и закрепить полученные знания
Необходимые материалы: Проектор и экран, компьютер, ноутбук либо интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint .
Слайд1. Титульный
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами будем исследовать одно очень красивое и важное для всех людей на планете место.
Там деревьев много разных —
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод
И, конечно,- комаров.
Там всегда полно чудес -
Я люблю прогулки…
Дети: В лес!
Воспитатель: Совершенно верно! Мы отправимся с вами в лес. Кто из вас бывал в лесу?
Дети отвечают.
Воспитатель: Здорово! Значит, вы без труда его узнаете. Закройте глаза и представьте себе лес, чтобы мы могли в него переместиться.
Слайд 2.
Воспитатель: А теперь откройте глаза и посмотрите на экран. Мы точно в лесу?
Дети отвечают.
Воспитатель: Вы правы. Одно дерево – это еще не лес. В лесу много деревьев. Давайте снова закроем глаза и попробуем еще раз.
Слайд 3.
Воспитатель: А теперь откройте глаза и посмотрите на экран. Это лес?
Дети отвечают.
Воспитатель: Здесь много деревьев, трав, кустарников, птиц, зверей, насекомых. В лесу особая атмосфера. Особый запах: пахнет влагой, землей и растениями. Особые звуки: слышны голоса птиц и шелест листьев. Особый свет: здесь тенисто, и лучики света перепрыгивают с места на место, пробиваясь через колышущуюся от ветра листву деревьев. От этого всё вокруг кажется таинственным и загадочным. Но посмотрите здесь есть кто-то ещё. Кто это вышел нам на встречу?
Слайд 4.
Воспитатель: Лесики знают все о лесе и деревьях и помогают их сохранять. Ребята, может быть, мы попросим лесиков прогуляться вместе с нами по лесу и рассказать нам, зачем нужен лес и почему его нужно сохранять?
Слайд 5.
Воспитатель: Лес и деревья очень важны для человека и других живых существ. Люди, животные и растения дышат, и всем для дыхания нужен чистый воздух и кислород — особый газ, который содержится в воздухе. Спасибо растениям за кислород и чистый воздух. Лесики чем еще полезен лес?
Слайд 6.
Воспитатель: Лесики говорят, что без леса очень трудно вырастить урожай. Действительно, смотрите-ка, что может произойти. На сельскохозяйственные растения могут напасть насекомые-вредители, мыши и другие грызуны и уничтожить растения и плоды. Без достаточного количества влаги растения засохнут и погибнут. А еще сильный ветер может ломать стебли и сдувать пчелок, которые опыляют цветы, чтобы потом появился плод. Но как же лес защищает нашу еду от всех этих напастей? Как вы думаете кто из лесных обитателей может помочь справиться с насекомыми вредителями?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно это птицы которые питаются насекомыми. Давайте мы с вами сейчас превратимся в таких птиц, полетим на поле, и поймаем вредных насекомых, чтобы спасти урожай.
Дети изображают птиц.
Воспитатель: Хорошо птицы спасли урожай от насекомых вредителей. А кто же из лесных жителей поможет справиться с грызунами?
Дети отвечают.
Воспитатель: Это могут быть совы и лисы которые любят полакомиться мелкими грызунами. Лес действительно помогает нам не только дышать. Но и питаться.
Слайд 7.
Воспитатель: Спасибо лесу за чистый воздух и еду. А может быть, лес еще что-нибудь важное умеет делать? Ребята, есть что-то, кроме чистого воздуха и еды, что людям и другим живым существам необходимо для жизни?
Дети отвечают
Слайд 8.
Воспитатель: : Кроме воздуха и пищи, для жизни необходима вода. И лесики утверждают, что без лесов и тут дело не обходится. Лес переносит и очищает воду. Как же ему это удается? Вода по нашей планете распределена неравномерно. Есть земли, по которым текут крупные реки и несут много воды, а есть места, где раздобыть воду очень трудно, и там почти нет ничего живого. Вы знаете, как называются такие меса?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, это пустыни. В них нет воды и нет растений, которые могли бы помочь перенести воду. Мы с вами уже знаем, что леса похожи на гигантские губки и не дают воде просто так убежать. Они помогают ей просочиться в землю, чтобы наполнить подземные воды, которые подкармливают реки и озера.
Дерево впитывает воду из почвы и передает ее листьям, а листочки отправляют ее в виде пара в воздух. Поэтому территория рядом с лесом не будет засушливой и не превратится в пустыню, даже если долго не будет дождя - лес будет делиться своими запасами влаги.
Слайд 9.
Воспитатель: Ой, а почему это наши лесики погрустнели? Они говорят, что с каждым годом лесов на планете становится все меньше и меньше. Как же так? Куда же они деваются. : Ребята, посмотрите на картинку, которую нам показывают лесики. Какие опасности грозят лесу?
Дети отвечают
Слайд 10.
Воспитатель: Очень много лесов каждый год гибнет от пожаров. Пожары возникают из-за неосторожного обращения человека с огнем. Оставленный в лесу мусор, непотушенный костер, поджог сухой травы могут стать причиной лесного пожара. Огонь очень быстро захватывает огромные территории, и справиться с ним почти невозможно. Пожар легче предотвратить, чем потушить. Ребята, что мы можем сделать, чтобы не допустить пожар?
Дети отвечают.
Воспитатель: Мы должны обращаться с огнем очень осторожно. Опасно баловаться с огнем и оставлять огонь без присмотра, бросать мусор в лесу и поджигать сухую траву. Если вы обнаружили лесной пожар, скорее вызывайте пожарных по номеру 112.
Слайд11
Воспитатель: Ну и самое главное, что мы можем сделать, чтобы сохранить лес, это сажать новые деревья. Раз уж без деревьев и без того, чтобы их вырубать, людям обойтись трудно, то вместо срубленных мы обязательно будем сажать новые — это нам вполне под силу. Кто из вас уже сажал деревья?
Дети отвечают.
Слайд 12.
Если времени достаточно, ребята могут поделиться, где и как они сажали деревья. Спросите, было ли это сложно и понравилось ли ребятам это занятие.
Воспитатель: Сажать деревья очень приятно. Представьте, что своими руками мы можем создать столько красоты и пользы. Можно сажать самим в подходящих местах или присоединяться к посадкам, на которые собирается много людей, чтобы создать большой лес.
Далее дети отвечают на вопросы воспитателя
Вопрос 1. Назовите деревья, которые растут в наших лесах. Вопрос 2. Назовите лесных птиц. Вопрос 3. Назовите животных леса. Вопрос 4. Как люди используют лес и древесину? Вопрос 5. Зачем людям нужен лес? Вопрос 6. Что вы любите делать в лесу? Вопрос 7. Что нельзя делать в лесу? Вопрос 8. Как можно экономить бумагу? Вопрос 9. Как каждый из нас может помочь сохранить лес?
Слайд13. Спасибо за внимание!