Ирина Мамонтова
Конспект занятия по экологии «Птицы встречают весну»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по экологии.
Тема: «Птицы встречают весну».
Цель: Закреплять и систематизировать знания о птицах, их разнообразии.
Задачи: Обучающие: Продолжать закреплять и систематизировать знания о птицах, их разнообразии. Формировать у детей обобщенное представление о птицах, как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Птицы встречают весну“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Активизировать в речи слова: «маховое», «пуховое», «насекомоядные», «зерноядные», «зимующие», «перелетные».
Совершенствовать умение работать красками.
Развивающие: Развивать интерес к жизни птиц, - слуховое и зрительное внимание, мышление и память,речь детей. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, доказательно строить суждения. Воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
Материал: Иллюстрации, фотографии с изображением птиц; запись «Голоса птиц»; перья птиц (пуховое, маховое); фигурки птиц из соленого теста (заранее изготовленные, краски, кисти, веер, два бумажных голубя (у одного крылья склеены, медали «Друг птиц». Предварительная работа:
• наблюдение за птицами во время прогулок.
• чтение художественной литературы.
• загадывание загадок.
• рассматривание дидактические материалы, книжных иллюстраций.
Ход занятия:
I часть.
Загадка:
Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? Назовите. (Птицы)
- А что произойдёт, если у нас не будет птиц?
- Как мы можем помочь птицам? (сделать кормушки)
- Как мы можем помочь птицам весной? (построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)
Стихотворение.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.
Д/и «Прилетели птицы».
- Я сейчас буду называть только птиц, но если я вдруг ошибусь, то меня надо остановить.
Прилетели птицы :
голуби, синицы
мухи и стрижи
аисты, вороны
галки, макароны.
Воробьи, кукушки
Комары и совы-сплюшки.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы
Галки, палки и стрижи
Чибисы, ежи
Аисты, кукушки
Две большие плюшки,
Даже совы-сплюшки
Лебеди, скворцы.
- Все вы молодцы!
- Подумайте и объясните, почему птицы могут летать по воздуху?
- Возьмите для рассматривания вот эти птичьи перья. (по два-маховое и пуховое).
Вопросы:
- Чем перышки отличаются друг от друга.
- Какое из них согревает птичку и называется пуховым?
- Какое перо помогает летать и называется маховым?
- Легкое оно или тяжелое, почему?
- Где птицы на теле есть маховые перья, а пуховые?
- На примере веера давайте рассмотрим, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится. С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, и крылья прижимает к телу.
- Вот у меня два бумажных голубя (у одного крылья склеены). Запускаем им, наблюдаем, делаем выводы.
- Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому изобрел много летательных аппаратов: воздушный шар, самолет, вертолет, парашют.
Физминутка.
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
- Как только пригрело первое солнышко сразу слышно веселое чириканье! Все птицы, которые зимовали с нами рады первым весенним лучам.
- Красиво поют птицы! Можно по голосу узнать птиц? Давайте попробуем.
Д/и «Узнай по голосу». (грамзапись голосов дятла, кукушки, соловья)
Д/и «Какая птица лишняя» - У вас на столах лежат различные иллюстрации, нужно их разобрать на две стопки. Перелётные птицы и зимующие.
- Я загадаю вам загадки про птиц. (Загадки по выбору воспитателя)
Д/и «Справочное бюро».
-Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. За каждый правильный ответ флажок.
Вопросы:
• Назовите зимующих птиц? (Ворона, снегирь, свиристель, клест, щегол, филин, синица, дятел, сова, глухарь).
• Назовите перелетных птиц? (скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, трясогузка, овсянка, чиж, зяблик, утка, кулик, дрозд, грач)
• Чем питаются птицы? (насекомыми и зерном)
• Чем похожи все птицы? (клюв, две лапки, перья, крылья, хвост)
• Чем отличаются друг от друга? (размером крыльев, формой хвоста, величиной, цветом оперения)
• Какими словами можно описать внешний вид дятла?
• Какими словами можно описать внешний вид синицы?
• Где устраивают гнезда дятлы?
• Почему дятла и синицу называют докторами леса?
• Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой?
• Как надо охранять птиц?
В конце игры награда (медали, жетоны и т. д.)
- Птица-это прекрасное создание природы. Про птиц слагают много песен, стихов, легенд,сказок.
Стихотворение. (читает ребенок)
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
IIчасть.
-Многие птицы улетают на юг с первыми холодами, почему (они питаются насекомыми)
- А какие птицы возвращаются к нам первыми? (Скворцы)
- В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца. И, правда, скворцы появляются в конце марта.
- Чтобы птицы быстрее прилетели, люди издавна закликали птиц. Стряпали из теста жаворонушков, дети брали их в руки, выходили на улицу исполняли закличку, призывающую птиц, и съедали птичку из теста. Давайте и мы исполним закличку, чтобы птицы быстрее прилетели.
«Жаворонушки, перелетушки, (В кругу, машем руками)
Прилетите к нам! Гу! Весну ясную, весну красную (Руки в стороны)
Принесите нам! Гу! С сохою, с бороною, (гул трактора)
И с лошадкой вороной! (цоканье копыт)
С пряльцем и донцем, (показываем как прядем)
С новым веретенцем!
Зима надоела, (Беремся за руки, идем по кругу вправо) Хлеб весь поела!
Ручки познобила (Массаж рук) Скотину поморила! (Беремся руками за голову, качаем головой)
- Услышали нашу закличку птицы перелетные, прилетели они к нам. А где, какая птичка и не разберешь.
Ребята, давайте раскрасим птичек.
(Каждый ребенок выбирает птичку из соленого теста и скрашивает ее). Перед детьми висят образцы птиц. Дети работают под пение птиц.
- Закончили? Рассмотрим ваших птичек. Все ваши птички разные, но все они очень красивые!