Светлана Козлова
Занятие по социальному миру «Осторожно, огонь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Научить детей мерам предосторожности при обращении с огнем, познакомить детей с различными способами добывания огня. Закрепить знания детей о работе пожарных. Развивать у детей представление о пользе и опасности огня. Продолжать учить детей строить распространенные фразы, развивать чувства языка, активизировать в речи детей словарь прилагательных, числительных.
Воспитывать у детей осторожное обращение с огнем.
Методические приемы:
Словесные: (использование стихов, загадок, пословиц, поговорок, вопросов).
Практические: (ситуация «Если у тебя случился пожар.»)
Публикация «Занятие по социальному миру „Осторожно, огонь!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Игровые: («Путешествие в прошлое», «Если возник пожар», «Смелые пожарные», «Что лишнее?»)
Наглядные: использование таблиц («Что лишнее?», сюжетные картинки по данной теме.
Опыты: (Добывание огня путем трения. Огонь- горячий.)
Словарная работа:
Активизация словаря:
1. Словарь прилагательных (смелые, отважные, храбрые, бесстрашные, ловкие, мужественные, сильные и т. д.)
2. Словарь количественных и порядковых числительных в пределах 10.
Обогащение словаря:
Ввести в пассивный словарь детей словосочетание «плотная ткань».
Оборудование :
Предметные картинки, сюжетные картинки, таблица, 2 телефона, посвечник, свеча, спички, лист бумаги, тазик с водой, «волшебная палочка», воздушный шарик, набор для опыта.
Предварительная работа:
Общение на тему: домашний адрес и номер телефона, рассматривание картин о работе пожарных, чтение произведения С. Михалкова «Рассказ о неизвестном герое», беседа о службах 01,02,03,04, ситуации «Вызываем пожарных», рисование на тему: «Отважные пожарные».
Методика проведения.
В- Дети давайте настроимся на занятие. Вспомним наше правило: «За языком следим и красиво говорим.»
В- Дети внимательно послушайте загадку!
Без хвоста, без рук, без ног
Этот рыженький зверек
Согревает, кормит, светит
Взрослым людям- первый друг!
Если с ним играют дети-
Тут же вырвется из рук,
Расшипится, растрещится
Уничтожит все вокруг.
Что это такое?
Д- Это огонь.
В- Как вы думаете про что, мы сегодня будем говорить на занятии?
(ответы детей)
В- Верно, сегодня мы будем говорить про огонь, и о том кто он нам друг или враг?
Знают все: без огня
Не проживем мы ни одного дня!
При огне как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Но когда мы небрежны с огнем
Он становится нашим врагом!
У меня есть волшебная палочка, она поможет нам отправится в далекое прошлое. Закройте глаза. Надо посчитать от 1 до 10 при этом выполнять приседания.
Приготовились. 1,2,3- начни.
Откройте дети глаза. Мы оказались с вами в древнем мире, когда на земле жили певобытные люди. Давайте тихо присядем.
(Показывается картинка. Звучит запись грозы)
В- Дети посмотрите какая сильная гроза, какая яркая молния. Она ударила прямо в дерево.
Дерево моментально вспыхнуло, загорелось. Дети, а кто стоит рядом с дерево? Что у него в руках?
(ответы детей)
В- Первобытные люди не умели добывать огонь. За ним охотились:человек подкрадывался к к зажженому молнией дереву и осторожно уносил горящую
головешку. От нее разводили костер. Хранители очага следили, чтобы огонь не погас.
Они поддерживали огонь и днем и ночью.
Потом люди научились сами добывать огонь разными способами. Деревянную палочку вставляли в отверстие, клали туда сухой мох, долго и быстро эту палочку вращали. От долгого трения палочки дерево сильно нагревалось, мох загорался и получался огонь.
Посмотрите на картинке такой способ добывания огня с помощью трения.
Встали все. А сейчас я взмахну волшебной палочкой. Закройте глаза и посчитайте от 10 до 1, при этом выполняя приседания. 1,2,3-начни.
(Выполнение задания детьми)
В- Откройте глаза.
Вот мы и вернулись в наше время. Сейчас есть предмет, который то же загорается с помощью трения. Что это за предмет?
Д- Спички.
В- Головка спички покрыта специальной смесью, и то же загорается при помощи трения.
(Показывается картинка).
Дети у меня на столе лежат интересные предметы. Что это за предметы?
(Ответы детей)
В- Сегодня мы с вами убедимся в том, что огонь очень опасен.
Сейчас зажгу свечу с помощью спичек. (Тушу спичку). Посмотрите ребята я потушила спичку и положила ее в специальную баночку. Как вы думаете из чего должна быть сделана баночка?
(Ответы детей)
В- Правильно. Но не деревянная или картонная. Дети, что случится если я поднесу руку близко к огню?
(Ответы детей)
В- Чтобы убедиться, что огонь очень горячий, мы проделаем такой опыт. Я подношу лист бумаги близко к пламени, что произошло?
(Ответы детей)
(опускаю горящую бумагу в воду)
В- Почему я опустила горящий лист бумаги в воду, а не положила на стол?
(Ответы детей)
В- Даже от такого огонька, может случится большая беда.
А если рядом не окажется воды, чем еще можно потушить пламя?
(Ответы детей)
В- Да, можно накрыть пламя толстой тканью, можно засыпать пламя песком, землей.
Таким образом, прекращается доступ воздуха к огню. Огонь без воздуха гаснет.
Дети у меня на полочке лежат картинки. Надо взять любую картинку и назвать правило, которое художник изобразил на ней.
(Дети называют правила, изображенные на картинках)
В- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Если возник пожар». Я буду читать стихи, а тот у кого будет в руках шарик должен правильно назвать последнее слово и передать шарик другому.
Раньше если был пожар
Ввысь взмывал сигнальный шар.
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой (с пожаром)
1,2,3,4-у кого пожар (в квартире)
Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил? (утюг)
Красный отблеск побежал
Кто со спичками? (играл)
Стол и шкаф сгорели разом
Кто сушил белье, над (газом)
Побежал пожар во двор
Это кто там жег? (костер)
Столб огня чердак обнял
Кто там спички (зажигал)
Пламя прыгнуло в листву
Кто у дома жег (траву)
Помни каждый гражданин
Этот номер (01)
Дым увидел не зевай
И пожарных (вызывай)
Это всем должно быть ясно
Что шутить с огнем (опасно)
Молодцы все правильно подобрали слова.
Тили бом, тили бом, загорелся кошкин дом.
(Звонит колокольчик)
Беда может нагрянуть внезапно, когда ее не ждешь. Каждый из нас может оказаться в такую минуту один. Что же делать?
(Ответы детей)
В- Давайте поучимся вызывать пожарную команду. Для этого мне надо 2 человека. 1 ребенок будет выполнять роль диспечера, а другой передавать сообщение пожарной службе. «Игра если у тебя случился пожар»
Молодцы, теперь я за вас спокойна.
А сейчас мы сами с вами будем смелыми пожарными
(физкультминутка)
Мы пожарные.
На машине ярко-красной
Мчимся мы вперед
Труд тяжелый и опасный
Нас, пожарных ждет.
Вой пронзительной сирены может оглушить
Будем и водой и пеной мы огонь тушить
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
С пламенем бороться будем
Мы и день и ночь.
Молодцы, из вас могут получится настоящие пожарные.
Дети скажите, какими должны быть пожарные. Называйте мне только одно слово «признак». Отвечающие на вопрос «какие?»
Д- (Сильные, смелые, ловкие, умелые, мужественные, храбрые, решительные, внимательные, находчивые, спортивные, выносливые, быстрые и т. д.)
В- Молодцы садитесь дети.
Ни минуты не теряем, есть для вас игра другая. Найди на рисунке лишний предмет и объясни почему он лишний?
На этом рисунке надо выбрать предмет, которым нельзя украшать елку?
(Ответы детей)
В- Почему?
Д- Это очень опасный предмет.
В- Ребята, сегодня мы говорим об огне, о пожарных. Назовите пословицы по данной теме.
Д- От искры сыр-бор загорелся.
От искры Москва горела.
Не шути с огнем-обожжешся.
Огонь не вода-охватит не выплывешь.
В- Молодцы. Ребята, какие правила мы с вами должны знать, чтобы не случился пожар.
Д- Для забавы, для игры
Спичек в руки не бери.
Не шути дружок с огнем
Чтобы не жалеть потом.
Сам огня не разжигай
И другим не позволяй.
Даже крошка уголек
От пожара недалек.
Газ на кухне, пылесос ли
Телевизор ли, утюг,
Пусть включает только взрослый
Наш надежный старый друг.
В- Правильно. Дети, про что мы сегодня говорили на занятии.
О чем бы вы хотели рассказать своим друзьям, родителям, из услышанного и увиденного сегодня на занятии?
(Ответы детей)
В- Заканчивая наше занятие,
Я хочу вам пожелать
Бед пожарных и несчастий
В вашей жизни избежать.
Помните, что шалость с огнем
Обернется пожаром и злом
И правила должны всегда соблюдать
И с огнем никогда не играть!