Лучший педагог года

Занятие по социально-нравственному воспитанию «Урок дружбы»

Тамара Карнаухова
Занятие по социально-нравственному воспитанию «Урок дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

1. Познакомить детей с рассказом – сказкой о дружбе Е. Пермяка «Как человек Огонь и воду помирил».

2. Продолжать учить видеть хорошие качества своих товарищей.

3. Продолжать учить подбирать однокоренные слова к слову «друг».

4. Упражнять детей в составлении описательного рассказа о друге с использованием мнемотаблицы.

5. Развивать интерес к миру изобретений и открытий.

6. Развивать навыки дружеских взаимоотношений.

7. Развивать образное мышление, через объяснение пословиц о дружбе.

8. Развивать умение аргументировать свою точку зрения.

Публикация «Занятие по социально-нравственному воспитанию „Урок дружбы“» размещена в разделах

9. Акцентировать внимание на таких его качествах, как сообразительность, творческое воображение, оригинальность

10. Закреплять с детьми знания о правилах общения с друзьями.

11. Закреплять умение подбирать антонимы к словам; расширять активный словарь ребенка.

12. Показать значимость творческой деятельности изобретателя.

Материал:

Презентация, выставка книг Э. Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка», А. Лигред «Карлсон, который живет на крыше», Р. Н. С. «Зимовье зверей», Милн «Винни Пух», мяч, мнемотаблица о друге, рассказ Е. Пермяка «Как человек помирил Огонь и Воду», свеча, столовая ложка, стакан с водой, иллюстрации к д. и. «Собери пословицу», книга «Правила дружбы»

Предварительная работа:

Чтение сказок, рассказов о дружбе, создание книги пословиц о дружбе и разучивание поговорок и пословиц, д. и. «Родственные слова», д. и. «Скажи наоборот», рассказывание с использованием мнемотаблицы «Моя мама», «Моя любимая игрушка», «Мой любимый питомец».

Ход занятия.

Дети входят в группу.

- Здравствуйте ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей, давайте их поприветствуем. (Дети здороваются с гостями)

Дети встают вкруг.

- Гостей мы поприветствовали, а теперь давайте поприветствуем друг друга. Я прочту вам стихотворение, а вы выполните задание по стихотворению.

Если хмурится с утра,

Нам поможет доброта.

Ну – ка дети, собиретесь,

И друг другу улыбнитесь.

Дети подходят к библиотеке. Не книжной выставке стоят книги Э. Успенского «Крокодил Гена и Чебурашка», А. Лигред «Карлсон, который живет на крыше», Р. Н. С. «Зимовье зверей», «Винни Пух»

- Ребята, посмотрите на книжную выставку, какие книги вы здесь видите? (Дети перечисляют)

- Что объединяет эти книги? (Дружба). Если дети затрудняются в ответе, то необходимо спросить, о главных героях этих книг, что их связывало между собой.

- Сегодня мы с вами побеседуем о дружбе.

- Как вы думаете, что такое дружба? Произнесите это слово, что вы себе представляете? (Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе весело и интересно играют, не ссорятся, помогают друг другу).

- А каждого ли человека, можно назвать другом?

- А кого можно назвать другом? (кто делится игрушками, не обижает, кто помогает, кто добрый).

- А маму и папу можно назвать другом? (Конечно, ведь они нам помогают, заботятся о нас)

- А можно ли собаку назвать другом? (Можно, она охраняет и защищает нас, играет с нами)

- Можно ли игрушки, книги сказать, что это наши друзья? (Да, можно, ведь нам интересно играть и узнавать новое).

Игра с мячом «Скажи наоборот». Дети становятся в круг.

- Ребята, давайте поиграем с вами в очень интересную игру «Скажи наоборот». Для этого нам нужно встать в круг.

Веселый – (грустный)

Чистый – (грязный)

Медлительный – (быстрый)

Грубый – (вежливый)

Жадный – (не жадный, щедрый)

Злой – (добрый)

Ленивый – (трудолюбивый)

Драчливый – (не драчливый, миролюбивый)

Честный – (не честный, лгун)

Умный – (глупый)

Д. и. «Родственные слова»

- Ребята, давайте подберем родственные слова к слову «Друг» (друзья, дружочек, дружный, дружить, подружка, дружба)

Рассказывание о друге по мнемотаблице. Дети садятся на стульчики. Рассказывают 3 человека.

- Ребята, у вас есть друзья? Расскажите о своем самом лучшем друге по схеме.

1. Кто твой друг, как его зовут?

2. Где вы общаетесь с ним, дома или в детском саду?

3. Опиши своего друга, как он выглядит, какой у него характер.

4. Чем вы любите с ним заниматься?

5. Почему ты считаешь его своим другом?

Вывод:

- Какие человеческие качества помогают дружбе? (Вежливость, взаимопонимание, чувство юмора)

- Какие качества мешают дружбе? (Грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм)

- Ребята, о дружбе сложено много литературных произведений. И сегодня, я хочу вас познакомить с рассказом – сказкой «Как человек огонь и воду помирил». Этот рассказ о том, могут ли дружить между собой 2 совершенно разных и несовместимых явления.

«Как человек Огонь и Воду помирил»

Рассказ сказка с постановкой физического опыта.

- С давних времен живут рядом с человеком два интересных явления. Узнать, как они называются, вам помогут загадки. Найдите к ним отгадки.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан!

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода.)

Нельзя понюхать и сорвать

Цветочек этот аленький.

Бывает он большой большой,

Бывает очень маленький.

И воду он совсем не пьет,

А если выпьет, то умрет! (Огонь.)

- Много пользы приносят они человеку. Подумайте и скажите, какую пользу приносят вода и огонь? (Испоьзуется мнемотаблица в презентации)

Но они и создают много проблем! Какую беду может принести вода? а огонь? (Используется мнемотаблица в презентации)

Так и живут рядом огонь и вода, но не дружат, постоянно ссорятся. Хотите посмотреть, что происходит, когда один из них оказывается сильнее другого?

Опыт 1.

Воспитатель над пламенем свечи в чайной ложке нагревает воду.

- Что же происходит, когда огонь оказывается сильнее воды? (Вода испаряется.)

Опыт 2.

Воспитатель осторожно заливает водой из чашки пламя свечи.

- Что происходит, когда вода оказывается сильнее огня? (Огонь гаснет.)

Проблемная ситуация.

- Огонь и вода необходимы людям. Но что делать, чтобы их помирить? (Предположения детей.)

Как вы думаете, к кому можно обратиться за помощью, за советом? (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель, задавая вопросы, подводит их к пониманию того, что за помощью нужно обращаться к специалисту: ученому, изобретателю, взрослому и т. д.)

- Давным давно жил на свете мастеровой человек, Иваном его звали. Пришла ему в голову идея: помирить огонь и воду. Хотите узнать, как это у него получилось? Слушайте!

Сказка Е. Пермяка «Как Огонь Воду замуж взял». Сказка сопровождается показом иллюстраций слайдов презентации.

Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться. Только как Воду замуж взять, чтобы себя не погасить и ее не высушить? Тосковал Огонь, горевал, пока не встретился с толковым мастеровым человеком, Иваном его звали. Огонь в ноги ему пал, низким дымом стелется, из последних сил синим пламенем тлеет.

– Ты – мастеровой человек, ты все можешь! Хочу я Воду замуж взять, да так, чтобы она меня не погасила и я ее не высушил.

– Не горюй, Огонь, сосватаю, поженю! Сказал так мастеровой человек и терем строить стал.

Построил, велел гостей звать, свадьбу играть. Пришла с жениховой стороны огневая родня: тетка Молния да двоюродный брат Вулкан. С невестиной стороны пришли старший брат Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестричка Воды Ясноглазая Роса.

Пришли и заспорили: неслыханное дело Иван задумал! Не бывало еще такого, чтобы огневой род из водяной породы невесту себе выбирал.

А мастеровой отвечает на это: «Косой Дождь с огневой Молнией в одной туче живут, и друг на дружку не обижаются». И твердо добавил: «Я такой терем построил, что они будут в нем жить да радоваться. На то я и мастеровой человек».

Поверили, свадьбу стали играть. Пошла плясать Молния с Косым Дождем. Закурился Вулкан, засверкал ярким пламенем, в ясных глазах, Росы огневыми бликами заиграл. Отгуляли гости на свадьбе и домой подались. А мастеровой человек жениха с невестой в терем повел, показал каждому его хоромы. Много ли, мало ли времени прошло, только родила мать Вода от отца Огня сына богатыря. Хорошим сын богатырем вырос. Горяч, как родимый батюшка Огонь. А облик дядин – густ и белес, как Туман. Важен и влажен, как родимая матушка Вода. Силен, как Вулкан, как тетушка Молния. Вся родня в нем своего кровного узнает. Даже Дождь с Росой в нем себя видят, когда тот стынет и капельками на землю осе дает. Хорошее имя дали сыну богатырю: Пар!

На корабль ступит Пар богатырь, без ветра корабль катится, волну рассекает. На завод пожалует – колеса завертит. Где сто человек работали – одного хватит. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткет, людей и кладь возит – народу помогает, мать отца радует. И по сей день живут Огонь с Водой в одном железном котле тереме. Ни она его не гасит, ни он ее высушить не может. Счастливо живут, не ссорятся! Год от году растет сила их сына богатыря, и слава о русском мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодной Воде за жаркий Огонь выйти замуж помог, а их сына богатыря нам, внукам правнукам, на службу поставил!

С тех пор мастерового человека изобретателем называть стали, ведь именно он паровой котел изобрел, догадался, как можно помирить между собой огонь и воду.

Видео «Как работает пар»

- Как вы думаете, в этом рассказе – сказке дружба принесла вред или пользу?

Д. и. «Собери пословицу»

- О дружбе сложены пословицы и поговорки. И я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу».

Пословицы и поговорки рассыпались, я буду вам читать пословицу, а вы попробуйте собрать ее, с использованием схем и картинок.

1. «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». Как вы думаете, какие картинки подходят к этой пословице? Как вы понимаете эту пословицу? (Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей. Деньги можно потратить, а друзья есть всегда).

2. «Не мил свет, когда друга нет». Как вы думаете, какие картинки подходят к этой пословице? Как вы понимаете эту пословицу? (Очень плохо не иметь друга. Не с кем поделиться радостью и горестью. Когда нет друга и свет не мил).

3. «Дерево держится корнями, а человек друзьями». Как вы думаете, какие картинки подходят к этой пословице?? Как вы понимаете эту пословицу? (У дерева очень много корней, дерево держится именно корнями, а человек верными друзьями).

- Ребята, теперь, когда мы знаем смысл народных пословиц, давайте подведем итог. Что значит слово «Дружба» (Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда они интересуют друг друга, доверяют друг другу)

1. Кто такой друг?

2. Легко ли найти друга?

3. Как стать другом?

Правила дружбы (с использованием презентации)

- Как вы думаете, есть ли у дружбы правила?

-Уступать друг другу

- Не боятся просить прощения, если обидел друга

- Не грубить

- Не злиться

- Не жадничать

- Помогать друг другу

- Быть честным

- А чтобы вы эти правила не забыли, я приготовила для вас книгу правил о дружбе, которую вы сможете посмотреть в любое время.

- Для чего мы сегодня говорили о дружбе?

- Какой вы вывод сделали для себя?

- На этом наш урок дружбы заканчивается, но дружба у нас не заканчивается.

Публикации по теме:

Игра-путешествие «Дерево дружбы» по нравственному воспитанию ЦЕЛЬ: - способствовать созданию условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками. ЗАДАЧИ: - развивать.

Комплексное занятие в старшей группе по социально-нравственному воспитанию «Что такое доброта?»Комплексное занятие в старшей группе по социально-нравственному воспитанию «Что такое доброта?» Форма организованной образовательной деятельности. Образовательная область: социально-коммуникативное развитие. Цель: Обобщить и систематизировать.

Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группыКонспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Конспект беседы НОД по социально-нравственному воспитанию «Давайте дружить» с детьми подготовительной группы Цель: Создать в группе условие.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Лучший мир дружбы»Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Лучший мир дружбы» Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе «Лучший мир дружбы» Цель: углубление представлений детей о.

Конспект ООД по социально-нравственному воспитанию в младшей группе «Давайте жить дружно!» Задачи: • формировать элементарные представления о том, что хорошо, и что плохо. Формировать доброжелательное отношения друг к другу, умение.

Конспект ООД по социально-нравственному воспитанию в средней группе на тему «Честность» Конспект по социально-нравственному воспитанию в средней группе на тему: «Честность». Цель: Обобщение знаний детей по теме честности. Задачи:.

Конспект занятия по социально-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Мужчина и женщина в семье» Цель: закрепить представление о том, что такое семья, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин.

Обобщение опыта работы по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Самообразование – один из ключевых принципов, который помогает современному педагогу шагать «в ногу со временем». Самообразование позволяет.

Проект по нравственному воспитанию «Цветок дружбы» для детей старшей группы Название проекта: «Цветок дружбы» Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатель. Образовательные области, в рамках которых.

Педагогический образовательный проект по нравственному воспитанию «Секреты дружбы» Педагогический образовательный проект по нравственному воспитанию «Секреты дружбы» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по социально-нравственному воспитанию «Урок дружбы»
Опубликовано: 30 сентября 2019 в 18:47
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по социально-нравственному воспитанию «Урок дружбы»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Карнаухова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД