Наталья Владиславовна Тарасова
Занятие по рисованию нетрадиционной техникой в младшей группе детей с ОВЗ «Осенняя дождливая погода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «Осенняя дождливая погода»
Цель: ознакомление детей с новым способом рисования нетрадиционной техникой.
Вид организационно-образовательной деятельности: продуктивная деятельность - рисование нетрадиционной техникой
Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Коррекционно-образовательные задачи:
Публикация «Занятие по рисованию нетрадиционной техникой в младшей группе детей с ОВЗ „Осенняя дождливая погода“» размещена в разделах
- Дождь, дождик. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Рисование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
- Познакомить детей с новым способом выразительного изображения колорита дождливой осени, используя рисование восковой свечой.
- Формировать навыки отпечатывания раскрашенных краской засушенных листьев.
- Обобщить представления детей об осени.
- Формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя, работать по образцу.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой осени.
- Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение и творческую активность.
- Развивать чувство цветовосприятия, воображение, умение творчески решать поставленную задачу, используя материал по собственному желанию.
- Развивать у детей изобразительные умения, фантазию, творческие способности.
- Продолжать совершенствовать у детей мелкую моторику рук, глазомера.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.
- Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.
- Использовать элементарные правила поведения на занятии, воспитывать позитивное отношение к сверстникам.
- Воспитание у детей аккуратность при работе, усидчивости.
Коррекционно-коммуникативные задачи:
- Формировать навыки общения: отзывчивость, доброжелательность, радость от общения, от творческой работы.
- Не препятствовать в высказывании своих мнений другим.
- Воспитывать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллек-тива.
- Расширять коммуникативные способности детей.
Оборудование:
- Листы белой бумаги для рисования.
- Акварельные краски.
- Простые карандаши.
- Широкие кисти для смачивания бумаги.
- Тонкие кисти для проведения линий по засушенным листьям.
- Кусочки белой парафиновой свечи.
- Баночки с водой.
- Салфетки.
- Засушенные листья.
- Картины по теме занятия.
Планируемые результаты;
Личностные - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Предметные - формировать умение называть (показывать) необходимые для работы учебные принадлежности.
Познавательные – делать простейшие обобщения, сравнивать на наглядном материале.
Регулятивные – соблюдать правила культуры поведения.
Коммуникативные – вступать в контакт и работать в коллективе.
Тип занятия : интегрированный.
Виды деятельности: словесная, коммуникативная, продуктивная.
Предварительная работа:
• Чтение стихов русских поэтов А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и др.
• Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень»
• Рассматривание репродукций «Нахмурилась» (осень) С. Жуковского, «туман. Осень», «Поздняя осень» И. И. Левитана и др.
- Наблюдение за небом, деревьями, дождем на прогулке.
- Сбор и сушка осенних листьев.
Карта занятия коллективной работы
Деятельность педагога Деятельность учащихся, БУД
Познавательная Коммуникативная Регулятивная Личностная
1. Организационный момент
I Организационный момент.
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Ребята давайте посмотрим в окошко проснулось ли солнышко?
- А почему солнышко так поздно сейчас просыпается?
- А почему осенью бывает хорошо?
- А почему осенью бывает плохо?
- Ребята! Какая бывает осень?
- Кто знает, почему осень называют золотой? Золотые листья, золотое солнце.
- Еще ребята, когда идет дождик - на листочках бывают капли и, когда они блестят, листья кажутся золотыми.
- А вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?
- Верно. Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам.
- Прежде чем мы дальше продолжим наше занятие, я бы хотела узнать ваш настрой на работу. Перед вами лежат картинки. Выберите одну из них и положите на край стола.
Ответы детей (улыбаются друг другу) : «Доброе утро!»
Ответы детей :
«Нет!»
Ответы детей : «Сейчас осень, ночи
осенью длинные, а дни короткие»
Ответы детей : «Осенью много листьев, красных, желтых земля укра-шена листьями как разноцветным ков-ром. Ещё осенью много грибов и ягод, звери делают запасы на зиму»
Ответы детей : «Птицы улетают в дальние края. Часто идут дожди, стано-вится холодно»
Ответы детей : «Холодная, дожд-ливая, хмурая, золо-тая, солнечная»
Ответы детей : «Потому что осенью листья на деревьях, кустар-никах становятся желтыми и пото-му все кажется золотым. На земле повсюду лежат желтые, оранже-вые листья, как зо-лотой ковер»
Ответы детей :
«Это листопад»
Дети приветствуют воспитателя словесно или с помощью жеста
Дети смотрят в окно
Дети слушают воспитателя, выполняют задание
Дети сидят за партами на стульчиках, смотрят на воспитателя, здороваются
Дети сидят за партами
Дети сидят за партами
Активация внимания во время речи воспитателя
Проявление активности, выраженного интереса к происходящему
Дети выбирают картинки по настроению:
солнышко, тучку,
тучку с дожди-ком
2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности детей.
II.Введение в тему.
- Взгляните за окно, ребята. Обратите внимание, что закончилась золотая осень. Все чаще небо заволакивают тяжелые серые тучи, и идет холодный моросящий дождь. С деревьев опали все листья на мокрую темную землю. Наступила поздняя осень. Поэт М. П. Чехов так писал об этом времени:
Все дождь и дождь. Повсюду лужи,
На землю с крыши потоки льют.
Что день, то пасмурней и хуже,
И от осенней острой стужи
Не знаешь, где найти приют.
Все дождь и дождь… увяли розы,
Цветы озябли, не цветут,
И на деревьях только слезы…
Еще неделька – и морозы
К нам грозно с севера придут.
- Мальчики, обратите внимание на репродукции картин поздней осени и опреде-лите гамму красок, которую использовали художники при рисовании поздней осени.
- Кто мне скажет, чем мы сегодня будем заниматься? Посмотрите принадлежности на столе.
- Какое явление осени постараемся изобразить?
- Что необычное лежит на столах?
- Вы когда-нибудь рисовали свечой и изображали деревья с помощью засушенных листьев?
- Сегодня мы с вами постараемся применить такую нетрадиционную технику в нашей работе. Хотите попробовать?
- Для этого сначала проведем пальчиковую гимнастику «Осень» :
Ветер северный подул - подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю опустились - ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил - постучать кулачками по столу
снег потом припорошил - плавные движения вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл - ладони прижать крепко к столу
Ответы детей : «Се-рый, коричневый, че-рный все темные цве-та и совсем мало жел-того, красного и др.»
Ответы детей : «Рисо-вать»
Ответы детей : «Осеннюю дождли-вую погоду»
Ответы детей : «Свечи и засушенные лис-тья»
Ответы детей : «Нет»
Ответы детей : «Да»
Дети слушают стихотворение
Дети просматривают картины
Дети обращают внимание на предметы, необходимые для работы
Дети сидят за партами
Проявление активности, выраженного интереса к происходящему
Активация внимания во время речи воспитателя
3. Актуализация знаний
III.Сообщение темы и цели урока.
- Итак, тема нашего занятия : «Осенняя дожд-ливая погода».
Предлагаю вам, ребята, стать художниками и нарисовать красками свою позднюю осень с ненастной дождливой погодой.
Прежде чем начнете рисовать, я обучу вас одному простому, но очень интересному и необычному приему, которого вы еще не знаете. Я покажу, как можно изобразить на бумаге дождь. Возьмем простой карандаш и на белом листе бумаги наметим косые струи дождя. Не забудем отметить карандашом линию земли и нарисуем, как струи дождя льются с неба на землю.
- А теперь возьмем кусочек свечи - он у вас на столе - и проведем им, нажимая со средней силой, по карандашным линиям дождя.
-Как же нам увидеть дождь на рисунке? Что нужно сделать?
- Мальчики, вспомните, как можно получить размытые тона для создания фона картины?
(Воспитатель уточняет технику рисования по сырому)
- Хочу напомнить вам прием тонирования по сырому. Лист бумаги слегка смачиваем водой широкими мазками широкой кисточкой. Потом по мокрому листу наносим краску нужного нам цвета и подходящую данному колориту рисунка, наносим так, чтобы границы краски соприкасались, даже слегка заходили друг на друга. Так одним цветом можно выделить землю, а другим небо, и граница между ними, получается размыта.
- Какую гамму красок вы будете использовать при рисовании хмурой, дождливой, пасмурной погоды?
- Ребята, подумайте, как можно изобразить с помощью отпечатывания сухими листьями голые деревья?
Физминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Во время работы детей включить запись музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень»).
Ответы детей :
«Раскрасить лист бумаги»
Ответы детей : «Прием тонирования бумаги по сырому»
Ответы детей : «Серую, черную, фиолетовую, корич-невую, темно-синюю»
Ответы детей : «Можно закрасить не весь засушенный лист, а нанести краску тонкой кистью только вдоль его прожилок»
Дети выполняют работу за дейст-виями воспитате-ля
Дети сидят за партами
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся
Проявление активности, выраженного интереса к происходяще-му
Активация внимания во время речи воспитателя
4. Рефлексия (подведение итогов)
IV Итог занятия.
Проверка усвоения материала.
• Дети рассматривают работы.
• Дают названия своим картинам.
• Поясняют, какой месяц и какая погода нари-сована.
• Рассказывают, какими способами рисовали.
• Какими материалами пользовались.
• Какое настроение вызывают рисунки детей.
Рефлексия.
Вам понравилось рисовать? Что было тяжело? Что легко?
Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения Н. Рубцова.
Мелкий, дремотный, без меры,
Словно из множества сит,
Дождик знобящий и серый
Все моросит, моросит.
Жнивы, деревья и стены
В мокрых сетях полутьмы
Словно бы ждут перемены
Чистой, веселой зимы!
- Мне кажется, ребята, что это стихотворение очень хорошо отражает настроение, которое создают ваши картины. И вселяет в нас радость скорого прихода долгожданной зимы. А теперь вы покажите, какое ваше настроение в завершении нашего занятия.
Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество.
Дети дают ответы
Дети выбирают картинки по настроению, слушают стихотворение
Дети выбирают картинки по настроению:
солнышко, тучку, тучку с дождиком