Осина Светлана
Занятие по развитию речи в старшей группе ДОУ «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с лексической темой "Посуда"
Задачи:
-познакомить с новым словом "Венчик"
-дать понятие "Виды посуды" (чайная, столовая, кухонная)
-отрабатывать умение образовывать относительные прилагательные
-отрабатывать умение использовать в речи сравнительные прилагательные
- отрабатывать умение составлять предложение с противительным союзом "А"
-развивать умение использовать в речи предлоги места, наречия места
Публикация «Занятие по развитию речи в старшей группе ДОУ „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
-продолжать учить детей составлять описательный рассказ, используя по необходимости схему (картинки-символы)
Оборудование:
-картинки-символы "Размер", "Цвет", "Предназначение", "Материал изготовления", "Части предмета"; "Чайная посуда", "Столовая посуда", "Кухонная посуда"
-разнообразная посуда; картинки предметные "Кофейник", "Сахарница", "Конфетница", "Тарелка", "Салатник", "Перечница и солонка", "Кастрюля", "Сковорода", "Половник";
-картинки магнитные (чайник без носика и носик, кастрюля без ручки и ручка, сковорода без крышки и крышка, лопатка без ручки и ручка, венчик без ручки и ручка);
-письмо от Федоры
-мяч
-Ребята, темой нашего сегодняшнего занятие будет отгадка на загадку. Послушайте, пожалуйста:
Что поможет без труда
Приготовить нам всегда
И обед, и завтрак, ужин…
Что для этого нам нужно? (Посуда)
-Какие вы знаете предметы посуды, вы мне сейчас назовете в игре "Мяч лови-посуду назови"
-Вся посуда подразделяется на три вида:
Чайная, её используют для сервировки чая, кофе (вывешиваю обобщающую картинку)
Столовая, ее используют в обед, ужин (вывешиваю обобщающую картинку)
Кухонная, ее используют для приготовления пищи (вывешиваю обобщающую картинку)
Поиграем в игру "Прятки с посудой" : нужно выбрать и перевернуть листочек с картинкой, назвать изображенный предмет и разместить под символом того или иного вида посуды.
Дети выходят по одному ( картинки: кофейник, сахарница, хлебница, конфетница; тарелка, салатник, перечница и солонка; кастрюля, сковорода, половник)
-А теперь посмотрите, дети, я принесла посуду (выставляю на стол перед всеми детьми игрушечную посуду : кастрюлю, тарелку, блюдце, чайник, сковородку, чашку, кофейник и т. д.)
-Все ли здесь одинакового цвета, размера, из одного и того же материала сделаны все предметы, одинаковое ли имеют предназначение?
- Давайте поиграем в игру "Сравни-ка"
Сначала будем сравнивать по цвету (вывешиваю символ-картинку "Цвет")
Возьмите любые два предмета и сравните их, используя маленькое слово "А" (привожу пример) -4-5 человек.
-Теперь сравним по размеру (вывешиваю символ-картинку "Размер")
Возьми любые три предмета разного размера. Говорить будем с использованием слов "Побольше, поменьше, такой же по размеру"(2-3 человека)
-Теперь сравним материал, из чего тот иной предмет изготовлен (вывешиваю символ-картинку "Материал"). Берем два предмета для сравнения. 2-3 человека
-Используя картинку-символ "Части предмета" расскажем, из каких частей состоит тот или иной предмет посуды. 2 человека.
-Теперь сравним предназначение (вывешиваю символ-картинку "Для чего используется"). Берем два предмета. 2-3 человека
-Ой, ребята, а ведь я хотела вам рассказать, что сегодня нам в группу пришло письмо. От кого же оно? (Показываю конверт с картинкой "Федора грустит")
-Прочитаем письмо.
-Дети, здравствуйте. У меня случилась беда. Посуда снова от меня убежала, обиделась на меня. Вам высылаю фотографии моей посуды, а вы посмотрите и скажите, что же не так, почему посуда обиделась и убежала.
Вывешиваю магнитные картинки "Чайник без носика", "Кастрюля без ручки", "Лопатка без ручки", "Венчик без ручки", "Сковорода без крышки"
Дети рассуждают и присоединяют части к предмету.
Новое слово "Венчик".
-Для чего нужен венчик? Из чего он сделан?
Вот как об этом предмете пишет "Википедия"-сайт в интернете, который помогает найти ответы на вопросы "Что это такое? Кто это такой?"
Беру телефон и делаю вид, что обращаюсь в интернет:
Венчик -это ручное приспособление для взбивания крема, мусса и т. п. в виде металлической спирали, насаженной на ручку.
-Дети, я сфотографирую то, что у вас получилось, отошлю фото Федоре, и это подскажет ей, что нужно правильно обращаться с посудой. Как? (Аккуратно, бережно, не ломать, не бросать, класть на место)
-Пора отдохнуть.
Физминутка
Вот большой стеклянный чайник, (Надули животик)
Очень важный, как начальник (одна рука на поясе, другая изогнута, как носик).
Вот фарфоровые чашки, (Присели, руки на поясе).
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, показывая руками круг).
Только стукни- разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки вверх, сомкнуть над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (Легли на ковёр, вытянулись).
-Пришла пора чая. Сервируем стол? Что значит сервируем стол?
-Давайте позовем четверых гостей (вызываю четверых детей и сажаю их за стол)
-Остальные дети по очереди будут выполнять роль хозяюшки или хозяина, принимающего гостей.
Какая посуда нам нужна для сервировки стола к чаю? (Чайная)
Выбирайте, куда вы будете что ставить, говоря при этом, где вы располагаете тот или иной предмет посуды.
Например, я ставлю салфетницу в центр стола.
Далее дети по желанию выходят и расставляют посуду с комментариями места размещения (используя слова "За, между, перед, позади, в центре, слева, справа)
-Приятного чаепития! (Дети-гости имитируют чаепитие).
-Ну и напоследок хочу вас спросить, где можно купить посуду? (В магазине)
Поиграем в игру "Забывчивый покупатель".
Один ребенок -покупатель, второй -продавец.
Продавец будет продавать кастрюлю, сковородку, чашку, венчик, конфетницу.
Покупатель как будто забывает, как называется посуда из предложенных к продаже, но может ее описать. Ребенок-покупатель может пользоваться картинками-символами, которые помогут описать предмет посуды (добавляю картинку-символ "Части предмета")
Продавец должен внимательно слушать рассказ-описание покупателя и догадаться по описанию, что покупатель хочет купить.
Вызываю двоих детей. На доске картинки-символы для описательного-рассказа.
-Молодцы! Вы сегодня так хорошо занимались, играли. Вам понравилось? Что запомнилось больше всего? Вы можете теперь сами играть так, как мы с вами играли.
А я хочу вам подарить вот такой листочек-игру "Посудная путаница" ("Найди и раскрась разными цветами")