Людмила Ширнина
«День поэзии». Занятие по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «День поэзии»
Цели: помочь детям осмысленно воспринимать поэтические тексты; устанавливать простые причинные связи между событиями;
Воспитывать любовь к русской природе через восприятие поэтического текста; на литературных произведениях русских поэтов прививать дошкольникам любовь к поэзии.
Образовательные области: «Речевая», «Художественно – эстетическая»
Содержание ОД:
(воспитатель собирает колокольчиком детей)
Воспитатель:
Дети, сегодня я приглашаю вас в удивительный мир поэзии.
Публикация «„День поэзии“, Занятие по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Послушайте стихотворение:
Четверо художников столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга
У осин заснеженных белые рога.
У второго – синее небо и ручьи,
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки кружева
Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени, синяя река
Белые пушистые в небе облака.
А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды,
Всюду бусы – ягоды зреют по лесам.
Кто же те художники? – Догадайся сам.
Дети: Это времена года.
Воспитатель:
Назовите их.
Дети: зима, весна, лето, осень.
Воспитатель:
Я предлагаю побывать в гостях у каждого из времён года.
Воспитатель:
О каждом из времён года композиторы пишут музыку, песни, художники – рисуют картины (картины, на которых изображена природа называется пейзаж, поэты – пишут стихи, рассказы, народ придумывает пословицы, поговорки.
Внимание, загадка: на ветках снега бахрома, трещит мороз пришла зима. (идём в гости к зимним картинам)
Воспитатель:
Ребята, послушайте стихотворение А. С. Пушкина
=== Вот ветер тучи нагоняя дохнул, завыл
И вот сама идёт волшебниц – зима.
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов, легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Блеснул мороз и рады мы проказам матушки – зимы.
--- Какая картина подходит к этому стихотворению?
Воспитатель:
А теперь послушайте стихотворение Сергея Есенина «Берёза»
--- покажите, какая картина подходит к этим строкам;
--- что за серебро на ветках? – иней.
Воспитатель:
Русская природа красива в любое время года.
Загадка: всю ночь капелям не до сна растаял снег, пришла – весна.
Идём в гости к весне – посмотрите на картинки этого времени года.
Природа весной красива по – своему (природа просыпается от зимнего сна)
А. С. Пушкин написал много стихотворений о весне, а я предлагаю послушать это:
Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями на потоплённые луга
С улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.
А лев Николаевич Толстой написал рассказ «Пришла весна»
«Пришла весна. Потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней, кричали и ничего впереди себя не видели, и в лужу упали»
(показ иллюстрации к рассказу)
Воспитатель:
Давайте вспомним стихотворение «К нам весна шагает»
Расскажите.
«К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под её ногами.
Первые проталинки на полях видны.
Видно очень тёплые ноги у весны».
Воспитатель:
А эта страница зелёного цвета – значит на ней присутствует – лето.
(рассматриваем папку – раскладушку с летней тематикой)
Послушайте пословицы и поговорки о лете:
• Дождливое лето хуже осени.
• Лето собериха - зима поедиха.
• Не жди лета долгого, а жди тёплого.
Яков Аким написал о лете:
«Хочешь поглядеть на лето? В лес пускают без билета.
Приходи! Грибов и ягод столько –
Не собрать и за год!
А у речки, а у речки с удочками человечки.
Клюнуло! Смотрите – щука!
Щуку на берег втащу – ка!»
Воспитатель:
Все эти произведения написали писатели и поэты вот они
(показ портретов)
Воспитатель:
На землю лес наряд свой сбросил
Идут дожди, настала – осень.
(подходим к картинам с осенней тематикой, рассматриваем)
Об этом времени года тоже написано много произведений.
Взгляните – это золотая, болдинская осень, а это – поздняя.
Народные приметы гласят:
• Паутина стелется по растениям – к теплу – бабье лето.
• Поздний листопад – к суровой зиме.
• Сильный ветер во время листопада – к хорошей погоде.
Вот, что о золотой осени написал Ф. Тючьев
«Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…»
А о поздней осени написал А. С. Пушкин:
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало, короче становился день,
Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась….»
Воспитатель:
Ребята, побывав в гостях у всех времён года, мы на примерах литературных произведений, на примерах художников – пейзажистов узнали о том, что все времена года хороши по – своему, они приходят на смену друг другу, радуя людской взор, и приносят с собой только положительные эмоции.
Я думаю, и мы с вами получили хорошие эмоции от нашего занятия.