Вера Махорина
Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по развитию речи в подготовительной группе.
«Воздух — невидимка.»
Воспитатель: Махорина В. А.
Самара. 2013г.
«Воздух — невидимка.»
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.
Познакомить детей с органами слуха человека и некоторых животных.
Публикация «Интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закрепить с детьми такое понятие, как ветер. Причины его возникновения, роль в жизни живых организмов, в том числе и человека.
Дать детям элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значение чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Воспитывать в детях бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: нарисованные картинки домов: природы и обычного; банка с водой и стакан на каждого ребёнка, трубочки для коктейля на каждого ребёнка.
Различные предметы с сильным запахом (апельсин, чеснок, огурец, лук)
Повязка на глаза.
Бумажные караблики с парусом, ёмкость с водой. Вентилятор. Бумажные полоски размером 20 см.
Банка с песком, небольшие веточки от дерева.
Воздушные шары и мячи.
Литература:М. В. Лучич»Детя о природе».
Н. А. Рыжова «Воздух — невидимка.»
Воспитатель: ребята, давайте посмотрим рисунки домов обычных и природы. Что в них есть?
Дети перечисляют, сравнивают
Вос-ль: ребята, посмотрите на обоих рисунках много не закрашенных, пустых мест. Почему?
Ответы детей.
Вос-ль: и в нашем обычном, и в доме-природы есть воздух и мы им дышим. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе.
(стук в дверь, появляется ребёнок Карлсон)
Карлсон: здравствуйте, ребята! Пролетал мимо свернул к вам в гости. Хочу вас спросить - чем мы с вами дышим? Ну- ка, давайте сначала глубоко- глубоко вдохнём, а потом выдохнем.
Ответы детей.
Карлсон: Как вы думаете, что мы вдыхаем?
Ответы детей.
Карлсон: но что же такое воздух?
Ответы детей.
Карлсон: о, воздух! А кто его видел? Может его и нет совсем? Лично я его никогда не видел, а вы ребята?
Ответы детей.
Вос-ль: погоди, погоди, Карлсон! Я тоже воздух не вижу, но знаю, что он вокруг нас.
Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть. Но сначал скажите, а почему мы не видим воздух?
Ответы детей.
Вос-ль: правильно, воздух прозрачный, значит через него всё видно. Давайте с вами найдём прозрачные предметы в нашей комнате.
Ответы детей.
вос-ль: вот какие чистые окна в нашей группе. Через них всё видно — и деревья, и другие дома, и прохожих, и птиц. А теперь пойдёмте вместе с Карлсоном в лабораторию и будем проводить опыты.
Воспитатель предлагает детям сесть за стол и берёт в руки стакан.
Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нём что — нибудь? (показывает стакан детям, выслушивает ответы)
Карлсон: ну что Вы прстали к нам со своим стаканом! Каждому ясно, что в нём ничего нет. Давайте положим в него что — нибудь или нальём.
Вос-ль ставит н баночки с водой и говорит, обращаясь к Карлсону: говоришь нет ничего в моём стакане? А вот мы сейчас проверим.
Опыт 1.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно его опускает в банку с водой. Обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Обсуждает с детьми этот вопрос и делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Теперь я знаю, почему большие карабли не тонут — потому что внутри стен корабля воздух.
Опыт 2.
Воспитатель предлагает детям снова опустить стакан в банку с водой, но теперь уже держать стакан не прямо, а немного наклонив. Что появляютсяв воде?
Дети: видим пузырьки.
Воспитатель: откуда они взялись?
Дети: воздух выходит из стакана, его место занимает вода.
Воспитатель обобщает: воздух прозрачный, невидимый.
Карлсон: Эка,невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что он есть, просто вас хотел подразнить! Я тоже как воздух можно увидеть. Теперь я вами буду руководить.
Берёт стакан с водой, опускает в него трубочку для коктейля.
(в это время вос-ль раздаёт трубочки и стакан с водой на столы)
Карлсон:однажды в моём городе меня угостили вкусной водой, конечно же, с клубничном вареньем и дали мне трубочку. Я, конечно же, не только пил, но и пузырьки через трубочку пускал. Вот здорово было (обращается к детям)
Давайте, дуйте в трубочку. У вас такое получится! Буря в стакане!
(дети выполняют задание)
Карлсон: а я люблю ещё мыльные пускать. Ребята, а кто из вас мыльные пузыри пускал? А что у них внутри находится?
Ответы детей.
Карлсон: а что если бы внутри было мыло? (выслушивает ответы детей и делает вывод — внутри пузырей- воздух.)
Я даже придумал где можно найти много воздуха сразу — в воздушных шариках! Я ужасно их люблю!
Воспитатель: молодец, Карлсон! Мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шаре. У нас в детском саду есть такие шарики (показывает их Карлсону) Благодарит за опыт и предлагает вместе с детьми отдохнуть.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше1
После физкультминутки вос-ль приглашает ребят и Карлсона сесть на коврик для продолжения беседы.
Воспитатель: ребята, сегодня вам удалось увидеть воздух- невидимку. А сейчас вы мы воздух ещё и услышим. (включает грамзапись).
Воспитатель: откуда берётся звук? (выслушивает ответы детей, делает вывод). Когда воздух дрожит появляется звук. А чем мы слышим звук (ответы детей).
Воспитатель: давайте проверим. Закройте глаза, есть звук? (ответы детей)
А теперь откройте глаза, а закройте уши. Что изменилось? (ответы детей).
Воспитатель обобщает ответы детей: уши служат нам каждый день, каждую минуту, а мы вспоминаем оних только тогда, когда они болят. К ушам нужно относиться бережно, не нужно засовывать в уши различные предметы, ведь они у нас единственные и неповторимые.
Ребята, а слышит только человек? (ответы детей.)
Правильно, животные и птицы тоже слышат. Собаки, например, выполняют различные команды. Заяц легко поворачивает длинные уши в сторону звука.
А вот многие насекомые ничего не слышат, им кажется, что всё вокруг молчит. Некоторые ночные бабочки, кузнечики слышат, но только уши у них находятся на ногах или на брюшке, а не на голове, как у людей.
Ребята, а для чего человеку нос нужен?
Ответы детей.
Воспитатель: вдохнём воздух носом. Как попадает воздух в организм?
Ответы детей.
Воспитатель: воздух проходит через дырочки внутрь нас и по пути он согревается. Вот почему зимой на улице нужно дышать через нос. Вдохните глубоко через нос. Что вы чувствуете?
Ответы детей.
Воспитатель: да, ребята, как будто внутри нас надулся шарик. Наша грудь поднимается — в ней воздух. Теперь выдохните — воздух вышел. Для того, чтобы работали лёгкие им нужен не весь воздух, а только его часть-кислород
. Человек вдыхает воздух, его лёгкие всасывают только кислороди выдыхает воздух обратно. Воздух лёгкий, невидимый.
Мы уже выяснили, что наши носы нужны нам для дыхания. А ещё для чего нужны носы?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, нос нам нужен для того, чтобы чувствовать запахи.
Дидактическая игра «Угадай по запаху» (завязываю глаза платком и проношу мимо носа сильно пахнувшие овощи и фрукты). Дети определяют по запаху чеснок лимон, лук, огурец).
Воспитатель: что помогло вам определить? Дети открывают глаза проверяют правильность ответов. Вывод: запахи распространяются по воздуху.
Воспитатель: а сейчас, ребята, я загадаю вам загадку, а вы посторайтесь её отгадать.
Я берёзу кочну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу.
А меня не видать
Кто я? Можешь отгадать?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, а что может ветер делать?
Подберите как можно больше глаголов.
А может ветер навредить человеку? (иногда разрушает дома, линии электропередач, срывает с головы шляпу)
А как помогает ветер? (надувает паруса, вертит ветряные мельницы, разносит семена растений). Вот какой он разный этот ветер. Может быть добрым волшебником и злым колдуном.
Карлсон: да, над моей крышей крышей сегодня такой ветер дул, прямо в лицо! Еле долетел до вас. А ка вы думаете, я сам умею ветер делать?
Ответы детей.
Карлсон: на спине у меня пропеллер и моторчик имеется. Я моторчик включаю, пропеллер вертится. Так что во время полёта меня обдувал ветерок. (подходит к вентилятору). А что у вас такое? Может пропеллер вашей воспитательницы? Наверное, она улетает отдохнуть от вас на крышу, когда вы себя плохо ведёте?
Воспитатель: Увы, Карлсон, это не мой пропеллер и улететь на крышу я не могу, а иногда так хочется! А это у нас (дети подсказывают) вентилятор. Когда он работает — возникает ветер. Нажми, Карлсон, на кнопку. (Карлсон включает вентилятор, воспитатель предлагает поднести к вентилятору бумажные полоски).
Воспитатель: смотрите, ребята, что происходит с полосками бумаги? Она движется. Как вы думаете есть сейчас ветер? А теперь, Карлсон, нажми ещё раз кнопку. Что теперь происходит с бумагой? Она перестала двигаться. Почему?
Карлсон: ну это всем ясно. Вентилятор крутится воздух движется, вентилятор перестал крутиться, воздух недвижим. А вот, ребята, для чего нужен вентилятор?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, как мы уже говорили, что ветер нам нужен, чтобы надувать паруса и лодки парусные двигались.
Сейчас мы с вами проведём интересный опыт. (Показывает на большую ёмкость, к каторой налита вода). Перед вами море. Дети — это ветер. Подуйте на воду. Что вы наблюдаете? 9Рябь) А теперь подуйте сильнее. Что теперь наблюдаете?
Дети: волны.
Воспитатель: возьмите ваши парусные лодки и опустите их в воду. Дуйте на парус. Что происходит?
Дети: лодка движется. А если подуть сильнее. лодка перевернётся.
Воспитатель: ребята, такое явление на море называется шторм.
Воспитатель благодарит детей за проделанный опыт.
На мольберт выставляются иллюстрации песчаной пустыни, на которых изображены барханы, верблюды. Рассмотреть их. Спросить, откуда в пустыне берутся барханы? (ответы выслушиваются, но не анализирует, дети сами ответят на этот вопрос в конце опыта).
Воспитатель ставит перед каждым ребёнком баночку с песком. Сейчас мы с вами превратимся в ветер. Не сильно, но долго луем на песок с помощью трубочки. Что происходит с песком?
Ответы детей.
Воспитатель делает вывод: вот такие песчаные холмы в пустыне называют барханы. «Посадите» в песчаный холмик веточку берёзы. Дуйте на песок так, чтобы он перемещался в сторону веточки. Что вы наблюдаете? (ответы детей)
А теперь подуйте прямо на веточку. Что вы наблюдаете теперь?
Дети: песка около веточки осталось мало совсем, веточка упала.
Воспитатель: ребята, почему на барханах мало растений?
Ответы детей.
Воспитатель: дети, мы с вами живём не в пустыне и ветры у нас дуют не песчаные. Мы с вами живём в огромном городе. На наших улицах много машин, заводов, скверов, парков. Где самый загрязнённый воздух, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: когда вы дышите таким грязным воздухом вы чихаете, кашляете.
Карлсон: да, ребята! Когда я летел к вам в детский сад, пролетал мимо заводских труб. Из них шёл чёрный дым. Я как начал чихать и кашлять. Как вы думаете, что это было?
Ответы детей.
Воспитатель: Карлсон, Что же делать? Ведь мы же не можем прожить без заводов. Поэтому учёные придумали такие «пылесосы» для труб, чтобы они не загрязняли воздух. Конечно, они не такие, как наши пылесосы, но также отсасывают из воздуха грязь и пыль. Их вставляют в трубу, воздух проходит через них и становится чище.
Карлсон: мы столько интересного сегодня узнали про воздух. Хочется пожелать, чтобы когда вырастут ваши дети, постараются придумать такие машины, которые не будут загрязнять почву и воздух, а наоборот, очищать их. Я недавно слышал по радио, что такие автомобили делают, а т их экологически чистыми.
Ребята, здорово было у вас на занятии! А сейчас я приглашаю вас к себе на крышу, пить чай с вареньем и печеньем.
Воспитатель:Карлсон, детям нельзя на крышу. Ты оставайся с нами, а клубничное варенье у нас есть. Сейчас попьём чай с вареньем и пойдём на улицу свежим воздухом дышать.
Карлсон: с удовольствием! Обожаю клубничное варенье.
Воспитатель вместе с Карлсоном угощает детей чаем.