Надежда Мерзлякова
Занятие по развитию речи. Лексическая тема «Зима»
▼ Скачать
Тема : Зима.
Цель: формирование представлений о зиме.
Задачи:
• Коррекционно-обазовательные:
- формировать представление о смене времен года, об их последовательности;
- дать представление о зимних месяцах и их последовательности;
- познакомить с признаками зимы, учить находить их на картинке.
- учить составлять рассказ по опорным схемам.
- закреплять умение образовывать новые слова;
- учить образовывать слова- антонимы;
• Коррекционно-развивающие :
- развивать тонкую и общую моторику;
Публикация «Занятие по развитию речи, Лексическая тема „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- развивать связную устную речь;
- развивать словесно-логическое мышление;
- совершенствовать слуховое восприятие;
- развивать кратковременную и долговременную память;
Коррекционно-воспитывающие:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать усидчивость, терпение;
Оборудование: снеговик, картинка зимы, картинки-схемы зимы, снежинка, конверт, карандаши, точечное изображение снеговика,
1. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте, мои хорошие! Сейчас на улице темно и холодно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Давайте же улыбнёмся друг другу и подарим хорошее настроение. (подули на ладошку, не надувая щёки)
2. Основная часть
Посмотрите, какой красивый конверт у меня в руках, а в нем. загадка.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)
Работа с календарем.
-У зимы есть свои месяцы, вы их все знаете.
Я вам прочитаю предложение а вы должны услышать название зимнего месяца.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Какой месяц вы услышали? Послушайте ещё предложение.
Открываем календарь -
Начинается январь.
Какой месяц вы услышали?
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Какой месяц услышали?
Сколько всего месяцев зимой?
Назови их по порядку.
Какой первый зимний месяц? Как называется второй зимний месяц?
Как называется третий зимний месяц?
Какой сейчас идёт месяц?
-Ребята, поднимите руку, кто любит зиму?
-За что вы е любите? (ответы детей). Мы все очень любим зиму а знаете ли вы зимние слова? Я сейчас проверю, встаньте.
Игра «Зимние слова».
Хлопайте в ладоши если услышите слово, связанное с зимой.
Снежинка, листопад, снег, дождь, снегопад, тепло, мороз, снеговик, санки, ручьи, Новый год.
-Молодцы, слова зимние знаете. А вот сможете ли вы найти ошибку в рассказе, который составил мальчик.
Игра "Исправь ошибку"
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде и роликах. Лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в футбол. Строят снежную крепость, песочные замки, загорают.
-Вы так уверенно отвечали, наверное знаете зимние приметы. Давайте же назовём их
- Посмотрите, сколько примет мы назвали, можно целый рассказ составить.
(описательный рассказ 1- 2 человека).
3. Физминутка
«Снег»
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом
- Ребята, в конверте зимушки была не только загадка. Посмотрите, что у меня в руках? (снежинка)
Какая она? (красивая, блестящая, мягкая, большая, холодная, узорчатая, сверкающая)
Игра «Назови ласково» (со снежинкой)
(Воспитатель дает снежинку ребенку, называя слово, ребёнок возвращает)
-Снежинка вам подарит слово, а вы вернёте ей ласковое.
Снег- снежок
Снежинка- снежиночка
Сугроб- сугробик
Снеговик- снеговичок
Зима- зимушка.
-У снежинки есть слова - родственники, давайте их назовём. (снежинка, снег, снеговик, снегопад, снежок.)
-Я очень много знаю о снеге и о том, что может с ним происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы отвечаете, что с ним было вчера.
Сегодня снег блестит, а вчера. снег блестел
Сегодня снег падает, а вчера.
Сегодня снег сверкает, а вчера.
Сегодня снег тает, а вчера.
Сегодня снег хрустит, а вчера.
Сегодня снег идёт, а вчера.
-Ребята, вы знаете, в конверте лежали не только загадка и снежинки, но ещё и снеговик. Снеговики - самые лучшие друзья зимы.
«Обведи снеговика»
На столах у каждого из вас есть свой снеговик, но только его нужно дорисовать - обвести карандашом по точкам. сейчас мы разомнём пальчики и приступим к работе.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп",
спать легли (ладошки под щечку).
(Обводят снеговика)
Заключение.
-Ребята, вы сегодня все молодцы. Старались, внимательно слушали. Правильно отвечали, и у Зимушки есть для вас сюрприз-подарок в конверте (снежинки)