МААМ-картинки

Занятие по развитию речи для подготовительной группы «От человека первобытного к человеку современному»

Вера Калинина
Занятие по развитию речи для подготовительной группы «От человека первобытного к человеку современному»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила воспитатель подготовительной группы "Сказка" ГБДОУ детский сад №8 Выборгского района г. Санкт- Петербург Калинина Вера Михайловна.

Цель: создание условий для получения воспитанниками представлений о зарождении и развитии речи, как основного средства общения и передачи информации между людьми.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Занятие по развитию речи для подготовительной группы „От человека первобытного к человеку современному“» размещена в разделах

• Расширять и обобщать знания о жизни первобытных людей. Обратить внимание детей на важнейшие достижения первобытного человека : умение добывать огонь, охота на животных и их приручение);

• знакомить со способами передачи информации между людьми до возникновения речи;

• показать ценность и значимость владения речью современным человеком;

• закреплять умение составлять предложение по схеме;

• расширить словарный запас.

Развивающие :

Развивать фонематический слух;

развивать связную речь, словотворчество;

развивать умение образовывать сложные имена прилагательные;

развивать воображение, фантазию и логическое мышление путем создания проблемных ситуаций;

развивать причинно-следственное мышление воспитанников

Воспитывающие:

• Формировать интерес к познанию истории, в том числе истории возникновения речи;

• воспитывать наблюдательность за изменением явлений и событий окружающей жизни.

Оборудование: мяч, иллюстрации жизни и быта древних людей:

Предварительная работа.

1. Рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий о жизни первобытного человека.

2. Знакомство с животными (мамонт, саблезубый тигр, обитавшими в древние времена.

3. Просмотр мультфильмов:

- "Всемирная история. Древний человек"

- "Кот, который гулял сам по себе"

Методы: мозговой штурм, игровые методы, метод проблемных ситуаций, метод интегрированного подхода к подаче нового материала, схема слова и предложения (в виде косточек, карточка со словами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Я рада приветствовать! Сегодня мы продолжим наше путешествие в Каменный век. А вот поговорим мы …. Уже в этом слове «по-го-во-рим» и заключается тема нашей сегодняшней встречи.

- Наверное, многие из вас задавали себе вопросы: «Как люди начали говорить? Как они придумали слова? Вот на эти вопросы мы и попробуем найти ответы.

- Нам уже хорошо известно, что жизнь в Каменном веке была очень непростая и очень отличалась от нашей жизни.

Тип занятия : Фронтальное занятие по развитию речи.

Форма занятия : Нетрадиционная (занятия - путешествия).

Продолжительность: 30 минут.

Участники: Воспитатель и дети.

Возраст обучающихся: 6-7 лет.

Оборудование и материалы: разрезные картинки, буквы.

Ход занятия:

- Ребята, мы с вами сейчас живем в настоящем времени,

- А как будет называться время, которое будет? (будущее)

- Как можно сказать о будущем? (неясное, таинственное, чудесное, блестящее)

- Как будет называться время о прошедших событиях? (Прошлое)

- Прошлое, оно какое? (далекое, темное, боевое, туманное, забытое)

Ребята, я предлагаю вам перенестись в наше далекое прошлое время! Хотите отправиться вместе со мной? Закрывайте глаза, «Крибли-Крабли-Бум». Открывайте глаза

На доске появляются изображения первобытных людей

Рассказ воспитателя.

- Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он все-таки появился.

2. Основная часть (15 минут).

Много-много лет назад

Первобытный жил отряд

Целый день они трудились,

Дружно, вместе, не ленились.

Спали все в одной пещере,

А кругом ходили звери

Спичек не было тогда:

Но огонь горел всегда.

Камнем искры высекали

И кострище разжигали

В шкуры зверя одевались

Мясом мамонтов питались,

Соком фруктов запивали,

На поляне танцевали,

А с утра, как на работу,

Отправлялись на охоту,

Чтобы дичь опять добыть,

Всех в пещере накормить.

-Ребята, в стихотворении вам встретилось новое слово «кострище», как вы его понимаете? Что оно обозначает? (Ровное место, на котором разводят костёр)

- Вся жизнь человека была практически занята добычей пропитания, но и сам человек мог в любой момент оказаться чьей-то добычей. Ох, и не просто жилось нашим первобытным предкам!

- Как они выглядят? - На кого похоже эти существа?

(высказывания детей; тело покрыто шерстью, похоже на обезьяну и на человека, передвигается на двух ногах. Древнейший человек сильно отличался от нас по внешнему виду. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Посмотрите, во что был одет древний человек? А почему у него такая необычная одежда? Тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками. А кто догадался, зачем ему шкура? Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел? Первобытные люди собирали в лесу корешки растений, семена, разные грибы и ягоды, охотился на диких животных. Вот такой, наш далекий предок, первобытный человек.

Какими физическими качествами, по-вашему, обладал он человек

Дети: Сила, смелость, ловкость и т. д.

Воспитатель: Верно, он был быстр, ловок и сообразителен. А для чего древнему человеку надо было быть таким сильным, смелым, ловким?

Дети: Охотиться, убегать от хищников и т. п.

- Что было главным занятием древних людей? (Охота)

Игра «Какой он?»

- Ребята, имена людям в древности давались за его особенности: необычную внешность, его особые умения. Например, человека, у которого длинные ноги могли назвать «Длинногий».

- Подумайте и назовите правильно, как называли бы человека :

с быстрыми ногами – быстроногий

с кривыми ногами – кривоногий

с короткой ногой – коротконогий

- Как вы думаете, где жили первобытные люди? Изначально, человек не строил себе жилища, а спал там, заставала его ночь. Позже стали селиться там, где были горы, жили в пещерах. Где гор не было, строили себе хижины из костей и шкур животных. Из каких материалов теперь строят дома? (Из кирпича, блоков, камня, дерева.)

— Как называется дом, построенный из дерева? (Деревянный.)

— Из кирпича?

— Из блоков?

— Из панелей?

— Из камня?

2. Создание проблемной ситуации.

- Чем древние люди, их жизнь отличалась от нашей? (Внешний вид, жилище, занятия.)

Воспитатель: Как согревались древние люди? (добывали огонь) Огонь обогревал, оберегал от диких зверей, помогал готовить еду. Однако если огонь не поддерживать, то он быстро погаснет. Чтобы этого не случилось и день, и ночь дежурные по очереди подкладывали ветки и сучья в костёр). - Ребята, может кто-нибудь знает, как древним людям удалось добыть огонь?

Прошло много веков, прежде чем человек овладел этим искусством. Обрабатывая дерево, люди заметили, что если сильно-сильно тереть одну сухую палочку о другую, палочка нагревается и тлеет. На ней можно раздуть пламя. Вот так человек овладел огнём и научился его добывать. Как это ни странно, самый древний способ добывания огня сохранился до нашего времени. Первобытные люди добывали огонь трением одной деревянной палочки о другую. Мы тоже добываем огонь трением - спички о коробок. Но разница есть, и очень большая. Зажечь спичку дело одного мгновения, а чтобы зажечь кусок дерева даже очень сухого, нужно повозиться минут пять, а то и больше. Да и уметь надо. Спичку всякий зажжет, а попробуйте добыть огонь по первобытному способу. Попробуем и мы.

Физкультминутка

Чтобы нам добыть огонь,

Трём ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится

И бумажка загорится.

Два хлопка над головой.

Два хлопка перед собой.

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

- В те далёкие времена на земле водились мамонты. На какого зверя похож мамонт? А чем мамонт отличается от слона?

А ещё водились тогда саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли клыками и огромные пещерные медведи.

У слона детеныша называют СЛОНЕНОК.

А как называется детеныш…

- МАМОНТА?– МАМОНТЕНОК,

- САБЛЕЗУТОГО ТИГРА?- САБЛЕЗУБЫЙ ТИГРЕНОК,

- ПЕЩЕРНОГО МЕДВЕДЯ?- ПЕЩЕРНЫЙ МЕДВЕЖОНОК.

Охотились на зверей большими группами (мужчины одного племени). Как вы думаете, почему охотились сообща? Добыть столь крупное животное в одиночку невозможно.

Древние люди не только охотились на диких животных, но и приручили их.

Ребята, расскажите каких домашних животных приручили древние люди?

( Примерные ответы детей: собак, коров, коз, кур, лошадей.)

Правильно, а самым первым прирученным животным были волки, а от них

произошли собаки – лучшие друзья человека.

Собаки охраняли человека от врагов, кошки ловили мышей, коровы и козы давали молоко, куры несли яйца, на лошадях перевозили тяжёлые грузы. Люди научились ухаживать за животными, выращивать их.

- Итак, Человек жил не один, а среди других людей. Что нужно людям, чтобы понимать друг - друга? Как они общались? Собрался один на охоту, как позвать других? –

Кто назовет главное отличие древнего человека от нас с вами? (Они не умели говорить)

- Совершенно верно! Первобытные люди не обладали речью, но им всё же приходилось как-то общаться, чтобы предупредить об опасности, договориться об охоте.

- Каким же образом на ваш взгляд они могли это делать? (При помощи жестов, мимики, движений)

- Правильно!

Давайте мы представим себя первобытными

людьми и пообщаемся на их языке жестов.

Игра «Не скажу, но покажу»

- Я буду говорить, а вы покажите без слов:

- «Здравствуйте!»

- «Отойди от меня!»

- «Так делать нельзя!»

- «Тише!»

- «Подойди поближе!»

- У вас отлично получилось, но помните, что размахивать руками, наскакивать на собеседника, хватать его за одежду – сейчас – это признак невоспитанности.

- Постепенно человек заметил, что общаясь, может ещё издавать звуки.

- Первобытные люди стали общаться с помощью звуков, но это было очень неудобно и тогда они придумали свой язык, то есть разные слова. Так возник язык, возникла речь. Дети, на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков.

Современные люди умеют говорить. Значит ли это, что язык жестов им уже не нужен? Нет, язык жестов сохранился и в наше время. Иногда он нам помогает, делает наше общение более выразительным.

Однако нужно помнить: привычка размахивать руками, наскакивать на собеседника, толкать его, хватать за одежду во время разговора – это признак невоспитанности, неумения вести себя в обществе.

Давайте покажем, как мы владеем речью.

Проводится игра: «Полслова за вами».

- Встаньте в круг. Я буду стоять в центре с мячом. Внимательно слушайте меня. Я произношу начало слова, бросая мяч кому-нибудь из вас. Тот, кто ловит мяч, должен это слово закончить. ( Например: ло-шадь, ло-пата, иг-ра, по-ле, зи-ма, вес-на, ко-мар, ко-за, тет-радь и т. д.)

«Игра с мячом»

- Я бросаю мяч, называю слово, а вы называете слово с противоположным значением.

прошлое - будущее… смелый – трусливый… - быстро - медленно…

Сладкий -горький … плохой - хороший… утро -вечер … большой -маленький …Светло - темно … ночь – (день… тихо - громко…

- … молодой - … весело - … начало - …

сытый - голодный… больной -здоровый … старый - молодой…

Сильный - слабый… жарко - холодно… … и др.

- Есть такие упражнения, которые помогают упражняться в произношении? (скороговорки, чистоговорки. «Ехал грека через реку, видит Грека: в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Грека цап-цап». Молодцы!

- Посмотрите на картинки. Кто изображен? (первобытный человек и современный человек) Сравните их.

- Мы с вами познакомились с первыми людьми, живущими на Земле. Поэтому время, в котором они жили, называют ПЕРВОБЫТНЫМ, а люди первобытными.

3. Заключительная часть (5 минут).

Ребята, пришло время возвращаться нам в группу, закрывайте глаза, я произнесу сейчас волшебные слова «Крибли-Крабли-Бум».

Итак, как назывались люди, к которым мы сегодня совершили путешествие? (ПЕРВОБЫТНЫЕ)

- Во что они одевались?

- Что ели?

- На кого охотились?

- А где жили?

- Как добывали огонь?

- Хотели бы вы пожить в те времена?

- Что больше всего запомнилось?

Итог

- Сегодня, в ходе занятия мы ещё раз убедились, что владение речью – огромный дар.

- Речь помогает нам лучше понимать друг друга, общаться друг с другом, передавать знания, в том числе и о первобытных людях, их жизни.

- А выполняя задания, вы показали своё умение грамотно использовать речь.

Публикации по теме:

«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе«В мире звуков». Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе Цель:Закрепление представлений о звуках [Л]-[Л’], [В]-[В’], [Ч’]-[Щ’], [Б]-[Б’], [Д]-[Д’], [С]Задачи:Развитие умения сложного слогового.

Консультация для педагогов «Всегда нам интересно всё то, что неизвестно». Ко Дню первобытного человека на МAAMКонсультация для педагогов «Всегда нам интересно всё то, что неизвестно». Ко Дню первобытного человека на МAAM Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Всегда нам интересно всё то, что неизвестно». Ко Дню первобытного человека на МААМ. (Фото,.

Мастер-класс по изготовлению поделки «Жилище первобытного человека (палеолитическое поселение)» в старших группахМастер-класс по изготовлению поделки «Жилище первобытного человека (палеолитическое поселение)» в старших группах Здравствуйте! Дорогие педагоги! Хочу показать вам поделку, которая очень нравится и мне, и детям. Детям - потому что её можно использовать.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе в форме квеста «В поисках букв»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе в форме квеста «В поисках букв» Цель: Создавать условия для побуждения интереса к интеллектуальной деятельности, желание играть, формировать умения решать поставленные.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Дикие и домашние животные» Цели: 1. Закрепление представлений о диких и домашних животных. 2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок» Задачи: Речевые: Совершенствование навыка словообразования имен существительных прилагательных. Совершенствование навыка словообразования.

Сюжетно-ролевая игра «Стоянка первобытного человека»Сюжетно-ролевая игра «Стоянка первобытного человека» МКДОУ детский сад №77 г. Новосибирск Сюжетно-ролевая игра «Стоянка первобытного человека» Проводилась во время тематической недели «Быт.

Занятие по развитию речи «Как лиса зайцев обманывала» для детей младшей группыЗанятие по развитию речи «Как лиса зайцев обманывала» для детей младшей группы Цель: развивать умение пересказывать художественный текст. Задачи: развивать умение слушать художественное произведение, последовательно.

Занятие по развитию речи «Маленькие волшебники» для детей средней группыЗанятие по развитию речи «Маленькие волшебники» для детей средней группы Конспект занятия в средней группе с применение технологии ТРИЗ Тема: «Маленькие волшебники» Білім беру саласы: Образовательная область:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по развитию речи для подготовительной группы «От человека первобытного к человеку современному»
Опубликовано: 13 марта 2024 в 23:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по развитию речи для подготовительной группы «От человека первобытного к человеку современному»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Калинина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД