Ольга Будникова
Конспект занятия по развитию коммуникативных занятий «Ссориться не нужно»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Ссориться не нужно»
Разработчик: педагог-психолог О. В. Будникова
Цель: формирование положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки
2. Способствовать формированию коллективизма
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Ссора
- Темочки
3. Способствовать закреплению конструктивных навыков взаимодействия, формированию навыков коллективной деятельности
3. Способствовать усвоению различных способов разрешения конфликтных ситуаций.
4. Развивать у детей интерес к сверстникам, чувство сопереживания, соучастия.
Ход:
-Доброе утро и всем улыбнись,
справа и слева друзьям поклонись.
Будем дружить, помогать всем всегда-
Вы согласны? Ответьте мне : «Да».
-Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? Давайте покажем. Если хорошее, поднимите большой палец вверх, а если плохое скрестите руки на груди.
Послушайте стихотворение.
Чтение стихотворения «Совет». Автор Роман Сеф
Поссорились чашка и блюдце,
вот-вот они разобьются
Скоро
В кухне на полке,
Будут лежать
Осколки.
И ты
Не ссорься напрасно –
Это очень опасно.
Дети, как вы думаете, о чем это стихотворение?
- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?
-Что чувствуют те, кто ссорится? (обиду, злость, гнев). Предлагаю детям поиграть в игру «Продолжи предложение».
-Ребята, каждый из вас продолжит предложение:
-Я злюсь, когда… Мне обидно, когда… Я радуюсь, когда…
-А теперь я предлагаю вам сыграть в интересную игру «Капля». Послушайте правила: вы все маленькие капельки. И когда я скажу: «Капельки рассыпались» все бегают по комнате, при слове «Капля» все собираются вместе, плотно прижимаясь друг к другу.
-Вот какая получилась большая капля, в ней много дружных маленьких капелек.
Игра «Хорошо — плохо».
Цель: совершенствовать умение участвовать в совместной игре, развивать внимание, умение оценивать чувства и поступки окружающих людей.
Психолог: Ребята, мы заметили, что часто причиной ссор становятся неправильное поведение и неправильные поступки, для того, чтобы выяснить какие поступки не нужно совершать, поиграем в игру «Хорошо – плохо». Слушаем правила игры. Я буду говорить о поступках людей. Если поступок хороший — хлопайте в ладоши, если плохой – топайте ногами. Вы готовы? Тогда начнём!
( Психолог называет поступки: «ссориться, помогать другим, драться, отбирать игрушки, мириться, здороваться при встрече, хвастаться, просить прощения, жадничать, делиться, обзываться, говорить комплименты, быть вежливым, грубить, уступать»).
Сейчас прочитаю вам рассказ Л. Н. Толстого «Отец и сыновья»
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по прутику. Они легко переломали все прутики по одиночке.
Отец и говорит:
- Так – то и вы: если в согласии жить будите, никто вас не одолеет, а если будите ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит!
Психолог: как вы понимаете выражение «жить в согласии»?
Вы уже говорили нам, что те, кто ссорится испытывают негативные чувства: злость, обиду, разочарование.
А можно обойтись без ссор?
Подумайте, как можно помириться с товарищами?
Запомните, ребята, тот, кто виноват, должен уметь признавать свою вину извиниться первым. Как в стихотворении.
«Поссорились и помирились».
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала.
И сказала: «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Психолог задает следующие вопросы ребятам:
– Подумайте и объясните, из-за чего поссорились девочки?
– Подумайте, как девочки могут помириться?
Психолог предлагает ребятам послушать, как заканчивается стихотворение:
Я пойду и помирюсь.
Дам ей Мишку, извинюсь,
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
В дружбе очень важно уметь договариваться друг с другом. Теперь разбейтесь, пожалуйста на пары и покажите сначала поссорившихся, потом помирившихся детей. Под музыку Т. Вилькорейской «Помирились» изображают ссору и примирение.
Выразительные движения: дети стоят спиной друг к другу и притоптывают одной ногой, руки за спиной; дети поворачиваются друг к другу, улыбаясь берутся за руки, весело кружатся в танце, в конце обнимаются.
Ребята, чтобы помириться, лучше всего улыбнуться друг другу, ведь не зря говорят «дружба начинается с улыбки».
Хоровод «Улыбка»
-А еще дружба начинается с приветствия. Давайте вспомним как можно здороваться.
Игра «Давайте поздороваемся».
Цель: создание позитивной эмоциональной атмосферы, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Дети по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути, но делать это надо определенным образом:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся плечиками;
3 хлопка – здороваемся спинками.
– Если дети поссорились или, не желая того, обидели друг друга, то это можно исправить, если вовремя извиниться ипомириться. Когда миришься, обида сразу проходит, становится приятно и радостно. Почаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!
Давайте повернемся друг к другу, улыбнемся и проговорим «мирилку», скрестив мизинцы пальцев:
Больше ссориться не нужно!
«Мир и дружба»,
«Мир и дружба»!
Психолог:
-Можно ли обойтись без ссор? (Можно).
- Ребята, я хочу вам раскрыть один секрет: если двое ребят хотят играть одной и той же игрушкой, то они с помощью считалки или жребия могут определить, кто будет играть первый, а кто второй. Давайте покажем (считаются, тянут жребий).
-Виновник ссоры должен уметь признать свою вину, извиниться.
-Знаете ли вы волшебные слова, которые помогут вам помириться? («Извини», «Прости», «Давай играть вместе»).
Я вас познакомлю еще с одной мирилкой, которая называется «Дрозд».
Найдите себе дружочка. Дети разбиваются на пары.
Я дрозд и ты дрозд Показывают на себя, а
потом на партнера.
У меня нос и у тебя нос Трогают свой нос, а потом
нос партнера.
У меня щёчки гладкие и у тебя щёчки гладкие Гладят свои щечки, а
потом у партнера по игре.
У меня губки сладкие и у тебя губки сладкие Касается сначала своих
губ пальцами.
Я друг и ты друг, вместе мы друзья. Показывают на себя, а
потом на партнера. Обнимаются
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Психолог:
Психолог читает стихотворение Т. Ткаченко. Если у тебя отняли
от конструктора детали.
Если у тебя отняли
От конструктора детали
Или кто-то без причины
Вырвал руль твоей машины.
Не спеши кричать и драться.
На обидчика бросаться.
Знай, когда обида жжется,
Сильный, умный не дерется!
Психолог:
– Как нужно поступить в таком случае, не прибегая к дракам и ссорам? (Прежде всего, нужно действовать с помощью слов, выдержать какое-то время, обдумать ситуацию, спокойно объяснить другому человеку, в чем он не прав, терпеливо обсудить, высказать свое мнение и прислушаться к мнению друзей.) А как можно предотвратить ссору? (можно объяснить словами, успокоиться, посчитать до 5).
Тот храбрее, кто добрее,
Тот сильнее, кто умнее,
Только трусы с драчунами
Спор решают с кулаками.
Упражнение «Драка».
Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот — вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.
Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?
Итак, для того чтобы помириться, избежать ссоры и найти выход из сложной ситуации нужно :
• Попросить прощения
• Обняться
• Улыбнуться друг другу
• Договориться, помириться
• Вместе играть в интересные игры.
-Я надеюсь, что зная эти правила, вы будете реже ссориться и станете быстро мириться.
А теперь я предлагаю всем поискать себе дружочка. Давайте поиграем в р. н. и «Я по горенке иду, друга я себе ищу.
-Педагог-психолог: Ребята, я хочу рассказать вам историю о дружбе 2-х цветов.
Было это давно. Жили-были на свете два цвета - жёлтый и синий. Жёлтый очень гордился тем, что он такой же, как солнце и как песок на берегу моря в ясную солнечную погоду. Неподалёку от жёлтого жил синий цвет. Он тоже считал себя очень важным и ни в чём не хотел уступать жёлтому цвету.
Так они и жили, споря друг с другом, кто же из них важнее.
- Я самый важный, ведь солнце и то такого же цвета, как я!
- Нет, самый важный я! Смотри - и небо синее, и море синее. Без меня не обойтись!
Вот так спорили-спорили они и однажды чуть совсем не поругались. Но в этот момент подул ветер и перемешал жёлтый и синий цвет.
Так родился зелёный цвет, а из него - трава, цветы, деревья! И на свете стало так хорошо: теперь и море, и солнце, и небо, и трава - всё разноцветное! А жёлтый и синий поняли, что были они неправы, что каждый из них хорош по-своему и что если они будут дружить, появится зелёный цвет, а без него теперь никто уже не сможет обойтись! (Во время прочтения педагог психолог показывает технику «монотипия»)
Педагог-психолог: Я предлагаю вам самим попробовать сдружить желтый и синий цвет и посмотреть, а правда ли они подружатся.
(дети выполняют практическую работу)
Педагог-психолог: Молодцы ребята, мы сегодня с вами поговорили о ссорах и о том, как правильно дружить, как мириться, подружили даже цвета.
Прощание.
Вот пришла пора прощаться,
Но надеюсь я друзья,
С вами снова повстречаться, -
Ведь жить без дружбы нам нельзя.