Шевченко Наталья
Занятие по программе «Я — профессионал». Круглый стол с педагогическими работниками «Мой идеальный коллектив»
Время проведения: 1 час.
Актуальность: Каждый человек, устраиваясь на работу, мечтает оказаться в коллективе способном на взаимопомощь и поддержку. Поэтому важна сплочённость, единство, которое поддерживает и вдохновляет каждого.
Цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе. Достичь оптимального уровня психологической совместимости коллектива, раскрытие внутреннего творческого потенциала педагога.
Задачи:
• Формирование в группе эмоционально позитивной атмосферы;
• Раскрытие творческого потенциала педагога;
Публикация «Занятие по программе „Я — профессионал“, Круглый стол с педагогическими работниками „Мой идеальный коллектив“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круглый стол для педагогов
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Активизация и укрепление доверия педагога к самому себе, к собственным желаниям и потребностям.
• Повышение уровня самооценки педагога;
• Развитие эмоционального восприятия.
Ход проведения
Вступление
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в проведении круглого стола по теме «Мой идеальный коллектив». Связано это с приходом в наш коллектив новых сотрудников. Цель занятия – это сплочение коллектива в построение эффективного командного взаимодействия.
Правила работы:
- Говорю за себя
- Внимательно слушать друг друга
- Не перебивать говорящего
- Уважать мнение друг друга
- Активность
- Правило «стоп»
- Конфиденциальность (все, что происходит здесь, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы)
Введение в тему
Давайте начнем наш круглый стол с обсуждения вопроса «Что же такое коллектив?»
Ответы участников.
Отлично. Спасибо. А сейчас я Вам предлагаю просмотреть мотивирующий мультфильм про то, какими бывают практически все коллективы.
Просмотр мультфильма «Корпорация «Проблемы и Ко»
Кто-нибудь узнал себя или коллегу в этом мультфильме?
Я уверена, если провести анонимный опрос, то каждый из Вас был бы отмечен разными коллегами в разной роли.
Мозговой штурм
Ранее мы с вами определились, что такое коллектив.
Уважаемые коллеги, а как вы считаете, какие составляющие необходимы ИДЕАЛЬНОМУ коллективу?
Ответы участников.
Условную «идеальность» коллектива во многом определяет психологический климат.
Психологический климат – это комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее общий психологический настрой и степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности коллектива.
Психологический климат считается благоприятным, если в коллективе:
- преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности;
- существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам;
- высоко ценят такие черты личности как честность, трудолюбие и бескорыстие;
- члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности.
- успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.
Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач.
Все мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своем коллективе. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
И, для начала, мы с вами проведем разминку на сплочение, которая называется «Зоопарк».
Зоопарк
Разминка повышает скорость переключения внимания, восприятия информации, тренирует память и помогает усилить активность как группы в целом, так и каждого участника тренинга в отдельности.
Все игроки садятся в круг. Тренер также участвует и начинает в качестве ведущего.
«У нас открылся новый зоопарк. Все мы звери, жители этого зоопарка. Наши стулья — это «клетки», в которых мы живем. Итак, кто мы (каждый участник придумывает себе название животного, названия не должны повторяться?
Руководство зоопарка предоставило нам возможность выбрать соседей (ведущий выходит в круг, освобождая свой стул — «клетку»).
Тот, у кого слева появится пустая «клетка», должен постучать по ней два раза и назвать того, кого бы он хотел в ней видеть. «Клетка» считается забронированной, названный пересаживается туда. Нельзя называть ведущего и животных, не являющихся жителями нашего зоопарка. Тот, кто ошибся или затянул время, сам становится ведущим. Задача ведущего — занять пустую «клетку», пока ее не забронировали».
Разминку рекомендуется проводить до тех пор, пока участники не научатся быстро бронировать «клетку».
Дружный и сплоченный коллектив – это очень хорошо! Но, каждый из педагогов обладает еще и индивидуальными особенностями. Кому-то легко дается общение с коллегами, а кто-то более замкнут и ревностно относится к нарушению личных границ. Основная трудность состоит в том, что не все могут об этом открыто сказать. Поэтому, мы с вами выполним следующее упражнение.
Игра «Посудомоечная машина»
Цель: Игра позволяет глубже почувствовать другого человека и понять себя.
Все участники становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки. Первый в колонне слева выходит на середину дорожки между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию машине относительно ухаживания за собой.
Например:
«Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили, а сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтоб не повредить золотые узоры.»
Или:
«Я – очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок.»
После инструкции дается сигнал включения «машины», «чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».
Ведущий сам включается в игру, активно имитируя звук машины, побуждая к этому и других участников.
Данное упражнение помогает участникам почувствовать (услышать) допустимые для коллег нарушения личных границ, задуматься о собственных.
Мы с вами, безусловно, разные, но, есть то, что нас объединяет, какие – то общие черты. Давайте вместе попробуем найти общие черты.
Упражнение Круг-треугольник-квадрат-спираль
Упражнение помогает участникам задуматься о мерах по улучшению деятельности своей команды. Время: 20-30 минут Размер группы: 12-20 человек.
Описание.
1. Ведущий рисует на доске или флипчарте круг, квадрат, треугольник и спираль. Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего нравится.
2. После этого участники объединяются в мини-группы согласно той фигуре, которую они выбрали.
Мини-группы получают следующие задания:
Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения. Поэтому группа людей, выбравших круг, придумывает, что можно сделать для того, чтобы эмоциональная атмосфера всегда была позитивной, а команда сплоченной.
Люди, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать порядок и структуру, для них важным является выполнение правил. Поэтому группа «квадратов» придумывает нормы и правила, по которым должна существовать хорошая команда, что должно присутствовать для того, чтобы в команде всегда были порядок и структура.
Любители треугольников обычно хорошие знающие свои цели и умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших треугольник, придумывает меры, которые помогут команде быстрее и эффективнее достигать стоящих перед ней целей и задачей.
Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое.
Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает, как команде стать максимально творческой и быстро реагировать на изменения во внешнем мире.
3. Мини-группам дается 10 минут на подготовку. После этого один участник от каждой группы выступает и рассказывает всем идеи своей группы.
Вариант. Упражнение может использоваться после любого активного упражнения на командообразование, например такого, как «Остров» или «Переправа». В таком случае лучше попросить участников каждой минигруппы сформулировать факторы эффективности деятельности команды согласно своим геометрическим фигурам: Квадрат – что помогает поддерживать порядок и структуру. Треугольник – что помогает достигать результатов. Круг – что помогает команде поддерживать хорошие человеческие отношения. Спираль – что помогает быть творческим и создавать новые идеи.
Взаимопонимание –также неотъемлемая черта хорошего сплоченного коллектива. А сейчас проверим, насколько сплоченный ваш коллектив, и как обстоит дело со взаимопониманием.
Упражнение «Построимся»
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.
Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от работы, по цветам радуги в их одежде. Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение : Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
Пойми меня
Группа садится в круг. Вызываются два добровольца, один из них по-кидает комнату, а другой остается.
Группа решает, какие действия должен выполнить игрок А после того, как вернется. Например, он должен почихать, или погавкать или почесать ухо.
У игрока Б есть ровно 3 минуты, чтобы осведомить игрока А о характере его действий. Но игрок Б не говорит партнеру прямо, что тот должен выполнить. Он может давать ему неявные указания.
Например, если игрок А должен чихнуть, то игрок Б начинает говорить так: «Ах, ты бедный, ты так выглядишь, словно простудился — нос красный и глаза слезятся». Если игрок А высморкался, то он показал, что правильно понял основную мысль и находится на верном пути. Игрок Б продолжает помогать ему: «Ты мне не говорил, что так давно страдаешь аллергией!» Если после этого игрок А чихнет, то он доказал свою способность к пониманию и заслужил аплодисменты от остальных.
Игрок Б, который формулирует предложения, всегда должен быть го-тов пробовать различные способы донесения до партнера информации о сути его действий. Группа также может давать игроку А полезные советы: «Прими витамин С, проглоти средство от кашля, ложись в постель, позвони врачу, чтобы сказать, что ты болен».
Обсуждение: Легко ли было объяснить человеку что он должен делать? Все ли способы вы испробовали?
Притча
А теперь займите наиболее удобную для вас позу, расслабьтесь и закройте глаза. Я расскажу вам притчу.
Притча: Обиды на песке
Два друга, шли в пустыне.
В один момент они поспорили и один из них дал пощёчину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.» Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь.
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:
«Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?»
Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это». Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть будет легко и светло.
А теперь, каждый из вас должен оставить свои обиды и все негативные переживания в прошлом. Когда вы откроете глаза с вами останутся только ваши положительные эмоции и ощущения.
На этом наше занятие подошло к концу. И в заключении хочу сказать: Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку. Надеюсь, что совместный труд в нашем коллективе будет приносить вам только положительные эмоции.