Татьяна Воронцова
Занятие по формированию целостной картины мира для детей средней группы «Цветочная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Образовательная область «Познание»
(формирование целостной картины мира)
«Цветочная история»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Цель: Создание условий для ознакомления детей с местами обитания, строением цветов и распространением на примере ромашки.
Образовательные задачи:
- повышать уровень познавательного развития детей;
Публикация «Занятие по формированию целостной картины мира для детей средней группы „Цветочная история“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
- формировать знания детей о строении и местах обитания цветов (луг, сад);
- формировать представление о размножении цветов семенами;
- обогащать словарь: пыльца, семена, насекомые-опылители, луговые, садовые.
Развивающие задачи:
- создать условия для развития познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимания;
- способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
- активизировать речь;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать желание помогать взрослым;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа с детьми: рассматривание альбомов и иллюстраций с разнообразными цветами и насекомыми, уход за комнатными растениями (полив, рыхление, работа с картами-схемами, отгадывание загадок, чтение художественной литературы.
Предварительная работа воспитателя:
- Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.
- Подготовка костюма «Ромашка».
- Подготовка материала, инструментов для посадки семян.
Методические приё мы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстраций, презентации).
-Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
- Моделирования игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.
Оборудование:
Магнитная доска с солнышками, тучками, облаками.
Раздаточный материал:
Маски насекомых, д/игра «Собери цветок».
Структура занятия :
Сюрпризный момент – появление «Ромашки».
Рассматривание ромашки.
Д/игра «Собери цветок».
Рассказ ромашки.
«Превращение» в насекомых.
Знакомство с пыльцой.
Физкультминутка.
Возвращение домой.
Посадка семян.
Итог занятия.
Ход занятия
1. Вступительный этап.
Дети играют в группе, воспитатель переодевается в костюм ромашки (за ширмой или в раздевалке) и выходит к ребятам.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Вы узнали кто я?
Дети: Да, цветок!
Воспитатель: Какой я цветок? Как называюсь?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие у меня красивые длинные белые лепестки, они гладкие-прегладкие.
Воспитатель: Потрогайте мои листья и стебель. Какие они?
Дети: Зелёные, крепкие, длинные.
Воспитатель: Ещё у меня есть корни, но их не видно. Почему?
Дети: Они в земле спрятались.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего мне нужны корни?
Дети: Держаться, пить.
Воспитатель: Верно, через корни я пью и «ем», они помогают мне держаться на земле. А где я беру воду и еду?
Дети: Из тучи, из лейки, из земли.
Воспитатель: Правильно! А чтобы вы запомнили из чего состоят цветы, я предлагаю вам поиграть в игру «Собери цветок». Подходите к столу, присаживайтесь.
На столе лежат конверты с дидактической игрой «Собери цветок».
Воспитатель: В конвертах находятся картинки частей ромашки, вам нужно собрать их и назвать части растения.
Воспитатель: Вы молодцы, верно справились с этим заданием!
Воспитатель: Хотите, я расскажу вам свою историю? Идите сюда. (дети подходят к экрану).
Ромашки живут на лугу и в саду, поэтому называются луговой, и садовой ромашкой. Я луговая ромашка. Мы отличаемся друг от друга листьями, размерами цветов, длиной стебля (показ слайдов). Мы, луговые ромашки очень любим греть свои лепестки на солнышке и играть с нашими друзьями – насекомыми. Но однажды пришли девочки и сорвали моих сестричек-ромашек в большой красивый букет и подарили его маме на день рождения. Теперь на лугу я осталась одна из ромашек. Чтобы появились мои новые сестрички, нужны друзья-насекомые, которые помогут появится семенам, а из семян появятся новые ромашки. Вот если вы станете насекомыми, то очень сильно мне поможете. Вы согласны мне помочь?
Дети: Да!
2. Основной этап.
Воспитатель раздаёт маски, говоря при этом «волшебные» слова, дети кружатся:
Раз, два, три мы покружились,
В насекомых превратились!
Воспитатель: Вот мы с вами и в поле. Вы Маша с Олей кто?
Дети: Бабочки.
Воспитатель: Помашите крылышками. Ира с Полиной, а вы кто?
Дети: Пчёлки.
Воспитатель: Покружитесь. А вы Миша с Колей кто?
Дети: Жуки.
Воспитатель: Пожужжите.
Если дети затрудняются ответить, то наводящими вопросами нужно помочь догадаться.
Воспитатель: Ребята, насекомые – это мои любимые друзья! Они помогают нам, цветам, распространяться (вырастать) по всему полю или лугу. К большому сожалению у нас нет ног и ходить мы не можем. А как вы думаете, как же мы оказываемся в разных местах поля?
Ответы детей.
Воспитатель: Хотите, я расскажу, как цветы «ходят» по полю и как в этом нам помогают насекомые-опылители?
Дети: Да!
Воспитатель: Посмотрите на мою цветочную серединку. Потрогайте, какая она?
Дети: Жёлтая, красивая, яркая, пушистая, мягкая.
Воспитатель: Верно! Присмотритесь, а что там внутри?
Дети: Пыль, мука.
Воспитатель: Почти правильно ответили. Это пыльца, цветочная пыльца. А внутри, чуть ниже пыльцы, у меня есть нектар, которые так любят насекомые. Как вы думаете, что из нектара делают пчёлы?
Дети: Мёд.
Воспитатель: Правильно, вкусный сладкий мёд! А бабочки просто пьют нектар своим длинным хоботком. И когда насекомые достают нектар, то к лапкам (покажите мне ваши лапки) и к брюшку (где у вас брюшко) прилипает пыльца. Села бабочка или жук на один цветок, поела нектар, а пыльца уже прилипла к лапкам, брюшку и крылышкам. Полетела она на другой цветок, принесла и оставила там пыльцу с лапок. Так мы обмениваемся пыльцой и появляются семена. Ветер подует, полетят семена в разные стороны, а из каждого семечка вырастает новое растение. А насекомые, которые переносят пыльцу, называются насекомые-опылители.
Хотите поиграть, как насекомые летают, нектар собирают и переносят пыльцу?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель раскладывает большие бумажные цветы на полу, дети бегают и выполняют движения.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке :
«Жу-жу-жу-жу-жу-жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь».
Повторить 2-3 раза.
Воспитатель: Много нектара собрали? А пыльцу перенесли?
Ответы детей.
Воспитатель: Нам пора вернуться в группу. Вы готовы?
Дети: Готовы!
Воспитатель помогая снимать маски, говорит «волшебные слова» :
Раз, два, три мы покружились
И в ребяток превратились!
Воспитатель: Ребята, вы мне так помогли! Перенесли пыльцу с одного растения на другое и у нас получились?
Дети: Семена!
Воспитатель: Верно! И я предлагаю вам их посадить. Вы хотите?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Подходите к столу.
На столе стоит контейнер с землёй, лейка, набор для ухода за комнатными растениями (лопатка, мини-грабли, семена садовой ромашки, карта-схема посадки семян. На стульчиках положены фартуки, нарукавники.
Воспитатель: Чтобы приступить к посадке семян нам нужно надеть фартуки и нарукавники. Зачем?
Дети: Чтобы не испачкать одежду.
Воспитатель: Верно! А что потом?
Дети: посадить семена.
Воспитатель: А как? Что нам в этом поможет?
Дети: Схема!
Воспитатель: Правильно! Давайте рассмотрим её и назовём порядок действий.
1. Надо лопаткой сделать бороздку (углубление, ямку).
2. Полить землю водой из лейки.
3. Посыпать (посеять) семена.
4. Разровнять землю грабельками.
5. Полить водой из лейки посаженные семена.
Дети сажают семена.
Воспитатель: Для того чтобы семена проросли им нужен свет и тепло, куда мы можем их поставить в группе?
Дети: На подоконник!
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, за вашу помощь! Не забывайте каждый день поливать и опрыскивать семена, иначе без воды они погибнут. Если вы будите правильно ухаживать, то совсем скоро у вас будут красивые садовые ромашки для клумбы!
3. Заключительный этап.
Воспитатель:
Воспитатель: Где мы сегодня с вами были? Где ещё растут цветы? Кем вы были? Что узнали? Что вы делали? Кому вы об этом расскажите? Если вам понравилось занятие – возьмите солнышко, если нет, то тучку, если вам было просто скучно и не интересно, то возьмите облако.