Ольга Фокина
Занятие по поисково-опытнической деятельности в подготовительной к школе группе Волшебные превращения
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать способность к поисковой деятельности : умение предполагать, проверять предположения, делать выводы на основе практической деятельности.
Задачи:
Образовательные.
1. Формировать представления о свойстве материалов (воска, условиях изменения агрегатного состояния вещества (твердое – жидкое, газообразное);
2. Учить практически изменять форму воска с помощью нагревания
Развивающие.
3. Развивать способность к умозаключениям, элементы логического мышления;
4. Развивать способность действовать в соответствии с планом исследования.
Речевые
Публикация «Занятие по поисково-опытнической деятельности в подготовительной к школе группе Волшебные превращения» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
5. Активизация в речи глагольных форм: изменить, расплавить, сравнить, придать (форму, остудить; прилагательных и наречий: твердое, жидкое, газообразное (состояния, нагрето, эагрегатные состояния и др.
Воспитательные.
6. Воспитывать интерес к процессам, происходящим в окружающей среде, прививать навыки совместной деятельности.
Материал. Свечи (можно цветные, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, толстая нить, растительное масло, кисточка, емкость со льдом (можно ледяную воду, бумага, карандаши, табличка с правилами безопасности, схема «маленьких человечков» на экране (ТРИЗ).
Предварительная работа.
Эксперименты и опыты с металлом, водой, стеклом, пластмассой.
Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия для детей, рассматривание фотографий, иллюстраций с предметами из различного материала (дерево, металл, пластмасса, камень, стекло).
Организация мини – музеев «Деревянная сказка», «Чудо – метал!» «Галерея стекла», «Малахитовая шкатулка» и т. д.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
- Пожелание доброго утра. Вспомнить какое сегодня число, какой день недели, месяц.
- Сегодня я хочу вас снова пригласить в нашу чудесную исследовательскую лабораторию, предлагаю вам немного побыть исследователями. Надевайте халаты (пока дети надевают халаты, звучит песня «Ужасно интересно всё то, что неизвестно…»)
Дети в халатах подходят к воспитателю. Давайте вспомним девиз юных исследователей: «Любим исследовать и проверять, чтобы о мире побольше узнать!».
Посмотрите что приготовлено сегодня для вас в нашей чудесной лаборатории? (украшения). Рассмотрите эти предметы. Что у них общего? (всё это – украшения). Чем различаются (материалом, из которого изготовлены). Рассмотрите, и назовите из каких структурных единиц они состоят (из твердых, т. к. они близко расположены друг к другу). Найдите нужную схему «маленьких человечков»?.
А теперь, внимание, вопрос! Могут ли эти предметы превратиться в жидкость? Что для этого нужно?
Для того, чтобы превратить пластмассу или металл в жидкость нужно очень много тепла. Это делают на промышленных предприятиях, разогревая вещество в плавильных печах. Посмотрите на экран, вы видите такую печь. Температура в ней такая высокая, что даже стоять с ней рядом можно только в несгораемой одежде.
Мы с вами, в условиях нашей лаборатории, эти предметы превратить в жидкость не можем.
Но я для вас приготовила сегодня один удивительный материал, с которым мы сможем поэкспериментировать. Что это? (свеча). Из чего сделана? (из воска, парафина). Какими структурными единицами представлен воск? (найдите нужных человечков – схема на экране).
В нашу экспериментальную лабораторию поступил заказ: сделать из воска фигурки разной формы. Вот эти формы. А как же из воска с их помощью сделать фигурки, ведь мы сказали, что воск твердый, он не примет нужную форму? (расплавить, превратить в жидкость).
Как вы думаете, а воск легко или трудно превратить в жидкость? Мы с вами можем с этим справиться? С помощью чего мы сможем это сделать?
(надо разогреть свечу и, когда она расплавиться, залить её в формочки и затем остудить - опять превратить в твёрдое вещество)
Давайте сформулируем предположение:
- Если воск нагреть, то он расплавиться, превратиться в жидкость и из него можно будет сделать предметы разной формы.
- Если воск нагреть, он исчезнет,
- Если воск нагреть, то он потемнеет.
А теперь давайте попробуем подтвердить или опровергнуть наши предположения на деле! Дети самостоятельно подбирают материал для работы, объясняя, что для чего нужно (свеча – из неё «отливаем» фигурку; форма – чтобы удержать жидкий парафин (воск), пока он снова не станет твёрдым; кисточка и масло для смазывания формочки, чтобы к ней не прилип парафин (или воск); подставка для того, чтобы работать с зажженной свечой, нить – чтобы фигурки можно было вынуть из формы и повесить.
Обсуждение последовательности работы и правила безопасности:
-смазать форму, поместить её на подставку, опустить конец нити в форму;
-зажечь свечу, поднеся её уже к зажженной (не наклоняться над ней, не подносить близко к одежде);
-медленно поворачивать свечу, чтобы края плавились равномерно;
-залив формочку, поставить свечу и потушить сверху баночкой;
-дать парафину (или воску) застыть, поместив формы в холод (вынести на снег, в ванночку со льдом и т. д.)
Приступают к работе.
А пока наши изделия будут остывать, давайте обратим внимание на наших помощников – человечков и поиграем в игру «Найди нужное состояние». Воспитатель говорит : дерево – дети берутся за руки, вода – становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями, пар – болтают руками и ногами и т. д.
Ну а теперь давайте посмотрим, что же у нас вышло.
Дети вынимают поделки из формы. Описывают, какие изменения произошли с парафином (воском). Делают вывод:
- твёрдые вещества под воздействием тепла стали жидкими;
- жидкие вещества, под воздействием холода, вновь превратились в твёрдые;
- при нагреве воск не исчез и не потемнел!
Всё ли у нас получилось, что задумали? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?