Светлана Кечайкина
Конспект занятия по песочной игровой терапии «Путешествие в песочную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по песочной игровой терапии
Тема: «Путешествие в песочную страну»
Цель: развивать социально-коммуникативное общение детей через игру с песком.
Задачи:
- познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;
- формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;
- закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с песком;
Публикация «Конспект занятия по песочной игровой терапии „Путешествие в песочную страну“» размещена в разделах
- Игры с песком
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;
- развивать связную речь детей через рассказы друг о друге;
- развивать эмоционально-волевую сферу детей;
- воспитывать умение играть дружно, выслушивать рассказы своих друзей и выполнять инструкцию.
Материалы: песочница - деревянный ящик с сухим песком, пулевизаторы по количеству детей, салфетки для рук, игрушка - Песочная Фея, игрушки для песочной игротерапии, кисточки, магнитофон.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети и педагог находятся в группе. Слышится звук колокольчика.
Педагог: - Ребята, что за звук? Откуда он раздаётся?
Дети прислушиваются и отвечают: - Звук доносится из песочницы!
Педагог: - Давайте же скорее откроем волшебную песочную страну и посмотрим, кто же зовёт нас?
Педагог открывает песочницу.
Педагог: - Странно! Здесь никого нет! Наверное, мы потому никого не видим, что забыли произнести волшебные слова перед игрой с песком. Скорее же встанем в круг и произнесём их.
Дети встают в круг и произносят волшебное заклинание:
"В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди
Чтобы злодеев побеждать,
Мало просто много знать,
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным
А ещё желательно
Делать всё внимательно!"
(Звучит музыка, педагог показывает фигурку песочной Феи.)
2. Основная часть.
Педагог: - Ребята! Вот кто нас звал! Это Песочная Фея - хозяйка Песочной страны. Она что-то говорит? (Педагог делает вид, что прислушивается к словам Феи.)
- Ребята, она говорит, что в Песочной стране случилась беда. Злой тролль заколдовал её. Она просит нас о помощи, так как жители волшебной страны видели, какие вы дружные и внимательные были на прошлом занятии. Поможем Песочной Фее?
Дети: - Да, конечно!
Педагог: - Но сначала нам необходимо встать вокруг песочницы, взяться за руки. И каждый должен назвать своё имя, ведь песочная Фея не знает, как к нам обращаться.
(Дети вместе с педагогом встают вокруг песочницы и по очереди называют своё имя.)
Педагог: - А теперь, давайте расскажем Песочной Фее о наших добрых делах. Но давайте договоримся, что каждый ребёнок рассказывает не о своих добрых делах, а о том, какие добрые поступки совершил ваш друг, стоящий рядом. Так мы докажем Фее, что не подведём её и готовы помочь ей в спасении жителей песочной страны.
(Дети составляют рассказы друг о друге.)
Педагог: - Ребята, Фея сказала мне, что теперь она точно знает, что именно вы должны помочь ей победить тролля и спасти песочных жителей. Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и произнести волшебные слова. Может быть, кто-то из вас знает волшебные слова из сказок?
(Дети называют волшебные слова из сказок.)
Педагог: Я сейчас вам скажу заклинание, а вы постарайтесь его запомнить:
"Песочная Фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси,
В ладоши мы хлопнем
Раз, два и три,
К волшебной стране путь покажи"
(Звучит музыка.)
Педагог: - Вот мы и очутились в песочной сказочной стране. Видите, она совсем пустая. Давайте же скорее вызволим жителей страны из неволи. Возьмёмся за руки, закроем глаза и произнесё м заклинание:
"В темницу друзей заточили враги,
Взмахнём нашей кисточкой
Раз, два и три
И наших друзей мы спасём из беды!"
Педагог предлагает детям взять кисточки и аккуратно раскопать песочек во всех углах Песочной страны и вызволить друзей из темницы. Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.
Педагог: - Какие вы молодцы, ребята! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у жителей Песочной страны глазки, они улыбаются вам! И вы в ответ улыбнитесь.
Педагог: - Ребята, мы спасли жителей Песочной страны, но посмотрите всё вокруг разрушено. Нам с вами предстоит создавать всё сначала. Посмотрите на песок. Он какой?
Дети: - Сухой.
Педагог: - А можно ли из такого песка что-нибудь построить?
Дети: - Нет!
Педагог: - Нам надо оживить песок. А что нужно всему живому: растениям, птицам, животным, людям для жизни?
Дети: - Вода!
Педагог: - Конечно, вода! Но нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовём дождик, который поможет нам всё оживить, ведь у дождика все капли - волшебные.
Упражнение "Песочный дождик"
Каждому ребёнку выдаётся пулевизатор, с помощью которого они опрыскивают песок.
Педагог: - Посмотрите, сколько волшебных капель нам приготовил дождик. Берите их и начинайте поливать песок :
"Дождик, лей веселей!
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей
И для маленьких детей
И для мам и для пап
Кап-кап! Кап-кап!"
Педагог: - Вы, хорошие помощники! Песок вам очень благодарен. Но ведь злого тролля, который заколдовал песочную страну мы так и не победили!
Упражнение "Победитель злости"
Звучит музыка
Педагог: - Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого тролля. А какой он, тролль, как вы думаете?
Дети: (злой, не любит детей, не хороший, страшный и т. д.).
Дети по примеру педагога делают каждый свой шар, на котором обозначают углублениями или рисуют глаза, нос, рот.
Педагог: - Это "шар-злюка". Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого тролля, не забывая про волшебные слова: "Прогоняем злость, приглашаем радость"
(дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар).
Педагог: - Теперь медленно разровняйте поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого тролля? Молодцы! Мы победили злость и справились с заданием.
Упражнение "Узоры на песке"
Педагог:- Ребята, посмотрите, в Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо помочь вернуть красоту маленькому миру. Вы любите рисовать?
(Дети отвечают.)
Педагог: - Тогда, давайте, скорее, нарисуем пальцами и руками красивые узоры на песке, а потом украсим их волшебными камушками и бусинками. Посмотрите, какие узоры можно нарисовать ( педагог рисует узоры: волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Придумайте и вы свой узор.
(Дети выполняют задание.)
Педагог: - Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?
(Дети отвечают, комментируя свои ответы.)
Педагог: Теперь нужно, чтобы в стране царили радость и счастье, как было раньше.
(Заучит песня "Маленькая страна".) Посмотрите, что ещё мы расколдовали (педагог протягивает детям коробочку с растениями, зданиями, животными)
Дети расставляют предметы на песке
Педагог: - Ну вот, Песочная Страна ожила! Фея очень благодарна вам за помощь и теперь с нетерпением будет ждать вас к себе в гости. А нам пора прощаться с жителями волшебной страны и возвращаться в группу.
По окончании работы, дети вытирают руки влажными салфетками и садятся на стулья.
3. Итог (рефлексия, оценка).
Педагог: - Ребята, скажите, где мы сегодня побывали?
Дети: - В гостях у Песочной Феи.
Педагог: - А что мы делали в Песочной стране?
Дети: - Спасали её жителей от злого тролля и оживили саму страну.
Педагог: - Каким был песок в песочной стране?
Дети: - Сухим и влажным.
Педагог: - Чем отличается сухой песок от влажного?
Дети: - Сухой песок - сыплется, из него нельзя ничего построить, а влажный наоборот.
Педагог: - Мы сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочной страны. А какое у вас настроение, что нового для себя вы узнали?
(Дети отвечают.)
Ритуал "выхода" из Песочной страны
"В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!"
Используемая литература :
Большебратская Э. Э. Песочная терапия, Петропавловск, 2010 – 74 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Игра с песком. Практикум по песочной терапии – Спб : Речь, 2015 – 256 с.