Двойченкова Лизия
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию «С малой Родины моей начинается Россия?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по гражданско – патриотическому воспитанию
на тему: «С малой родины моей начинается Россия?»
Выполнил (а) : Двойченкова Лизия Забировна
Москва
Цель: показать значение малой родины в жизни каждого человека.
Задачи
1. Образовательные
• Актуализировать знания воспитанников о своей малой родине.
• Привлечь внимание к культурному, природному и историческому наследию малой родины.
• Показать значение родины в жизни каждого человека.
2. Развивающие
Публикация «Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию „С малой Родины моей начинается Россия?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
• Расширить кругозор воспитанников, познакомив их с историей своей малой родины.
• Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.
• Развивать навыки устной и письменной речи.
3. Воспитательные
• Побудить интерес к изучению истории своего района.
• Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою родину.
• Способствовать формированию гражданской позиции, чувства принадлежности к своему краю.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, презентации, видеофильмы, файловые папки с заданиями, карточки, оформление доски.
Ход занятия
Воспитанники заходят в кабинет, и им предлагается встать в две шеренги справа и слева от парт. Парты расположены таким образом, чтобы можно было сформировать две группы участников воспитательского часа с элементами творческой мастерской.
I. Организационный момент, разминка (3 мин)
Воспитатель : Добрый день, дорогие ребята! Наш воспитательский час мы начинаем с разминки. Прошу всех принять в ней участие.
- Если вы утром, просыпаясь, с радостью видите своих родных и близких, помашите правой рукой.
- Если вы с удовольствием идете в школу, помашите левой рукой.
- Если вы любите свой родной район, хлопните в ладоши.
- Если вы считаете себя патриотом своей страны, поднимите обе руки вверх.
- Если вы верите, что будущее России зависит от вас, возьмитесь за руки.
Спасибо всем.
- У меня на столе лежат карточки. Вам, ребята, надо подойти к столу, взять карточку, сопоставить изображение на ней с изображениями на партах и занять соответствующее место. Прошу вас, подходите, берите карточку и определяйтесь со своими местами.
Звучит мелодия из песни «Детство» Е. Мартынова. Воспитанники рассаживаются за парты. Образуется две группы (по 6 человек).
II. Индукция (4 мин.)
Воспитатель : Как вы определили свои места? (На полученных картинках и на картинках, которые расположены на партах, изображены герб и флаг района Зябликово.)
-Ребята, мне хочется, чтобы вы сегодня были внимательны, общительны, находчивы, принимали активное участие в нашей работе. А для того, чтобы узнать, о чем мы будем говорить, посмотрите фотографии, которые помогут вам назвать тему воспитательского часа.
Просмотр фотографий района Зябликово (30 сек.).
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Попробуйте назвать тему нашего разговора.
- Правильно, вы догадались, что мы будем говорить о нашей с вами малой родине – о нашем районе Зябликове. Тема воспитательского часа звучит как вопрос: «С малой родины моей начинается Россия?» Этот вопрос адресован вам, ребята. И в течение воспитательского часа вы попробуете ответить на него.
- Родина…Давайте все вместе, тихо, но с вдохновением, произнесём это слово. Три, четыре: родина… Что вы почувствовали, проговорив его?
(Теплоту, торжественность, доброту, любовь).
III. Основная часть
Воспитатель : Чтобы выяснить, что же для каждого из вас означает это важное слово – «родина», вам необходимо сейчас для каждой буквы написать слова-ассоциации, словосочетания, которые появляются у вас, когда вы думаете о своей малой родине.
Слова- ассоциации (4 мин.)
- У вас на партах лежат листочки со словом «родина», на них и пишите. Время на работу 1-2 минуты. В течение воспитательского часа для вас будет звучать музыка Евгения Мартынова. (Дается время на самостоятельную работу и ответы, звучит музыка Е. Мартынова.)
-Итак, прочитайте те слова – ассоциации, которые вы записали.
(Р- радость, родная, родня, редкая, рассвет, романтика.
О – одна-единственная, отличная, обильная, обожаемая.
Д – дорогая, душевная, достопримечательности, доспехи, доброта.
И – идеал, искусство, иллюзия.
Н – непредсказуемая, необычная, новизна, наука, новости, надежда, неизбежность, нравственность, народ, непобедимость.
А – ах, какая; алмаз души.)
- Посмотрите, что у нас получилось. (Воспитатель зачитывает слова- ассоциации к слову «родина».)
История о районе Зябликово (10 мин.)
Воспитатель : - Много сейчас из ваших уст прозвучало теплых слов о родине. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и историю.
Зябликово– своё название этот район Москвы получил от деревни Зябликово, которая располагалась в районе нынешних улиц Воронежской и Тамбовской, Гурьевского проезда, между речками Хмелевка (Шмелевка) и Кузнецовка. Её владения простирались к югу до современной Кольцевой автодороги и в пойме Москвы-реки до речки Городенки.
Первое обнаруженное упоминание о деревне Зябликово встречаем в писцовой книге поместных и вотчинных земель 1627 – 1629 гг.
Зябликово в составе беседской вотчины было пожаловано князю Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому в 1619 году. В дальнейшем, после смерти его вдовы княгини Анны Васильевны, вотчина снова вернулась в Дворцовое ведомство.
27 октября 1765 года села Остров и Беседы с деревнями были пожалованы в потомственное и вечное владение брату фаворита Екатерины графа Григория Орлова – знаменитому Алексею Григорьевичу Орлову.
В 1807 году после смерти графа Орлова вотчина перешла к его дочери, камер-фрейлине Анне Алексеевне Орловой – Чесменской.
В Отечественную войну 1812 года все ее владения попали в зону действия французских войск. В каждое селение управителем вотчины было выдано оружие, учреждена круглосуточная стража.
В 1902 году в нынешнем районе Зябликово был построен храм Живоначальной Троицы. В 1930 году храм закрыли, а в 1991 году его вновь передали православной церкви. Жители ближайших деревень занимались овощеводством и картофелеводством, а после революции 1917 года здесь был организован колхоз, который в результате укрупнения 1945 году вошел в большой колхоз имени Ленина с центром в селе Борисово.
Во время Великой Отечественной войны комсомольцы колхоза выступили инициаторами почина в Ленинском районе: 11 ноября 1942 г. «в целях оказания практической помощи фронту» они приняли решение «начать в колхозе сбор средств на постройку танковой колонны «Ленинский колхозник»». Эта инициатива была поддержана другими колхозами Ленинского района. За несколько дней было собрано более 4 млн. рублей, и 10 декабря первые танки уже поступили в войска. К середине января 1943 г. колхозники собрали 7,5 млн. рублей на формирование танковой части. Тогда же, в январе 1943 г., колхозники Зябликово решили внести 100 тыс. рублей, причитавшихся им на трудодни, на постройку боевого самолета для авиасоединения «Москва».
В 1960 году территория района вошла в границы Москвы. Сейчас район Зябликово является спальным, а долина речки Городки с ее многочисленными притоками, а также Борисовским и Царицынскими прудами несколько лет назад получила статус природного памятника, находящегося под охраной государства.
Обратите внимание, как история района Зябликово взаимосвязано с историей России : Великая Екатерина; граф Алексей Григорьевич Орлов; Отечественная война 1812 года.
24 августа 2012 года состоялось официальное открытие памятника Мусе Джалилю, татарскому поэту, Герою Великой Отечественной войны установлен на юго-востоке Москвы, на улице, носящей его имя.
Муса Джалиль, до начала войны работал редактором различных газет и журналов, писал стихи на татарском языке. В 1941 году был призван на фронт, в 1942 - тяжело ранен и попал в плен.
Чтобы и в плену иметь возможность бороться с захватчиками, Джалиль вступил в созданную немцами организацию "Идель-Урал". Среди легионеров, он организовал подпольную группу, которая организовывала побеги военнопленных.
В 1943 году гестапо сумело разоблачить Джалиля и его товарищей, и они были арестованы. Спустя год, в августе 1944 года Муса Джалилсь был казнен.
Посмертно Мусе Джалилю было присвоено звание Героя Советского Союза (1956 г., а спустя год (1957 г.) он стал лауреатом Ленинской премии (посмертно) за сборники стихов, написанные им в немецких застенках.
Памятник «Мусе Джалилю»
Творческая работа в группах и ответы учащихся (17 мин.)
- Предлагаю творческую работу. На партах есть файловые папки с заданием. У каждой группы своя тема. 1-ая группа выполняет задание по теме «Наша гордость и слава!», 2 -я группа – «По знакомым улицам пройдусь». Прочитайте внимательно и по плану выполняйте задание. Если у вас возникнут затруднения, то можно посоветоваться со мной. Время на самостоятельную работу – 3-4 минуты. Если вопросов нет, приступайте к выполнению задания (под музыку Е. Мартынова).
Задание для 1-й группы
1. Разделитесь на пары, выберите из предложенных вам знаменитых Героев страны – наших земляков того, о котором вы бы хотели узнать больше информации.
2. Прочитайте его биографию.
3. Перескажите ее друг другу в парах, используя материал. Выберите того из вас, кто будет выступать перед ребятами.
4. Приготовьтесь к выступлению.
Информация для выступления
В 2006 году вышла книга о ветеранах Великой Отечественной войны «Поколение победителей» – о жителях Южного административного округа города Москвы (район Зябликово). Вот их имена: Бабаев Игорь Николаевич, Викторов Андрей Иванович, Взоров Георгий Аркадьевич, Гальперин Лев Юрьевич, Гнатюк Юрий Михайлович, Драгомирецкий Фёдор Павлович, Смирнов Владимир Ефимович, Соколов Константин Петрович. Они были детьми,когда началась война и каждый из них вправе стать героем фильма или книги, как когда-то стал легендарный летчик, национальный герой России Алексей Маресьев.
Задание для 2-й группы
- Перед вами фотографии пяти улиц района Зябликово: Шипиловская, Кустанайская, Ореховый проезд, Ореховый Бульвар, Мусы Джалиля. Каждой улице соответствуют четыре фотографии.
1. Распределите фотографии, относящиеся к той или другой улице.
2. Определите те объекты, которые на них изображены.
3. Приготовьтесь к выступлению, прикрепив фотографии под названиями улиц на доске.
Воспитанники представляют результаты своей деятельности.
IV. Подведение итогов (3 мин.)
Воспитатель : Спасибо за выступление. Что для вас сегодня было открытием, и вы этого совсем не знали? (Ответы воспитанников.)
- Какие чувства вы испытывали, работая в группах? (Чувство радости, гордости, что мы живем в таком уютном и красивом районе Зябликово.)
- Ребята, а испытал ли кто-нибудь из вас чувство ответственности за свою малую родину? (Да, ведь мы должны быть достойными жителями родного района. Нам надо стараться жить и трудиться на благо его процветания.)
V. Ресурсный круг*(4 мин.)
Воспитатель. Ребята, поднимите руку те из вас, кому нравится жить в районе Зябликово. Кто из вас желает высказаться о родном городе, встаньте в ресурсный круг, и мы займемся тренингом. (Воспитанники под звуки мелодии из песни «Детство» Е. Мартынова встают в ресурсный круг.)
- Предлагаю начинать тренинг фразой «Я люблю свой район, потому что…», а передавать слово другому участнику взяв его за руку. (Зябликово – самый современный район, здесь живут все мои родные, он очень уютный, родной, чистый)
- Посмотрите, ребята, мы замкнули круг, взявшись за руки, как и в начале воспитательского часа, когда говорили, что будущее России зависит от нас.
Сейчас мы признавались в любви родному району, а значит, будущее нашей малой родины зависит от нас, от нашей любви к ней и от тех дел, которые мы будем совершать на ее благо и процветание. Спасибо за ваши искренние высказывания.
VI. Рефлексия (3 мин.)
Воспитатель. А теперь ответьте на вопрос – тему нашего воспитательского часа : «С малой родины моей начинается Россия?» (Да, именно с малой родины начинается Россия, с родного района, в котором родился и вырос.)
- Поменяю вопросительный знак на восклицательный в теме классного часа: «С малой родины моей начинается Россия!» И так можно сказать. А почему? (Зябликово – это маленькая частица нашей великой родины – России. Необходимо знать историю своего родного района, отечества, чтобы стать патриотом сначала малой, а затем и своей великой родины.)
- И на такой позитивной ноте мы завершаем воспитательский час – песней, которая называется «Россия – моя звезда» Юрия Тарана. (Звучит песня в исполнении ансамбля «Непоседы».)
- Ребята, спасибо вам за участие в воспитательском часе. Желаю успехов вам и процветания нашему родному Зябликовскому району, России!