Светлана Азарова
Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: развивать у детей связную речь; продолжать учить составлять рассказы на заданную тему, пересказывать их; формировать у детей умение составлять распространенные предложения с заданными словами; развивать логическое мышление, воображение; закрепить знания об изменениях происходящих весной в природе.
Словарная работа: дубрава, проталины, детеныши, ручьи, подснежники, яркое, пригревает, линяют, вьют, расцвели, набухают, раскрываются, пускают.
Публикация «Занятие по развитию речи с использованием ТРИЗ в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Наглядные материалы. Демонстрационный материал: Незнайка (игрушка би-ба-бо); системный оператор, нарисованный на ватмане; карточки для системного оператора с изображением леса, частей дерева, желудя, кассета.
Раздаточный материал: карточки с изображением различных признаков весны (деревья с молодыми листьями, животные с детенышами, солнце, проталины, лес, гнездо, птиц, кораблики, доктор Пилюлькин, заяц и белка зимой, заяц и белка летом, берлога, медведь).
Предварительная работа: работа с системным оператором, наблюдения на прогулке.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Я не вижу здесь еще одного гостя. Вчера вечером он мне позвонил и сказал, что ему срочно нужна наша помощь.
Раздается стук в дверь. Появляется Незнайка (кукла би-ба-бо) с большим конвертом.
Незнайка. Здравствуйте, еле до вас добрался.
Воспитатель. Здравствуй Незнайка. Что у тебя случилось? Ты чего такой взволнованный?
Незнайка. Сейчас все расскажу. Вы же знаете моих друзей, Знайку и доктора Пилюлькина?
Дети. Да!
Незнайка. Они поехали путешествовать в страну Фантазий и из города Загадок прислали мне письмо (достает из конверта письмо). В этом письме, ничего понять невозможно, сплошные загадки. Я им академик что ли! И тут я вспомнил про ваш детский сад. Уж ваши ребята – дошколята наверняка умеют любые загадки разгадывать.
Воспитатель. Тут ты не ошибся. (Воспитатель читает письмо). «Здравствуй, Незнайка, у нас все прекрасно. Путешествуя по стране Фантазий, мы остановились на несколько дней в городе Загадок. И решили написать тебе письмо. Здесь недавно наступило очередное время года (Какое угадай сам). Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?»
Дети. Весной.
Воспитатель. Незнайка, это же очень легкая загадка.
Незнайка. А что такое весна? Я не знаю.
Воспитатель. Ребята, давайте объясним Незнайке, что такое весна.
Дети. Весна - это время года. (Перечисляют приметы весны).
Воспитатель. Незнайка, ты все запомнил? Весна это время года. Неужели у вас в Цветочном городе нет весны?
Незнайка. Нет. У нас всегда лето. А что хорошего в вашей весне?
Д/и «Хорошо – плохо».
Незнайка. Мне кажется, теперь я все узнал про весну.
Тогда давай читать дальше. «Недавно я и доктор Пилюлькин гуляли в чудесном лесу, в котором росло много …» Дальше опять загадка, на этот раз нарисованная.
На мольберт выставляется системный оператор. В верхней центральной клетке нарисованы деревья и написано лес. В нижней центральной клетке нарисованы части дерева.
Воспитатель. С такой таблицей мы знакомы. Но здесь не все карточки,
нам придется угадать, что же было изображено в центральной клетке.
Дети. Дерево.
Воспитатель. Какое дерево?
Дети. Выдвигают предположения.
Незнайка. Здесь есть еще одна карточка.
Воспитатель достает карточку с изображением желудя, и прикрепляет ее в левый центральный квадрат системного оператора.
Воспитатель. А теперь, мы можем сказать, о каком дереве идет речь?
Дети. О дубе.
Воспитатель. Как называется лес, в котором много дубов?
Дети. Такой лес называется дубовая роща, дубрава.
Воспитатель. Как хорошо весной в дубраве. Давайте с вами немного пофантазируем и представим, что мы в весеннем лесу. Светит ласковое весеннее солнышко, щебечут птички.
Физкультминутка.
Тепло весеннее пришло,
(поглаживаем ладонями себя по груди)
Все ожило и расцвело,
(из пальцев рук делаем воображаемый бутон цветка)
Но только утром рано
(потягиваемся и зеваем)
Морозить что-то стало.
(обхватываем туловище руками)
Покрыта инеем трава,
(совершаем движение вниз ладонями рук)
Седою она стала
(поглаживаем себя по голове)
Внутри, как прежде зелена,
(прикрываем ладонью указательный палец правой руки)
Но от зимы устала.
(опускаем плечи и руки, немного наклоняемся)
Вот солнце жаркое взошло.
(Руки поднимаем вверх, разводим)
И травке стало вновь тепло.
(руки выставляем вперед, ладони направляем вверх, приподнимаем голову вверх)
Дети садятся за парты.
Воспитатель. (Читает письмо). «Про этот лес я написал чудесный рассказ. Каждое предложение зашифровано в двух картинках. Попробуй, восстанови весь рассказ.»
Да, это сложная задача, но ты не переживай, мы с ребятами постараемся тебе помочь.
Игра «Составь предложение». Воспитатель показывает детям две карточки, на которых изображены какие-либо признаки весны (проталины –лес; проталина – подснежник; гнездо – птицы; животные – детеныши животных; Пилюлькин – кораблик из бумаги и т. д., на каждую пару дети придумывают предложение. Каждое предложение записывается на магнитофон.
Воспитатель. Ну вот, Незнайка, мы расшифровали рассказ, и даже записали его на кассету. Хочешь послушать?
Незнайка. Конечно!
Прослушивается запись. Воспитатель отдает кассету Незнайке.
Воспитатель. Ребята, а вы запомнили рассказ?
Дети. Да!
Воспитатель. А кто попробует пересказать?
Пересказывают рассказ один – два ребенка (по желанию, пары картинок выставляются по порядку на наборном полотне.
Незнайка. Большое спасибо, но мне уже пора. Вы мне очень помогли. Эх, как только приеду домой, такое письмо Знайке-зазнайке напишу, таких загадок ему назагадываю! Чуть не забыл, я же вам в подарок книгу привез про меня и моих друзей.
До свидания!