Юлия Королева
Занятие по москвоведению «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по ознакомлению с окружающим миром
«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса»
Разработан:
воспитателем Королёвой Ю. А.
Цель: Дать детям начальные представления об истории возникновения и развития Москвы.
Задачи:
- Познакомить с образом жизни людей в старину, с особенностями строительства на Руси;
- учить детей находить приметы времени,
Публикация «Занятие по москвоведению „Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
- приобщать их к русской национальной культуре;
- развивать у детей чувство единства, умение действовать в коллективе;
- создать благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости;
- создать условия для формирования у детей познавательного интереса.
Методы работы:
- метод формирования новых знаний и способов деятельности (объяснительно-иллюстративный, беседа, проблемный,
-метод организации деятельности (метод стимулирования и мотивации, игра, самостоятельная работа, конструирование)
- метод контроля и самоконтроля (самопроверка, задание)
-метод формирования личностных результатов (рефлексия)
Материал и оборудование: интерактивная доска и ноутбук, презентация со слайдами, конструктор «Деревянная крепость», корзинки с картинками для игры «Торговые ряды», магнитные картинки с изображением древних и современных построек и домов.
Ход занятия:
Мотивационный этап:
Локация: Дети сидят на стульчиках напротив интерактивной доски.
Слайд №1 (конверт)
- Ребята, сегодня к нам на почту пришло письмо, давайте посмотрим от кого оно.
Слайд №2 (текст письма)
«Здравствуйте, ребята! Помогите, пожалуйста! Нам срочно нужна ваша помощь! Мы играли в компьютерную игру, нечаянно нажали не ту кнопку и попали в неизвестное для нас место и время. Очень просим помочь нам вернуться обратно домой. Но для этого вы должны выполнить четыре задания. Ваши друзья Витя и Маша»
- Вот что может произойти, если не соблюдать меры безопасности при работе с компьютером. Ведь компьютер умное техническое устройство, но вместе с тем и опасное. Поэтому играть в компьютерные игры можно только вместе со взрослыми.
Слайд №3 (картинка с изображением древней Москвы и детей)
- Ребята, посмотрите на картинку, что вы можете сказать глядя на нее? Куда попали дети? (ответы детей)
- Правильно, дети попали в древний мир. Как вы поняли это? (одежда, лапти, постройки деревянные)
- Разве хорошо, что дети из современного мира попали туда? Почему плохо? (ответы детей)
- Поможем детям вернуться обратно? (да)
- Но помочь смогут только дружные, сплоченные и смелые. Мы с вами такие?
Коммуникативная игра» Дружные ребята» :
Цель: сплочение коллектива, вызвать заинтересованность в общей цели.
- Давайте встанем с вами в круг, возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
«Мы веселые ребята, мы ребята - дошколята!
Ни кого не обижаем, а со всеми мы играем.
Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.
Всем нам будет нам хорошо,
Вместе весело, светло!
-Итак, мы с вами отправляемся в путешествие в древние времена, чтобы спасти наших друзей. Дорога будет трудной, нам надо пройти испытания, но мы свами смелые и дружные, поэтому у нас все получиться.
Исполнительный этап:
Локация: дети сидят на стульчиках напротив интерактивной доски.
Первое задание: Определить место нахождения детей.
- Мы уже определили с вами, что дети попали в древние времена, но мы не знаем что это за место. Давайте еще раз внимательно посмотрим на картинку.
- Во что одеты люди? (в русские народные костюмы) - Значит это Россия, в древние времена нашу родину называли Русь.
- Одинаковая ли одежда у всех? (нет, люди в рубахах, лаптях, воины в шлемах, люди в красивой одежде)
- В древней Руси женщины носили сарафаны, а мужчины - крестьяне одевались в длинные рубахи, лапти. Посмотрите, что делают люди в этих одеждах? (рубят бревна, строят деревянный дом).
- Мы видим воинов-защитников, они надевали на себя кольчугу, железный шлем, а в руках они держат булавы, оружие с шаровидной ударной частью. Их мы видим рядом с человеком, который сидит на троне. Значит, они его охраняют. На троне сидит человек в красивой богатой одежде, это князь.
- Что еще есть на картине? (река, лес, холм)
- А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они строят свои дома? Представьте, что вам нужно выбрать место для будущего города. Как выбрать такое место? (размышления детей)
-Где этот город будет: на равнине или на холме? На холме город лучше освящен солнцем, обдувается ветром. С холма лучше просматриваются окрестности.
- Зачем? Труднее незаметно приближаться врагам.
- Как вы думаете, что еще должно быть в тех местах?
-Что еще необходимо человеку для жизни? (Вода)
-Где ее взять? (В реке, озере)
- Река, которая и напоит, и умоет, и рыбой накормит. Кроме того, по реке можно удобно перемещаться с места на место.
-Без чего еще человеку не обойтись? Без пищи. Но в те времена магазинов не было, кругом леса, да болота.
- Как быть? В лесах есть звери и птицы, на которых можно охотиться, есть грибы и ягоды, орехи, лекарственные растения. Выходит, лес - и кормилец, и лекарь.
- Что еще человеку нужно? (Жилье)
- Из чего его строить? И тут поможет лес.
Вот в таком месте, на берегу реки, среди лесов, зародилась древняя Москва. А основателем ее был великий князь Юрий Долгорукий. Слайд №4 (портрет князя)
-Ребята, мы выполнили с вами первое задание, узнали, что наши друзья находятся в древней Москве. И можем отправляться в дорогу. С помощью волшебной машины времени мы сможем попасть в древние времена, где найдем детей. Возьмите друг друга за руки, закройте глаза и произнесите «раз, два, три, машина времени в древнюю Москву перенеси» !
- Ребята, вот мы с вами и попали в Древнюю Москву, и можем начать поиски. Дорога предстоит через непроходимые леса и топкие болота. Здесь нам поможет смелость и взаимовыручка.
Локация: В помещении группы расставлены препятствия - «непроходимый лес».
Коммуникативная игра «Близнецы» :
Цель: научить детей сотрудничать, работать в парах.
- Ребята, нам надо разделиться по парам. Представьте, что вы и ваш партнер - одно целое, вы, как близнецы, приросли бок к боку. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой. Ноги тоже срослись, так что теперь придется шагать одновременно "сросшимися" ногами, потом одновременный шаг другой ногой. (ПОКАЗ) В таком состоянии нам надо пройти все препятствия. Помните, что нужно быть внимательными к действиям партнера.
- Молодцы, мы преодолели дружно препятствия.
Второе задание: - Не смотря на непроходимые леса и топкие болота вокруг холмов, враги все равно пробирались сюда. Как жителям защититься от них? (построить крепость)
-Давайте, поможем им построим такую крепость.
Локация: Дети подходят к столу, на котором стоят деревянные дома (Построенные детьми заранее). Из деталей деревянного конструктора дети строят крепостные стены вокруг домов.
- Чтобы защитится от врагов жители стали строить вокруг поселения стены из бревен с башнями и воротами - крепость. Свои дома они огораживали, городили. Отсюда и произошло слово город. А городские крепостные стены стали называть кремлем. Мы выполнили второе задание.
Третье задание:
Локация: дети сидят на стульчиках возле интерактивной доски.
- Посмотрите, на картине есть пристань у реки. Для чего нужна пристань? (ответы детей)
- Правильно, сюда приходили корабли по Москве-реке, и привозили разные товары. Недалеко от пристани располагалась торговая площадь - торг. Слайд №5 (торговые ряды)
В древней Москве торг находился под кремлевской стеной. Здесь можно было купить продукты и разные вещи. Такие ряды назывались по названию продукта. Хлеб продавался в хлебной лавке, капуста-в овощной, шапки-в шапочной, сапоги-в сапожной. Вся площадь была заставлена торговыми лавками в ряд. Вот и сейчас пришел корабль, и нам надо разгрузить и отправить товар каждый в свой ряд.
Третье задание:
Дидактическая игра «Торговые ряды»
Цель: развитие логического мышления, внимания, закрепление знаний о классификации предметов.
Локация: На столе лежат корзинки с обозначением торгового ряда, и товар (распечатанный на картинке).
- Посмотрите, сколько товара. Каждый товар надо положить в корзину с обозначением торговой лавки. Чтобы правильно и быстро распределить товар, мы разделимся на группы. Первая группа распределяет только хлебобулочные изделия, вторая - одежду, третья - продукты.
- Молодцы! Дружно справились с третьим заданием.
Четвертое задание:
Локация: дети садятся на стульчики напротив интерактивной доски.
- Сначала в Москве строили деревянные дома: избы, терема, церкви, хоромы. Позже люди стали строить дома из белого камня - известняка. Может вы слышали, что Москву называют «белокаменная». Слайд №6 (изображение белокаменного кремля)
- Как вы думаете, почему люди стали строить дома из камня? (предположения детей)
- Правильно, страшный враг есть у дерева - это огонь. К несчастью, часто горели дома в древней Москве. С большой любовью люди строили Москву, очень старались. Со временем Москва превратилась в самый красивый город на земле.
И последнее четвертое задание:
Слайд №6 (на доске изображение древнего и современного города)
-Посмотрите, на доске изображение старого города и современного. На столе лежат разные постройки и здания. Давайте достроим древнюю Москву и современную.
- Какие мы молодцы! Справились со всеми заданиями! А вот и Витя с Машей, мы нашли место, где они оказались. Слайд №7 (Витя с Машей на фоне древней Москвы)
-Давайте все вместе вернемся обратно в наше время. Возьмите друг друга за руки, а я возьму Витю и Машу, закройте глаза и произнесите волшебные слова «раз, два, три, машина времени домой всех верни»!
Слайд №8 (картинка с Витей и Машей на фоне новогодней Москвы)
- Посмотрите! Мы помогли Вите и Маше, и все вместе вернулись обратно в наше время.
Рефлексия:
Локация: дети сидят на стульчиках.
- Ребята, я так рада, что мы помогли вернуть детей. Давайте расскажем об этом нашим друзьям Вите и Маше. Все с самого начала и до конца.
- Какое главное правило надо соблюдать при работе с компьютером?
- Какое путешествие мы совершили? (путешествие во времени)
- Куда мы с вами попали? (В древнюю Москву)
.- Что мы там увидели (ответы детей, Кому помогли? Почему? (ответы детей)
- Да, мы с вами совершили путешествие во времени, где узнали, как зародился наш любимый город, столица России – Москва, основателем которой был Великий князь Юрий Долгорукий. Дружно прошли непроходимые леса и болота. Помогли построить деревянную крепость - кремль, для спасения жителей от врагов. Разгрузили товар и распределили его по торговым лавкам. И даже достроили города в прошлой древней Москве и в современной. Теперь мы с вами настоящие спасатели, и можем помочь любому в беде. Сейчас я вам раздам подарки от Вити и Маши, это медали, которые дают только смелым и дружным спасателям.