Галина Сергеева
Занятие по нравственному воспитанию «Что такое доброта?» для младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
«Что такое доброта?»
Цель: раскрыть сущность полярных понятий – «добро» и «зло»
Задачи:
продолжать формирование представление о том, что доброта - это проявление красоты души; подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми; продолжать формирование важнейших нравственных ценностей : добро, уважение, любовь;
Публикация «Занятие по нравственному воспитанию „Что такое доброта?“ для младших школьников» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
способствовать развитию сочувствия, сопереживания; развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Оборудование:
бумажная кукла; «Цветик – семицветик», «сердечки», картинки с изображением нищенки и Мальчика-Звезды, конфеты по количеству детей, гелевые шары, слайды и видео.
Ход занятия
Слайд 1
1-й ребенок
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
2-й ребенок
«Доброе утро!» –
Скажешь кому-то
И будет ему
Очень доброе утро,
И день будет добрый,
И добрые встречи,
И добрый, конечно,
Опустится вечер.
Как важно и нужно,
Чтоб сразу с утра
Тебе пожелали добра.
Воспитатель : Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
3-й ребенок
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа.
Воспитатель :
- Что такое добро, доброта? Это все хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама… (дети продолжают)
- Что такое зло? Это нечто противоположное добру : дурное, плохое, беда, ненастье.
Слайд 2
Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,
Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
- Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
Слайд 3 «Солнышко доброты»
Посмотрите, на доске не просто солнышко – это Солнышко Доброты, которое своими лучами согревает всех нас. Наша же задача – отдавать тепло друг другу такими лучиками, как
милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь)
доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)
отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)
терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению)
забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)
взаимопомощь (помощь друг другу)
сострадание (сочувствие к другому)
Сострадание. Эта черта характера помогает нам понять, что чувствуют другие люди, когда им плохо. Сострадательный человек всегда старается представить, что чувствуют другие в тяжёлый момент, предложит свою помощь и утешение. Сострадательное сердце - это признак взросления. Маленькие дети понимают только свою боль, их мало заботит то, что переживают люди, окружающие их. Когда человек взрослеет, он учится заботиться о чувствах других людей и помогать им. Когда видишь чьё-либо горе, задай себе всего 3 вопроса:
- Как бы я чувствовал себя в этой ситуации?
- Какое отношение со стороны окружающих я хотел бы видеть?
- Как я могу помочь этому человеку?
А теперь прослушайте притчу (Притча - это рассказ с нравоучением.)
Видео 1
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность. Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает? «Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи…
Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или который оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте и не забыли этот поступок.
Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло…
4 слайд «Составьте пословицы»
1) Добро помни, а… зло забывай.
2) Добрая слава лежит, а… худая бежит.
3) За добро… добром плати.
4) Худо тому, …. кто добра не делает никому.
- А какие пословицы о добре, о доброте вы знаете?
Слайд 5 Народные пословицы о доброте.
Молодцы, я каждому дарю «доброе сердечко» за участие.
Воспитатель :
Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, воспитатели, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло. Давайте вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Я называю сказочного героя…
Игра «Сказочный герой – добрый и злой»
(добрый герой – хлопаем в ладоши, злой герой – топаем ногами).
Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Морозко, Мальвина, Папа-Карло..
А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
Викторина «По дорогам сказок»
1. – Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот в сапогах)
3. – Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4. – Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
5. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа-Карло)
6. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
7. Девочка, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
8. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика)
9. Несмотря на строгость мачехи и сводных сестер она всегда оставалась доброй и послушной. (Золушка)
Физминутка
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо, поворот.
Два наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Воспитатель :
- Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
4-й ребенок
Я хочу, чтоб все смеялись.
Чтоб мечты всегда сбывались,
Детям снились радостные сны,
Чтобы утро было добрым,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире не было войны.
Далее - на доске картинки «Звёздный мальчик» и «Нищенка”.
Воспитатель. - Мы с вами читали сказку «Мальчик-Звезда». Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание.
Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.
Воспитатель : - Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки рядом с героями сказки.
5-й ребенок
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что в мире живешь ты не зря!
Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки рядом с куклами: у нищенки в тарелке невзрачные карамельки, а у мальчика-Звезды – яркие большие конфеты.
Воспитатель : - Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки у того героя, который вам очень понравился, который вам особенно приятен. Когда предложенные подарки взяты детьми, воспитатель обращает внимание на то, что все свои сердечки дети отдали нищенке.
Воспитатель : - Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-Звезды? Если дети все же берут скромное угощение нищенки, воспитатель хвалит детей за то что остались верны своим взглядам и симпатиям.
Воспитатель : - Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь. Воспитатель читает сказку дальше.
- После того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-Звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. И нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к бедным и больным.
Воспитатель : - Вот так закончилась эта сказка…
Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы быть добрым? ( Ответы учащихся: отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить горе и радость, который умеет прощать)
Мы много уже сказали о доброте, а теперь давайте посмотрим, как объясняется в толковом словаре значение этих слов.
Слайд 6 Доброта.
Выводы детей: Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.
Ситуация.
Воспитатель : - Сегодня на занятии я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Соня (показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга, когда злитесь. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Соне что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги.
Посмотрите на куклу, изменилась ли она? Такая ли она, была? Что в ней изменилось и почему?
Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? ( Дети предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное).
Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
Ребята, а сейчас посмотрите на Соню, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была? Нет. Почему?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты мне могут ее загладить.
Почему мы долго помним обиды?
Нравиться ли нам, когда нас обижают?
Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
Как быть добрее?
Итог: любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
И в подтверждение этой ситуации давайте посмотрим и послушаем еще одну мудрую притчу «Все оставляет свой след» - Видео 2
Игра “Цветик-семицветик”
Для игры понадобиться Цветик-семицветик из цветной бумаги. Каждый ребёнок «срывает» лепесток, загадывает самое заветное желание и по очереди рассказывают о своих желаниях. В конце игры воспитатель предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему, подводит детей к умению сострадать, сопереживать. Затем дети записывают свои желания на обратной стороне лепестка.
Слайд 7 Правила доброго человека
6-й ребенок
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живем на земле.
Воспитатель : Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого занятия? Какими вы хотите видеть себя и своих товарищей? Скажите друг другу что-нибудь приятное.
Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе и приглашаю всех посмотреть клип с трогательной песней о доброте.
Видео 3 с показом слайдов «Песня о доброте»
Текст песни:
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.
ПРИПЕВ:
Весной зашумит вода,
Зимой запоют ветра.
Давайте, друзья, всегда
Друг другу желать добра!
Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,
Ты однажды возьми и добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!
Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!
Автор: Татьяна Мухаметшина
- А сейчас, ребята, мы с вами прикрепим наши лепестки с желаниями к разноцветным шарам и отпустим их в небо со словами “Лети, лети, лепесток, через Запад на Восток, облети вокруг Земли, быть по-моему, вели!”