Васильева Марина Владимировна
Занятие по музейной педагогике с детьми средней группы «Печь — хозяйка в доме»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по музейной педагогике с детьми средней группы
(по экспонатам мини-музея «Русская изба»)
Тема: Печь – хозяйка в доме.
Цель: Знакомство детей печью в русском доме.
Задачи:
1. Рассказать детям о значении печи в русском доме:
Печь печет и готовит;
Дом согревает;
Печь и баня, и постель.
2. Объяснить на примере фольклора, как в народе почитали печь.
3. Словарная работа:
Печка, печь;
«печеклад» или «печник» - это человек, который делает (кладёт) печь;
Публикация «Занятие по музейной педагогике с детьми средней группы „Печь — хозяйка в доме“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
«голик» - веник, связанный из голых прутьев;
«поверья» - вера во что-либо.
4. Закрепить у детей умение пользоваться кистью и красками. Учить дошкольников составлять простой узор из элементов народного орнамента при росписи печи. Развивать цветовое восприятие.
Предварительная работа:
Чтение и рассказывание детям сказок, загадывание загадок.
1. Крылатый, лохматый да масленый /русская народная сказка/;
2. Гуси-лебеди /р. н. с. /;
3. Жихарка /р. н. с. /;
4. Мороз Иванович /р. н. с. /;
5. По-Щучьему велению… /р. н. с. /;
6. Загадки: а) Зимой нет теплей,
Летом нет холодней.
(печь)
б) Что выше крыши,
Ловчее мыши?
(дым)
в) Жар-птица летает,
Золотые перья роняет.
(огонь)
Материалы и оборудование:
Модель печи; мольберт; иллюстрации из знакомых детям сказок (ширма); силуэты печей белого цвета; игрушка Домовёнок; голик; игрушка-лягушка; гуашевые краски: желтого, синего, красного, зеленого цвета; силуэты печей – образцов (ширма); кисти, стаканчики-непроливашки, салфетки для промакивания кистей.
Ход занятия
Воспитатель в русском сарафане встречает детей и садит их на лавки.
- Проходите, гости дорогие, здоровья вам. Погрейтесь у моей новой печи. У вас дома есть печи? (ответы детей). Но вы, наверное, слыхали про печи в сказках, некоторые видели печи у бабушек в деревнях, когда гостили там. Ребята, а давайте вспомним, в каких сказках нам встречается печь? (ответы детей).
Когда дети ответят раздается шорох, и из-за печи показывается игрушка-Домовенок:
- Вы чего это здесь сидите? Разговоры говорите? А что это у вас тут такое:
С белыми боками,
Да с алыми языками?
Воспитатель: - Домовенок, ты сначала поздоровайся, а потом вопросы задавай!
Домовенок: - Здравствуйте, ребята! Так кто мне скажет, что это у вас такое – этакое?
Воспитатель: - Ребята, что это
Бела боками
С алыми языками.
Ест уголь и дрова,
Греет в зимние вечера?
Ответ детей (печь).
Воспитатель: - В старину про печь говорили так
ПЕЧЬ ЗИМОЙ, КАК СУНДУК С ЗОЛОТОМ.
Домовенок: - А где же в ней золото?
Воспитатель: - Да не в ней, Домовенок, а в пользе, какую она людям приносит.
Домовенок: - Так какая же от нее польза?
Воспитатель: - Дети, какая от нее польза?
(ответы детей: тепло дает, еду варит).
Домовенок: - И все. Так я дома у батареи погреюсь, а еду на плите сварю.
Воспитатель: - Ой, Домовенок, ты не прав! Недаром в народе говорят, что в печи каша рассыпчатая да вкусная получается, печь хозяйке помогает: тесто в пироги собирает. А знаешь ли ты, Домовенок, что в печи и парились в старину. И спать на печи можно. Вот сколько одна печь умеет!
Домовенок: - Ух ты!
Ходи изба, ходи печь!
Хозяину негде лечь:
На печи широко
Растянешься далеко.
Я тоже такую печь хочу, в каком магазине ее покупают?
Воспитатель: - Ее не покупают, а делают из кирпича.
Домовенок: - А где такого мастера взять и как его назвать?
Воспитатель: - Этого мастера называют печекладом, а где печником, потому что он печи кладет. Это самый уважаемый человек на селе. В старину (давным-давно) существовали поверья (люди верили приметам, что печь нужно начинать строить в новолуние, да чтоб не сидела на том месте лягушка, а то хлеб в печи не подымется – будет вязкий и не вкусный. Еще говорили, чтоб не валялся под печкой голик – вот такой веник из прутьев (показывает, а то печь будет быстро остывать. Правда это или нет, нам не известно, но люди этому верили и следовали этим приметам. Еще говорили: если хозяин плохо кормил печника или нарушал в чем-то договор, то печь обижалась и завывала по ночам. На самом деле печник в конце своей работы замуровывал (вставлял) в трубу по самое горлышко бутылку, а в нее задувал ветер, и получалось завывание с посвистом. Хотите побыть ветром? Подуйте в горлышко бутылки — вот так (показывает и предлагает подуть детям).
Домовенок: (плачет) – Кто же мне печку сделает? Хочу печку!
Воспитатель: - Отгадай загадку, тогда поможем твоему горю.
Зимой нет теплей,
Летом нет холодней.
(печь)
(Домовенок затрудняется, воспитатель предлагает детям помочь.)
Воспитатель: - Ребята, поможем Домовенку? Сделаем печки красивыми. Мы раньше украшали полосочки, а теперь украсим печь.
(Приглашает детей к столам.)
Воспитатель: - Посмотрите, как можно использовать знакомые вам украсы. Я уверена, что вы это сделаете еще лучше.
(Во время самостоятельной работы детей убирает образцы. Показывает только детям, которые затрудняются, использует показ, совет по выбору цвета.)
Домовенок: - Вы так старались, что не знаю какую печь выбрать. Я еще посмотрю, подумаю какую печь себе взять, какую друзьям-игрушкам подарить.
Спасибо, ребята!