Лариса Колотовкина
Занятие по математике в старшей группе на тему «Освободите птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Освободите птиц.
Цель: Развивать логическое мышление; упражнять в порядковом и в обратном
счете, в увеличении и уменьшении числа на единицу. Закрепить умение классифицировать предметы по цвету, форме, величине; находить общий признак и на этой основе объединять фигуры в группы. Развивать умение группировать птиц по разным признакам; определять взаимное расположение предметов; упражнять в сравнении смежных чисел; соотносить цифры от 1-5 с количеством предметов; упражнять детей в составление целой картинки из отдельных частей; различать отрезок и луч; учить зрительно, устанавливать сходство и различие предметов; развивать навыки самоконтроля.
Публикация «Занятие по математике в старшей группе на тему „Освободите птиц“» размещена в разделах
Материал: Карта с изображениями 9 замков; геометрические фигуры трех цветов (красного, синего и желтого, двух размеров (большие и маленькие, двух видов (круги и квадраты); «домики» с номерами 1-10 в которых «живут» птицы; игра «Четвертый лишний»; разрезные картинки с изображением птиц; замок, в котором спрятаны птицы. Ключи; лист с заданиями; письмо; линейки; карандаши; фломастеры.
Ход занятия
В группу влетает Сорока и кричит: «Новости! Новости! Лесные новости! Вам письмо».
В-ль. Ребята, давайте посмотрим, от кого же нам письмо? Так это же письмо от Старичка- Лесовика. Что же он нам пишет?
Зима- старуха злится, прошла ее пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора.
И все засуетилось, все гонит зиму вон
И птицы прилетели и подняли трезвон.
Взбесилась ведьма злая и, птичек захватив,
Запрятала их в замок, на ключики закрыв.
Я вас прошу, ребята, те ключики добыть,
Открыть все окна замка и птиц освободить.
- Ребята, хотите помочь птицам? Тогда в путь.
(Показываю карту)
- Здесь девять замков, у каждого, кроме одного, числа написаны по определенному правилу. Птицы находятся в замке, где это правило нарушено. В каком замке находятся птицы? Догадайтесь, по какому правилу записаны числа.
(Во всех записях числа увеличиваются на 1, а в замке с тремя флагами уменьшаются на 1)
- Какой это замок по счёту, если двигаться от голубого замка направо, считая его первым? (пятый)
- Если двигаться от голубого замка налево, считая его первым? (шестой)
- Чтобы освободить птиц, в какую сторону от голубого замка нам лучше пойти? (направо) Почему? (ближе)
- Итак, мы с вами определили, в каком замке старуха-зима спрятала птиц. Вот он.
(Вывешиваю макет замка)
- Чтобы освободить птиц, нужно открыть все окна, а для этого нужно выполнить задания. Если задание выполнено, верно, вы получаете ключ. Согласны? Тогда вперед!
1. Разминка.
Первое окно и первое задание.
- Посчитайте от 1-10; от 3-8; от 2-9; от 10-1; от 5-1; от 8-2; по порядку от 10-1; от 4-9; от 1-7.
- Молодцы! С заданием справились. Вот вам первый ключ.
2. Разноцветные фигуры.
- Посмотрите на эти фигуры, их нужно разделить на группы по разным признакам.
- Чем отличаются фигуры друг от друга?
(цветом, формой, величиной)
- На сколько групп по цвету можно разделить фигуры?
(на 3, красные, синие, желтые)
- На сколько групп можно разделить фигуры по форме?
(на 2, круги и квадраты)
- На сколько групп можно разделить фигуры по размеру?
(на 2, большие и маленькие)
- Выполните задание № 1 на своем листке.
- Молодцы, вы правильно выполнили задание, вот вам второй ключ.
3. Весёлые соседи.
- Посмотрите, перед вами целая улица с домами. Рассмотрите её и ответьте на вопросы.
- Кто живет в этих домах? (птицы)
- Если бы птицы захотели жить вместе, на какие бы группы вы могли их разделить? (зимующие и перелетные)
- Сколько домов понадобилось бы? (2)
- Назовите зимующих птиц.
- Назовите перелетных птиц.
- Кто соседи у ласточки? (дятел и воробей)
- Кто живет слева от воробья? (снегирь)
- Кто живет справа от воробья? (ласточка)
Внимательно рассмотрите номера домов, какие числа - соседи числа 2 (1 и 3)
- Какое число стоит перед числом 5 (4?
- Какое число стоит после числа 8 (9, между 6 и 8 (7)
- Какое число меньше, чем 6 на 1? (5)
Молодцы, вы все ответили правильно, а теперь получите третий ключ.
Чтобы продолжить выполнять задания нам нужно сделать разминку.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино повернулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Буратино не нашёл ключик, а нам надо постараться и добыть все ключики.
4. Сделай чертёж.
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое отрезок?
- Что такое луч?
На своем листе найдите задание № 2, около зелёного квадрата начертите отрезок, а около желтого – луч.
Молодцы! Получите четвертый ключ.
5. Зачеркни ненужную цифру.
Внимательно рассмотрите рисунки в задании № 3 на своих листах.
- Зачеркните ненужные цифры, объясните, почему вы так сделали?
(На картинке три воробья, оставляем цифру 3, потому что она обозначает три предмета, а остальные цифры лишние)
Молодцы, получите пятый ключ.
6. Игра «Четвёртый лишний»
- Внимательно рассмотрите птиц, объясните, какая лишняя и почему.
Молодцы! Получите шестой ключ.
7. Игра «Собери картинку»
Дети собирают разрезные картинки с изображением птиц.
Молодцы! Получите седьмой ключ.
- Все ключи собраны, теперь осталось только узнать, какой ключ от какого окна.
(Дети подбирают ключи и открывают окна замка, освобождая птиц)
Все окна открыты, птицы свободны.
- Назовите птиц, которых освободили?
Пусть они летят и несут к нам весну на своих крыльях.