Ольга Грязнова
Счет в пределах пяти. Занятие по математике в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по математике в средней группе.
Цель: формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
*Продолжать учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»
*Закреплять представления о последовательности частей суток : утро,день, вечер,ночь.
Публикация «Счет в пределах пяти, Занятие по математике в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник,прямоугольник).
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал
Игрушечный петушок или картинка с его изображением : картинка с изображением петушка, сидящего на заборе на фоне встающего солнышка, 5 курочек,5 цыплят, фланелеграф, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Раздаточный материал : двухполостные карточки ; плоскостные изображения блюдечек и зернышек (по 5 шт. для каждого ребенка), карточки с изображением частей суток - утро, день, вечер, ночь (по 4 шт. для каждого ребенка) .
Ход занятия
1. Вход детей в группу.
Дети встают в круг, взявшись за руки.
Воспитатель : Дети, сегодня на нашем занятии присутствуют гости.
Давайте перед началом занятия приведем себя в порядок : почистим зубки,расчешем язычки, прополощем рот (артикулярная гимнастика), со всеми поздороваемся (динамическое упражнение) :
-С добрым утром, глазки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром,ушки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, ручки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром,ножки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, солнце!
-Мы проснулись!
-Здравствуйте (повернувшись к гостям)
Дети содятся на места.
1 часть.
Воспитатель: Отгадайте,кто сегодня у нас в гостях?
Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?
Дети:Петушок!
Воспитатель показывает игрушечного петушка или картинку с его изображением и читает потешку:
Петушок,петушок,Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шолкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Деткам спать не даёшь?
«Когда просыпаются детки?»-интерисуется воспитатель и показывает картинку с изображением петушка,сидящего на заборе,на фоне встающего солнышка.
Воспитатель обращает внимание на четырёх курочек, расположенных в верхней части фланелеграфа: «Кто ещё просыпается вместе с петушком?Сколько всего курочек?»
Воспитатель вызывает ребёнка, просит посчитать курочек и расположить в нижней части фланелеграфа столько же цыплят: «Сколько курочек? Сколько цыплят? Что можно сказать о количестве курочек и цыплят?Проснулась ещё одна курочка и прибежала к четырём курочкам (прикрепляет на фланелеграф ещё одну курочку).Курочек стало больше, чем цыплят?
Воспитатель считает курочек и спрашивает: «Сколько курочек (Считает вместе с детьми.)Как получилось пять курочек? Сколько цыплят? Пять курочек и четыре цыплёнка- сравните кого больше. (Пять курочек больше, чем четыре цыплёнка.)Четыре цыплёнка и пять курочек- кого меньше. (Четыре цыплёнка меньше, чем пять курочек) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы курочек и цыплят стало поровну : по пять»
Воспитатель уточняет, как получилось пять цыплят. (К четырём цыплятам добавили ещё одного цыплёнка). Затем востанавливает неравенство и предлагает сделать равенство путём убавления. («Как ещё можно сделать так,чтобы курочек и цыплят стало поровну?»)
Фискультминутка.
Кто живет у нас в квартире?
Раз,два,три,четыре (Хлопаем в ладоши.)
Кто живёт у нас в квартире (Шагаем вместе)
Раз,два,три,четыре,пять (Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте)
Папа,мама,брат,сестра (Хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка,два котёнка (Наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок,щенок и я-(Повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши)
2 часть. Игровое упражнение «Покорми цыплят».
У детей двухполосные изображения блюдечек и зёрнышек.
Воспитатель дает задание: «На нижней полоске карточки расположите четыре блюдечка, а на верхней столько же зёрнышек. Блюдечек и зёрнышек поровну?По сколько блюдечек и зёрнышек?Как сделать так, чтобы блюдечек стало пять (Дети выполняют задание.)Как получилось пять блюдечек?Пять блюдечек и четыре зернышка-сравните,что больше. (Пять блюдечекбольше,чем четыре зёрнышка.)Четыре зёрнышка и пять блюдечек- сравните,что меньше. (Четыре зёрнышка меньше,чем пять блюдечек.) Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше:четыре или пять?Сделайте так,чтобы блюдечек и зёрнышек слото порону. По сколько теперь блюдечек и зёрнышек?»
Воспитатель уточняет у детей способы уранивания предметов и образование полученных чисел.
3 часть. Игровое упражнение «Когда это бывает».
Воспитатель читает детям потешки,действия которых происходят в разное время суток (потешки воспитатель предлагает в следующей последовательности:утро,день,вечер,ночь).Дети определяют время суток и выкладывают соответствоющу карточку. Затем воспитатель предлагает назвать части суток по порядку.
Утром дети просыпаются,
В детский садик собираются.
Делают всё по порядку:
Занимаются зарядкой,
Завтракуют и играют,
И растенья поливают.
Днем гуляем и играем.
Все листочки собираем.
Повар сделал нам котлет,
Приглашает на обед.
Вечер-солнышко садится,
Всех зовёт угомониться.
Хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи малыши!»
Ночью дети спят в кроватке,
Снятся сны им сладки-сладки,
Звёзды светят им в тиши,
Спите крепко, малыши.
4 часть. Игровое упражнение «Не ушибись»
Воспитатель уточняет название геометрических фигур,выложенных на фланелеграфе (круг,квадрат,треугольник,прямоугольник,и предлагает поиграть.
Воспитатель в разном порядке показывает геометрические фигуры, а дети выполняют соответствующие движения: круг- прыгаю,квадрат- хлопают в ладоши,треугольник – приседают,прямоуголник – шагают на месте.
Воспитатель предлагает спеть для петушка песенку.
Песня «Курочка»
Песенка про курочку
Вышла курочка гулять,
Свежей травки поклевать, (изображаем пальцами, как курочка клюёт)
А за ней ребятки -
Жёлтые цыплятки. (качаемся из стороны в сторону, изображая неуклюжих цыплят)
Ко-ко ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите! (показываем, как разгребать лапками землю)
Съели толстого жука,
Дождевого червяка, (изображаем сытых цыплят, поглаживая животик)
Выпили водицы -
Полное корытце!
5. Итог. Воспитатель хвалит детей за работу,Петушок дарит подарки.