Галина Фролова
Занятие по математике для детей подготовительной к школе группы по теме «Зима. Простые задачи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:учить детей составлять рассказ о распорядке дня (режиме, а также продолжать учить составлять и решать задачи.
Задачи:
- Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.
- Учить правильному использованию слов: сначала, потом, до и после.
- Продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
- Развивать воображение и внимание.
- Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
Демонстрационный материал: картинка с 5 снеговиками, картинка с 2 снеговиками; картинка кормушки с 7 снегирями (2 снегиря улетают); карточки с цифрами 5, 2, 2, 7, карточки со знаками +, -, =, ?; схема - опора; открытки - картинки с изображениями разных предметов.
Раздаточный материал: серия картинок "Распорядок дня", картинки -лабиринт с изображениями лыжников и шапочек с призовыми местами (1,2,3, геометрические фигуры, карандаши красный, синий, зеленый.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям куклу Машу из мультсериала "Маша и Медведь" и говорит, что Маша пришла к нам за помощью. Маша собралась идти в школу, а там надо уметь решать задачи, примеры, соблюдать распорядок (режим) дня.
Воспитатель обращается к детям с просьбой: рассказать Маше. что такое распорядок дня, так как Маша никогда не ходила в детский сад и не знает, что это такое.
А вы, ребята, знаете, что такое распорядок (режим) дня? И зачем он нужен?
(Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям взять по одной картинке, рассмотреть ее и сказать, что на них изображено.
Дети отвечают в хаотичном порядке (девочка легла спать, девочка кушает, девочка играет и т. д.).
Воспитатель просит детей составить рассказ о распорядке дня в нужной последовательности, используя слова сначала, потом, до и после.
Дети составляют рассказ, что зачем должно идти. Каждый ребенок составляет предложение по своей картинке, но встают они и рассказывают в нужной временной последовательности.
Воспитатель обобщает ответы детей и делает вывод, что режим или распорядок дня не только нам помогает что-нибудь не забыть, но и сохраняет наше здоровье, особенно в зимний период времени.
Воспитатель обращается к Маше. поняла ли она, что такое распорядок дня. Маша отвечает утвердительно и просит рассказать ей о задачах, которые дети решают в школе.
Воспитатель вывешивает на доску картинку с 5 снеговиками и обращает внимание детей. Посмотрите, на поляне лесные звери (белочки и зайчики) - друзья Маши, слепили 5 снеговиков. А после пришли Маша и Миша и слепили еще 2 снеговиков.
Воспитатель просит детей составить задачу, но сначала давайте вспомним, что есть у задачи?
Дети: Условие.
Воспитатель: Где условие у нашей задачи?
Дети: 5 снеговиков, которых слепили лесные звери и 2 снеговика. которых слепили Маша и Миша.
Воспитатель: Правильно, что еще должно быть у задачи?
Дети: Вопрос.
Воспитатель: Какой вопрос мы можем задать к данному условию? (Воспитатель на доску прикрепляет карточку, с изображенным на ней вопросом).
Дети: Сколько всего снеговиков слепили Маша, Миша и их друзья?
Воспитатель: Когда есть условие и поставлен вопрос, что мы делаем дальше?
Дети: Решаем задачу. Один из детей выходит к доске и выкладывает решение задачи: 5+2=, 5+2=7
Воспитатель обобщает, что 5+2 - это условие задачи, затем ставим вопрос? и 7 - ответ. Вот так надо составлять и решать задачу.
А эта задача была на сложение или вычитание? (Ответы детей)
Воспитатель обращается к Маше с вопросом: поняла ли она как надо решать задачу? Маша отвечает утвердительно.
Воспитатель интересуется у детей, во что они любят играть зимой?
Дети: Кататься на санках и ледянках с горки, играть в снежки, лепить снеговиков.
Воспитатель предлагает размяться и слепить снеговиков.
Встали, отошли друг от друга и приготовились.
Раз - рука, два - рука правая рука ладошкой вверх, левая -ладошкой вверх
Лепим мы снеговика. лепят снеговика
Три, четыре, три, четыре
Нарисуем рот пошире. рисуют улыбку
Пять - найдем морковь для носа, пальцем показывают нос
Угольки найдем для глаз. моргают глазами
Шесть - оденем шапку косо, ладонью правой руки показывают козырек
Пусть смеется он у нас.
Семь, восемь, семь. восемь - хлопают ладонями по коленям
Поплясать его попросим. присядка
Воспитатель хвалит детей и просит их сесть на свои места, и обращаясь к кукле Маше говорит, что наши дети тоже любят лепить снеговиков.
Воспитатель спрашивает у детей, что полезного могут сделать люди зимой для животных (птиц?
Дети: Вешают кормушки и подкармливают птиц.
Воспитатель: Правильно, ребята! Вот вам и новая задача. К нам на участок на кормушку прилетели снегири. Поклевали немного зерна и 2 снегиря улетели. Какие красивые птицы. Решите, пожалуйста, эту задачу.
Дети отвечают, что задачу решить невозможно, так как нет условия.
Воспитатель предлагает придумать условие задачи, опираясь на картинку.
Дети предлагают условие: прилетели на кормушку 7 снегирей, два улетели.
Воспитатель спрашивает, что будем делать после условия.
Дети: Зададим вопрос: Сколько снегирей осталось на кормушке?
Воспитатель вызывает одного из детей к доске, для выкладывания решения задачи : 7-2=, 7-2=5
Ребенок объясняет. что 7-2 - это условие задачи, а 5 - ответ. Все дети проговаривают ответ: 5 снегирей осталось на кормушке.
Воспитатель спрашивает у Маши, поняла ли она как надо составлять и решать задачи, на что Маша отвечает утвердительно.
Воспитатель обращается к Маше: В школе много разных и интересных предметов и особенно всем детям нравится физкультура. А каким видом спорта можно заниматься зимой?
Дети: Кататься на коньках, лыжах.
Воспитатель: Молодцы! Все правильно, зимой и дети и взрослые с удовольствием катаются на лыжах и даже участвуют в соревнованиях.
Обращаясь к кукле Маше, воспитатель говорит, что недавно у них в лесу проходили лыжные соревнования. Но трасса была такой сложной и запутанной, что лыжные дорожки перепутались.
Воспитатель предлагает определить кто из лыжников в этом соревновании победил.
Воспитатель просит детей сесть за столы и пройти лабиринт от лыжника до призового места. Воспитатель вывешивает схему - опору, по которой дети определяют призовые места лыжников:
- Шапочку лыжника, занявшего 1-ое место нужно раскрасить в красный цвет.
- Шапочку лыжника, занявшего 2-ое место - в синий цвет.
- Шапочку лыжника, пришедшего последним, - в зеленый цвет.
Дети выполняют задание и в конце отвечают, что первое место занял средний лыжник, второе место занял лыжник вверху, а третье место заняла девочка.
Воспитатель хвалит детей и предлагает им тоже поучаствовать в лыжных соревнованиях. Дети с удовольствием соглашаются.
Воспитатель объясняет правила соревнования: сейчас мы будем ехать с горы. где не надо передвигать ногами, а только помогать себе отталкиваясь палками.
Вставайте из-за столов, немного разойдитесь, чтобы друг другу не мешать и представьте, что мы на старте.
Обули лыжи, взяли палки поудобнее, немного присели и.
На старт, внимание, марш!
Дети имитируют движение лыжников с горы, отталкиваясь палками.
Воспитатель подбадривает детей и просит не отставать. Ура! Финиш!
Дети останавливаются, а воспитатель поздравляет детей с тем, что они одновременно доехали до финиша и все получают карточки (геометрические фигуры).
Воспитатель предлагает детям подойти к призовому столу и найти свой приз - открытку, на которой изображен предмет, по форме похожий на их геометрическую фигуру (с просьбой обосновать свой выбор).
Дети подходят к столу, где разложены открытки с разными изображениями и выбирают нужную для каждого из них открытку.
Ответы детей: я выбрал открытку со снеговиком потому, что его части похожи на круг; я выбрал ледянку потому, что она овальная; я выбрал елочку, так как она состоит из треугольников и др.
В заключение воспитатель спрашивает у детей понравились ли им лыжные соревнования? (Ответы детей)
Просит вспомнить, что еще они делали на занятии? (Ответы детей)
А чему они сегодня научили Машу? (Ответы детей)
Воспитатель подводит итог и хвалит детей, что они справились со всеми заданиями.
А кукла Маша, прощаясь с ребятами, просит у них разрешения еще прийти в гости, если у нее появятся вопросы.
Дети прощаются с куклой и приглашают ее к себе на праздник.