Наталья Рахманова
Занятие по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе на тему «Сине-голубая Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с красотой и своеобразием гжельской росписи.
Задачи:
•Закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи.
•Закрепить приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки», спирали, травинки, завитков, волнистых линий.
•Развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином.
•Воспитывать умение оценивать работу сверстников.
Публикация «Занятие по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе на тему „Сине-голубая Гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование и материалы: изображения гжельской посуды, альбомы «Чудесная гжель» и «Сказочная гжель», кукла Гжелинка, ИКТ, презентация «В гостях у Гжельских мастеров», силуэт посуды из белой бумаги, салфетки, кисточки, гуашь, осколки посуды, поднос.
Выставка гжельской посуды и декоративных гжельских игрушек.
Ход занятия:
Ребята заходят в зал и встают полукругом перед столом, на котором выставлена посуда гжельских мастеров.
Воспитатель:
Эй, честной народ, к нам быстрей спеши!
Собирайся, подходи, очи к нам обороти!
Да на эту красоту скорее погляди!
Поглядите-ка посуда!
(воспитатель берет любой предмет в руки)
Вот какая красота!
Вы скажите-ка, ребята, из чего же сделана она?
Дети: Из глины, фарфора, керамики.
Воспитатель: Это посуда фарфоровая.
Воспитатель:
Ребята, отгадайте-ка мою загадку:
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев их впервые, каждый удивиться
Чудо на фарфоре – синяя купель,
Это называется просто роспись … (Ответы детей).
Воспитатель: Гжель. Гжельская посуда; посуда гжельских мастеров.
Верно отвечаете. Красны девицы и добры молодцы, а давайте отправимся с вами в местечко под названием Гжель.
Предложить детям сесть на стулья.
Слайд № 1
Слайд №2
Вот посмотрите на экран – с чего все начинается. Для изготовления фарфора нужна глина. Разводят глину в огромных чанах.
Слайд №3 Заливают ее в специальные формы-заготовки.
И оставляют на просушку.
Слайд № 4
Затем получаются вот такие изделия.
Слайд№5
Привлекательно ли выглядят они, радуют ли глаз?
Ответы детей: Нет. Они белые, не яркие.
Воспитатель: Я с Вами согласна. Гжель называют сказочной, но я вам не сказку, а быль расскажу.
"В Российском государстве, в очень давние времена, среди лесов дремучих недалече от города Москвы стояла деревенька. Жили там мастера-умельцы, что из белоснежной глины делали посуду, обжигая изделия в горячей печи.
И вот собрались они как-то мастера на совет и решили лепить посуду такую, какую ни кто не видывал, чтоб мастерство свое всем людям показать, чтоб на весь мир прославиться.
Слайд№6
Пошли мастера по домам, идут да любуются на синеокое небо, на синеватый лес вдалеке, да голубую гладь рек и озер и васильковые поля. Вот и задумали они перенести всю эту синеву на свой белый фарфор.
И цветы, и люди, и птицы, и звери становились синеокими из-под кисти умелых мастеров.
Слайд №7
У одного сахарница чудесная: ручки по обе стороны, а на крышке птица райская красуется.
Слайд №8
Другой мастер посмотрел на сахарницу, подивился, а сам вылепил девицу, что в виде вазы сделана.
Слайд№9
Третий мастер подивился такой красоте, а сам ещё лучше придумал: слепил он супницу в виде чудо - рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавником потряхивает.
Слайд №10
Полюбилась всем людям посуда. Стали называть они ее «Сказочная гжель»
И по сей день жив город Гжель, и уже праправнуки мастеров и их дети продолжают традицию, лепят и расписывают гжельскую посуду.
Воспитатель: Ребята, а кто это у нас тут плачет, слезы свои платком утирает?
(в руках у воспитателя появляется кукла Гжелинка)
Что ж ты, девица, приуныла?
Отчего ж слёзы свои льёшь?
Гжелинка : Я посуду всю разбила (плачет)
Воспитатель: Где ж посуда-то твоя?
Гжелинка : Вот, на подносе осколки лежат.
(на подносе лежат разрезанные, нарисованные изделия гжельских мастеров : чайник, сахарница, блюдце, чашка)
Воспитатель:
Не переживай, наши ребята все осколочки сейчас соберут.
Гжелинка : Собрать - то соберут, только ее не склеишь теперь.
Воспитатель: Но не беда. Не переживай, Гжелинка, мои ребята тебе помогут. Они сейчас тебе новую посуду распишут, лучше прежней!
Гжелинка : Дети, а вы хотите со мной поиграть? Выходите ко мне!
Физкультминутка:
Вот большой стеклянный чайник («Надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (Друга рука изогнута как носик)
Вот фарфоровые чашки, (Приседают)
Очень крупные, бедняжки. (Руки на пояс)
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся)
Только стукни — разобьются. (Рисуют кругами круг)
Вот серебряные ложки, (Руки над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (Руками круг перед собой)
Он посуду нам принес.
Воспитатель:
Садитесь, ребята, за столы.
Перед вами ребята силуэт белого подноса. Распишем его?
Ответ детей: Да
Гжелинка : А какие элементы гжельской росписи Вы знаете? (Бордюры, цветочек, точки, линии и т. д.)
Теперь подумайте, как Вы распишите свой поднос.
Тогда предлагаю вам взяться за дело.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия воспитатель предлагает добавить работы ребят на выставку. Дети устанавливают свою «посуду» и выбирают понравившуюся. Воспитатель хвалит каждого, отмечая его успехи.
Гжелинка проходит, смотрит готовые подносы и говорит:
Потрудились вы на славу! И вправду умелые ребята. Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
Воспитатель: Давайте вспомним, какие виды посуды изготавливают гжельские мастера.
Дети: Чайники, супницы, сахарницы, игрушки, чаши, вазы, подносы…
Воспитатель: Из чего изготавливают гжельскую посуду?
Воспитатель: Какие элементы гжельской росписи Вы использовали в своей работе?
Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Спасибо!