Юлия Сулетецкая
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада «Что такое? Что случилось? С полки книжечка свалилась!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе
«Что такое? Что случилось? С полки книжечка свалилась!»
Программное содержание:
Цель: Формирование элементарных математических представлений.
Обучающие задачи:
• Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе детского сада „Что такое? Что случилось? С полки книжечка свалилась!“» размещена в разделах
- Книга. Все материалы по теме книг
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
• Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
• Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, частях суток.
• Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.
• Совершенствовать умение определять положение предмета, используя слова «слева-справа»
• Формировать навыки вычислительной деятельности.
• Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения находить, различать геометрические фигуры.
• Закрепление умения считать и воспроизводить количество движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Развивать способность находить решение и делать выводы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Поощрять творческое проявление в играх по сюжетам произведений, выразительном чтении, и других видах деятельности.
Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, желание прийти на помощь.
Методические приё мы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, проекторный экран.
Демонстрационный материал: «книга», иллюстрация «рынок».
Раздаточный материал: лист бумаги в виде досточки, набор «овощей» на каждого ребенка, листы с заданиями на сравнение чисел, карандаши, карточки с цифрами от 0 до 9.
Материал: презентация по теме занятия, атрибуты для инсценировок по стихотворениям, изображения овощей, божьих коровок. листы А4 для вклеивания в «книгу», клубок, корзина с конфетами.
Предварительная работа: знакомство с творчеством С. В. Михалкова, беседы, чтение стихотворений, инсценировки.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами в группе гости. Давайте и с ними поздороваемся (дети здороваются, и садятся на стулья).
Скажите, а вы любите читать книги?
А кто вам дома помогает их читать? (мама, папа, бабушка, сестра)
Это же просто замечательно. Ведь даже поговорка такая есть – «Кто много читает, тот много знает».
(звук падения)
Голос из-за двери: «Ох- ох –ох… Да как же так-то»
Воспитатель: «Что такое, что случилось?»
(выходит бабушка с книгой в руках)
Бабушка: «С полки книжечка свалилась!»
- Хотела я её достать чтоб внукам прочитать,
Рассыпались все буквы, и сказки не узнать… (показывает книгу с пустыми страницами)
Воспитатель: Не расстраивайся, бабушка! Наши детки знаешь какие умные и сообразительные. Они очень любят книги, и наверняка смогут тебе помочь.
Правда, ребята? (ответы детей)
Бабушка: Какие добрые дети! Спасибо вам! А, кстати, вот (ищет в переднике) Я вязала им носок, и остался тут клубок (отдает). Может он вам чем-то поможет, ниточки эти немножко волшебные.
Воспитатель: Иди, бабушка, отдохни, пирожков напеки. А мы с детками попробуем тебе помочь. (бабушка уходит)
- Ребята, чтобы узнать, о чем была книга, нам без волшебства не обойтись. Давайте встанем в кружок, и попросим наш клубок (встают в круг)
Раз, два, три, четыре, пять
Нужно сказки нам собрать
Помоги ты нам, клубочек,
О чем книга угадать! (передаём клубок по кругу)
А посмотрите-ка! В клубочке появилась какая-то записка. Наверняка это подсказка нам! Садитесь пожалуйста за столы, а я вам прочитаю, что в ней.
(дети рассаживаются)
Чтобы нам восстановить первую страницу книги необходимо ответить на несколько вопросов. Всё происходило в такое же время, как и у вас сейчас.
- Сколько всего времён года вы знаете? Назовите их.
- Какое сейчас время года?
- Назовите осенние месяцы. Какой месяц сейчас?
- Сколько дней в неделе? Назовите их
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день будет после субботы?
- Сколько частей суток вы знаете? Назовите их
- Какое сейчас время суток?
Итак, мы выяснили, что сейчас: осеннее утро вторника.
Таким вот осенним утром Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох!
Вот овощи спор завели на столе-
Кто лучше, вкусней и нужней на земле?
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, иль свёкла,
Ох!
Ребята, давайте посчитаем, сколько всего видов овощей купила наша хозяйка? (считаем изображения овощей на доске)
Посмотрите, она разложила покупки по разным корзинкам.
Какая по счету корзина с картошкой?
Какая по счету корзина с капустой?
Какая по счету корзина стоит справа от петрушки?
Молодцы какие! А вот хозяйка тем временем, ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку, и свёклу,
Ох!
Стала крошить их на разделочной доске. Давайте и мы ей поможем. Подвинем наши досточки, и будем раскладывать на них овощи.
(задание с раскладыванием овощей)
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, (разжимаем пальцы)
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимаем пальцы)
В домик спрятались опять (спрятать руки за спину)
Накрытые крышкой в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка, и свёкла,
Ох!
Хозяйка: И суп овощной оказался неплох!
А давайте с вами выясним, сколько овощей положила в суп хозяюшка, что он такой вкусный вышел. (обращаюсь к хозяйке) Можно ваш рецепт посмотреть?
Итак, по рецепту в кастрюлю кладё м:
3 картофелины
2 морковки
1 луковицу
1 свеклу
1 капусту
(складывают) Итого, в кастрюлю попали 8 овощей.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы догадались, какое стихотворение было в книге первым? (вклеиваю текст и иллюстрацию в книгу)
А скажите-ка нам, хозяюшка, может вы видели кого-то интересного, когда ходили за покупками? (приготовить старика и парня)
Хозяйка: Да ничего необычного, только старик какой-то корову свою продавал.
(«Хозяйка» уходит к детям. Начинается сценка «Как старик корову продавал»)
На рынке корову старик продавал
Никто за корову цены не давал
Хоть многим была коровенка нужна
Но видно не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!
- Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока…
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика :
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли? Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдоишь за день – устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому-
Такая скотина нужна самому!
Воспитатель: Правильно, дедушка. Оставляй себе коровку. Будет она тебя молочком полезным угощать, здоровье укреплять. (герои уходят)
Вы догадались, ребята, что это за стихотворение? (ответы детей)
(Вклеиваю в книгу страницы)
А для того, чтобы корова молоко дала ей нужно на лугу с подружками погулять, да травку пощипать. А нам с вами – задачу порешать.
- На лугу паслись 4 коровы, к ним вышли 3 козы. Сколько всего животных стало гулять на лугу?
( обсуждение: условие, вопрос, решение записать, ответ сказать)
После того, как животные погуляли, травку пощипали, пора их пересчитывать, строить, и домой отправлять. Но ведь для этого нужно знать цифры и счет. А что такое цифры? Сколько их? А чисел тогда сколько, которые из них можно составить?
Ну давайте проверим, как хорошо вы эти цифры знаете.
(дети встают, берут карточки с цифрами, образуют числовой ряд)
Вопросы:
Цифра 5 – назови своих соседей)
Какое число больше чем 3 на 1
Какое число меньше чем 6 на 1)
(Дети садятся на места)
Я вижу, вы очень хорошо знакомы с цифрами. Они все такие разные. Но ведь мы умеем их сравнивать, ребята? (ответы детей) А какие знаки нам в этом помогают? (больше, меньше, равно).
Посмотрите, какие весёлые божьи коровки ползали на том лугу. У них у всех разное количество точек на крылышках. Стали они спорить, у кого их больше, у кого меньше. А считать не умеют. Давайте им поможем?
(один ребёнок у доски, остальные за столами расставляют знаки)
А рассказать вам, ребята, по секрету, почему дедушка на самом деле передумал корову продавать?
Потому что родились у них котята, которых по счету ровно пять! А котята очень молочко любят. (выходят девочки на стих «Котята»)
Какие замечательные у нас котята. Такие непоседы. А давайте мы вместе с ними немного разомнемся и сделаем зарядку. Но не простую, а математическую.
(физминутка по изображениям на экране)
Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.
Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов.
Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас.
Мы притопнем столько раз, сколько ёжиков у нас.
В ладоши хлопнем столько раз, сколько белочек у нас.
(дети возвращаются на стульчики)
Посмотрите пожалуйста, как много у меня здесь красивых картинок. Что же на них нарисовано? (геометрические фигуры)
Один мой знакомый художник так любит эти фигуры, что картины составляет прямо из них. Вот посмотрите (экран). Давайте назовём, какие же фигуры он здесь использовал (полный ответ, например, большой синий треугольник).
Вы, наверное, уже все догадались, какое же произведение было последним в книге у бабушки? («Котята»)
(вклеиваю страницы в книгу)
Может вы вспомните, кто же написал все эти замечательные стихи, которые мы сегодня слышали? (Сергей Владимирович Михалков)
Молодцы. Я думаю, что мы теперь можем порадовать бабушку, вернув ей эту замечательную книгу с такими хорошими стихами.
(зову бабушку. Она входит)
Воспитатель: вот тебе, бабушка, твоя книга. Как новенькая.
И твой клубочек. Скоро зима, пригодится он тебе, внукам носочки тёплые вязать.
Бабушка: Ой, спасибо, милые! Какие вы молодцы, помогли то как! А я к вам тоже не с пустыми руками. Пирожки не успела сделать, тесто не поднялось еще. Но зато конфет вам принесла, вы любите конфеты? (ответы детей)
Ну вот и славно! Я их воспитателю вашему отдам, она вас угостит (отдаёт корзинку с конфетами).
До свидания! (уходит, забрав книгу и клубок)
Воспитатель: ну что ж, ребята. Сегодня мы сделали доброе дело. Значит день наш прошел не зря, а с пользой.
Спасибо вам большое за занятие!