Васильева Валерия
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему «Домашние птицы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Домашние птицы" в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Автор-разработчик: учитель-логопед: Васильева Валерия Викторовна
ГБДОУ детского сада №8 Приморского района Санкт-Петербурга.
Возрастная адресованность: средняя группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Длительность мероприятия: 20 минут.
Цель: Систематизация знаний детей о домашних птицах.
Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему „Домашние птицы“ в средней группе» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Педагогический замысел
Коррекционно-образовательные задачи:
• Активизация и актуализация словаря по теме: «Домашние птицы».
• Обогащение у детей представлений о животных Севера (курица, петух, утка, гусь, индюк, их внешнем виде, образе жизни и повадках.
• Формирование навыка образования существительных с помощью суффиксов -енок- -онок- (цыпленок, утенок и т. д.) .
Коррекционно-развивающие задачи:
• Формирование связной речи.
• Развитие фонематического восприятия
• Развитие основные психических процессов: слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.
• Развитие тонкой моторики и координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.
• Воспитание коммуникативности, успешности в общении.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с картинками домашних птиц, ознакомительная беседа об особенностях жизни домашних птиц, просмотр видеоролика, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики Домашние птицы (Крупенчук О. И.).
Материалы.
Демонстрационный материал: картинки с изображением домашних птиц, макет и фигурки дедушки и бабушки, домашних птиц; магнитная доска.
Технические средства: аудиозапись «Звуки деревни», голоса домашних птиц, колонка.
Раздаточный материал: картинки с изображением детенышей домашних птиц (по количеству детей, контейнер с пшенной крупой и маленькие контейнеры для каждого ребенка, листы - раскраски.
Примерный ход занятия:
1. Организационный момент.
Ребята, я приглашаю вас в гости к бабушке с дедушкой. Они живут в деревне и у них есть маленькая ферма. Давайте оденем сапоги, куртки, шапки. (психогимнастика) Накачаем насосом колеса велосипеда (дыхательное упражнение Насос С-С-С). Поехали, (дыхательное упражнение крутим педали со звуком Щ-Щ-Щ). Проезжаем по мостику (Артикуляционное упражнение Мост). Я уже вижу забор вокруг фермы (Артикуляционное упражнение Забор). А вон и бабушка, открывает окошко и нам машет (Артикуляционное упражнение Окно). Останавливаемся и заходим в гости.
Беседа. Дети слушают аудиозапись Звуки деревни.
-Ребята, посмотрите, кого вы видите? - Я вижу курицу, петуха, индюшку и тд
- Кто они все вместе? Это домашние птицы.
- Где они живут? Они живут рядом с людьми, в птичнике.
- Почему этих птиц называют домашними? Люди ухаживают за домашними птицами, они приносят человеку пользу.
- Как люди ухаживают за домашними птицами? Люди кормят зерном домашних птиц и поят водой, убирают в птичнике.
Основная часть.
2. Сейчас я каждому выдам карточку. Скажите, кто на ней изображен?
Денис, кто это? – Это индюк.
Даня, кто это? – Это утка.
Лева, кто это? – Это гусь.
Тема, кто это? – Это петух.
Анита, кто это? – Это курица.
Название какой птицы начинается со звука И? - Индюк.
Название какой птицы начинается со звука У? – Утка.
В названии какой птицы есть звук А: петух или курица? – Курица.
3. Д/и «Скажи, кто как кричит»
- Домашние птицы кричат по-разному. Сейчас вы услышите голоса птиц. Сядет на стул тот, кто услышит голос птицы, которую сейчас назвала и скажет, как эта птица издает голос.
- Звучит голос петуха. Как кричит петух? (Ку-ка-ре-ку) Что петух делает? (Петух кукарекает.) Садись Артем.
Звучит голос индюка - Как кричит индюк? (Бу-бу-бу) Что индюк делает? (Индюк бормочет…
Звучит голос утки - Как кричит утка? (Кря-кря-кря) Что утка делает? (Утка крякает…
Звучит голос гуся - Как кричит гусь? (Га-га-га) Что гусь делает? (Гусь гогочет…
Звучит голос курицы - Как кричит курица? (Ко-ко-ко) Что курица делает? (Курица кудахчет…
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Учитель-логопед показывает картинки птицы и рассказывает о ней.
4. Д/и «Кто это?»
- Большой, сердитый … (гусь). Гусь какой? Дети повторяют…
- Голосистый, разноцветный, драчливый… (петух). Петух какой?.
- Большой, надутый, бормочущий … (индюк). Индюк какой?.
- Заботливая, пёстрая, любопытная … (курица). Курица какая?.
- Плавающая, домашняя, (утка). Утка какая?.
5. Д/и «О ком я говорю?»
- Крякает, плавает, выводит утят – это … (утка). Что делает утка?
- Кудахчет, зёрнышки клюёт, прячет цыплят – это … (курица). Что делает курица?
- Кукарекает, дерётся, ходит – это … (петух). Что делает петух?
- Бормочет, дразнится, кормит индюшат – это … (индюк). Что делает индюк.
- Гогочет, пьёт воду, сердится – это … (гусь). Что делает гусь?
6. Д/и «У кого кто?»
Ребята, у домашних птиц недавно появились птенцы. Они веселые и шаловливые, как вы. Некоторые птенчики заигрались и убежали от своих родителей. Найдите каждый по одному птенчику. Назовите его и определите на макете, кто его родители.
У курицы – цыплёнок. У гусыни – гусёнок. У индюшки – индюшонок. У утки – утёнок.
Молодцы! Теперь птицы будут спокойны – их птенцы рядом.
7. Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
Давайте вспомним стихотворение про домашних птиц, а наши пальчики помогут нам его рассказать.
Утка плещется в пруду (Машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)
У хозяйки на виду. (Приставить руку «козырьком» ко лбу)
Быстро к берегу плывет (Машем кистями, пальцы согнуты)
И с воды идет на взлет (Машем руками-«крыльями»)
Во дворе - ее соседка – это курочка-наседка. (Руки полукругом перед собой)
Под крылом - ее цыплята, очень дружные ребята (Пальцы собраны в щепоть, поочередно «клюют корм»)
8. Д/и «Покорми птиц»
А вы знаете, чем кормят домашних птиц? Часто им дают крупу или готовую кашу. Например, пшенную. У меня есть пшенная крупа.
Денис, возьми щепотку крупы, насыпь в контейнер. Кого ты будешь кормить?- Я буду кормить индюшек.
Лева, кого ты будешь кормить? Я буду кормить гусей. И тд.
9. Рефлексия.
Какие гласные звуки мы сегодня вспомнили? – Мы вспомнили звуки А, И, У.
Голоса каких животных мы сегодня слышали – Мы слышали голоса домашних птиц
Ребята, дедушка и бабушка были очень рады нашему приезду.
Как вы им помогли? - Мы нашли птенцов, которые убежали. Мы покормили птиц.
В благодарность, они передают вам раскраски, чтобы вы лучше запомнили домашних птиц. Их вы раскрасите вечером.
А теперь ребята. Садимся на велосипеды и возвращаемся в детский сад.
Наше занятие окончено.
Предполагаемый результат:
• развивали артикуляционную моторику;
• актуализировали словарь по теме: «Домашние птицы»;
• обогащали представление о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни и повадках;
• формировали навык образования существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок-;
• развивали фонематических слух;
• формировали связную речь: дети формулировали фразы и старались отвечать полным предложением;
• развивали основные психические процессы: слуховое внимание, слухоречевую память, мышление;
• воспитывали умение слушать ответы друг друга, дети старались не перебивать отвечающего, дополнять информацию, поддерживать и положительно оценивать ответы сверстников.
Дальнейшая работа: обогащение лексического запаса, развитие навыка описания птицы, навыка пересказа по теме; развитие связной речи; формирование навыка звукового анализа и синтеза.