Приложение МААМ

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему «Домашние птицы» в средней группе

Васильева Валерия
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему «Домашние птицы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Домашние птицы" в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Автор-разработчик: учитель-логопед: Васильева Валерия Викторовна

ГБДОУ детского сада №8 Приморского района Санкт-Петербурга.

Возрастная адресованность: средняя группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Длительность мероприятия: 20 минут.

Цель: Систематизация знаний детей о домашних птицах.

Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему „Домашние птицы“ в средней группе» размещена в разделах

Педагогический замысел

Коррекционно-образовательные задачи:

• Активизация и актуализация словаря по теме: «Домашние птицы».

• Обогащение у детей представлений о животных Севера (курица, петух, утка, гусь, индюк, их внешнем виде, образе жизни и повадках.

• Формирование навыка образования существительных с помощью суффиксов -енок- -онок- (цыпленок, утенок и т. д.) .

Коррекционно-развивающие задачи:

• Формирование связной речи.

Развитие фонематического восприятия

• Развитие основные психических процессов: слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления.

• Развитие тонкой моторики и координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.

• Воспитание коммуникативности, успешности в общении.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с картинками домашних птиц, ознакомительная беседа об особенностях жизни домашних птиц, просмотр видеоролика, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики Домашние птицы (Крупенчук О. И.).

Материалы.

Демонстрационный материал: картинки с изображением домашних птиц, макет и фигурки дедушки и бабушки, домашних птиц; магнитная доска.

Технические средства: аудиозапись «Звуки деревни», голоса домашних птиц, колонка.

Раздаточный материал: картинки с изображением детенышей домашних птиц (по количеству детей, контейнер с пшенной крупой и маленькие контейнеры для каждого ребенка, листы - раскраски.

Примерный ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, я приглашаю вас в гости к бабушке с дедушкой. Они живут в деревне и у них есть маленькая ферма. Давайте оденем сапоги, куртки, шапки. (психогимнастика) Накачаем насосом колеса велосипеда (дыхательное упражнение Насос С-С-С). Поехали, (дыхательное упражнение крутим педали со звуком Щ-Щ-Щ). Проезжаем по мостику (Артикуляционное упражнение Мост). Я уже вижу забор вокруг фермы (Артикуляционное упражнение Забор). А вон и бабушка, открывает окошко и нам машет (Артикуляционное упражнение Окно). Останавливаемся и заходим в гости.

Беседа. Дети слушают аудиозапись Звуки деревни.

-Ребята, посмотрите, кого вы видите? - Я вижу курицу, петуха, индюшку и тд

- Кто они все вместе? Это домашние птицы.

- Где они живут? Они живут рядом с людьми, в птичнике.

- Почему этих птиц называют домашними? Люди ухаживают за домашними птицами, они приносят человеку пользу.

- Как люди ухаживают за домашними птицами? Люди кормят зерном домашних птиц и поят водой, убирают в птичнике.

Основная часть.

2. Сейчас я каждому выдам карточку. Скажите, кто на ней изображен?

Денис, кто это? – Это индюк.

Даня, кто это? – Это утка.

Лева, кто это? – Это гусь.

Тема, кто это? – Это петух.

Анита, кто это? – Это курица.

Название какой птицы начинается со звука И? - Индюк.

Название какой птицы начинается со звука У? – Утка.

В названии какой птицы есть звук А: петух или курица? – Курица.

3. Д/и «Скажи, кто как кричит»

- Домашние птицы кричат по-разному. Сейчас вы услышите голоса птиц. Сядет на стул тот, кто услышит голос птицы, которую сейчас назвала и скажет, как эта птица издает голос.

- Звучит голос петуха. Как кричит петух? (Ку-ка-ре-ку) Что петух делает? (Петух кукарекает.) Садись Артем.

Звучит голос индюка - Как кричит индюк? (Бу-бу-бу) Что индюк делает? (Индюк бормочет…

Звучит голос утки - Как кричит утка? (Кря-кря-кря) Что утка делает? (Утка крякает…

Звучит голос гуся - Как кричит гусь? (Га-га-га) Что гусь делает? (Гусь гогочет…

Звучит голос курицы - Как кричит курица? (Ко-ко-ко) Что курица делает? (Курица кудахчет…

Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. Учитель-логопед показывает картинки птицы и рассказывает о ней.

4. Д/и «Кто это?»

- Большой, сердитый … (гусь). Гусь какой? Дети повторяют…

- Голосистый, разноцветный, драчливый… (петух). Петух какой?.

- Большой, надутый, бормочущий … (индюк). Индюк какой?.

- Заботливая, пёстрая, любопытная … (курица). Курица какая?.

- Плавающая, домашняя, (утка). Утка какая?.

5. Д/и «О ком я говорю?»

- Крякает, плавает, выводит утят – это … (утка). Что делает утка?

- Кудахчет, зёрнышки клюёт, прячет цыплят – это … (курица). Что делает курица?

- Кукарекает, дерётся, ходит – это … (петух). Что делает петух?

- Бормочет, дразнится, кормит индюшат – это … (индюк). Что делает индюк.

- Гогочет, пьёт воду, сердится – это … (гусь). Что делает гусь?

6. Д/и «У кого кто?»

Ребята, у домашних птиц недавно появились птенцы. Они веселые и шаловливые, как вы. Некоторые птенчики заигрались и убежали от своих родителей. Найдите каждый по одному птенчику. Назовите его и определите на макете, кто его родители.

У курицы – цыплёнок. У гусыни – гусёнок. У индюшки – индюшонок. У утки – утёнок.

Молодцы! Теперь птицы будут спокойны – их птенцы рядом.

7. Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Давайте вспомним стихотворение про домашних птиц, а наши пальчики помогут нам его рассказать.

Утка плещется в пруду (Машем кистями от себя, пальцы выпрямлены)

У хозяйки на виду. (Приставить руку «козырьком» ко лбу)

Быстро к берегу плывет (Машем кистями, пальцы согнуты)

И с воды идет на взлет (Машем руками-«крыльями»)

Во дворе - ее соседка – это курочка-наседка. (Руки полукругом перед собой)

Под крылом - ее цыплята, очень дружные ребята (Пальцы собраны в щепоть, поочередно «клюют корм»)

8. Д/и «Покорми птиц»

А вы знаете, чем кормят домашних птиц? Часто им дают крупу или готовую кашу. Например, пшенную. У меня есть пшенная крупа.

Денис, возьми щепотку крупы, насыпь в контейнер. Кого ты будешь кормить?- Я буду кормить индюшек.

Лева, кого ты будешь кормить? Я буду кормить гусей. И тд.

9. Рефлексия.

Какие гласные звуки мы сегодня вспомнили? – Мы вспомнили звуки А, И, У.

Голоса каких животных мы сегодня слышали – Мы слышали голоса домашних птиц

Ребята, дедушка и бабушка были очень рады нашему приезду.

Как вы им помогли? - Мы нашли птенцов, которые убежали. Мы покормили птиц.

В благодарность, они передают вам раскраски, чтобы вы лучше запомнили домашних птиц. Их вы раскрасите вечером.

А теперь ребята. Садимся на велосипеды и возвращаемся в детский сад.

Наше занятие окончено.

Предполагаемый результат:

• развивали артикуляционную моторику;

• актуализировали словарь по теме: «Домашние птицы»;

• обогащали представление о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни и повадках;

• формировали навык образования существительных с помощью суффиксов -енок-, -онок-;

• развивали фонематических слух;

• формировали связную речь: дети формулировали фразы и старались отвечать полным предложением;

• развивали основные психические процессы: слуховое внимание, слухоречевую память, мышление;

• воспитывали умение слушать ответы друг друга, дети старались не перебивать отвечающего, дополнять информацию, поддерживать и положительно оценивать ответы сверстников.

Дальнейшая работа: обогащение лексического запаса, развитие навыка описания птицы, навыка пересказа по теме; развитие связной речи; формирование навыка звукового анализа и синтеза.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему «Домашние птицы» в средней группе
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 22:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему «Домашние птицы» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Васильева Валерия (УИ 2331795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД