Рыщук Наталия Петровна
«Морские звездочки в гостях у Золотой рыбки». Конспект занятия по плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
Организация итогового занятия по плаванию
«Морские звездочки в гостях у Золотой рыбки» с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Выполнила: Рыщук Н. П. Инструктор по физической культуре
МБДОУ д/с «Аист»
Пояснительная записка
Публикация «„Морские звездочки в гостях у Золотой рыбки“, Конспект занятия по плаванию» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Плавание для детей
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Работа инструкторов по физической культуре
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны.
Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно- правовыми документами как Закон РФ «Об образовании» (ст. 51, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной и социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и другие. Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образования, помогают достичь определённых результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений – качественного улучшения детского здоровья.
Одним из важнейших средств воспитания здорового ребенка с самого раннего возраста, несомненно, является физическая культура. Правильная организация занятий по физической культуре способствует гармоничному развитию жизненно необходимых физических качеств детей: ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, а также выработке гигиенических навыков.
Плавание в детских образовательных учреждениях приобрело большую популярность, прежде всего потому, что появилась возможность эффективного закаливания детей. Важно обучить детей плаванию, но не следует забывать и о больших оздоровительных возможностях бассейна детского сада. В последние годы среди средств оздоровления детей в ДОУ всё чаще упоминается плавательный бассейн. Занятия плаванием широко пропагандируются как мощное средство укрепления здоровья и закаливания организма детей дошкольного возраста. Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше для него. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое развитие ребёнка. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологическое свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит,
Повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Во время занятий плаванием детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития. Умение плавать часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь ребёнка. Данная адаптированная программа составлена на основе программы Т. И. Осокиной «Обучение детей плаванию в детском саду
Актуальность.
К занятиям физической культурой включены занятия по плаванию, которые способствуют оздоровлению, укреплению организма, физическому развитию, закаливанию детей, профилактике плоскостопия и ОРВИ.
Занятия плаванием благотворно влияют на организм ребенка. Плавание помогает стать здоровым и сильным, ловким и выносливым, а также смелым. Тело ребёнка находиться в непривычной для него среде, а движения выполняются в горизонтальном положении, всё это отличает плавание от всех физических упражнений и оказывает оздоровительное действие на
организм детей дошкольного возраста.
В занятии использовала педагогические технологии: технологию проблемного обучения, игровые технологии, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии. Сочетание активных форм совместной деятельности детей и взрослых. Содержание выстроила с учетом специфичных для детей видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, двигательную деятельность, восприятие. Занятие проведено в форме итогового занятия, и состоит из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный. Длительность занятия – 30 минут. Время занятия распределено рационально, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления.
«Морские звездочки в гостях у Золотой рыбки»
в рамках реализации основной общеразвивающей программы физической направленности «Физическая культура»
с детьми старшего дошкольного возраста(5-6лет)
Тема занятия : (активная форма развития физических качеств и воспитание физической культуры детского организма) : «Морские звездочки в гости к Золотой рыбке»
Форма проведения: занятие по аквааэробике – командная и парная игра, важно успешное взаимодействие всех участников.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.
Программное содержание: Обучающая:
закреплять выполнять упражнения с гантелями.
закреплять умение двигаться в водной среде разными способами в соответствии с воображаемой ситуацией.
совершенствовать плавательные навыки.
Развивающие:
укреплять основные мышечные группы.
разогревать и восстанавливать эластичность мышц.
развивать силовые возможности и поддерживать достигнутый уровень развития силовых качеств.
Воспитывающие:
взаимодействовать в коллективе, выполнение требований правил взаимодействия.
Методы и приемы:
Словесный:
пояснения, указания, подача команд, беседа, словесная инструкция.
Наглядный:
демонстрационный материал, видеоролики, презентация об видах плавания.
Практический:
повторение упражнений разминки лимфодренажного массажа,
ОРУ в воде, игровых приемов, аквааэробики,
массажа стоп, индивидуальный этап работы,в конце занятия была проведение рефлексии.
Оформление и техническое оснащение занятия : подготовка индивидуального оборудования для каждого ребенка, нетрадиционное оборудование, музыкальное сопровождение.
Оборудование: гантели, обручи, набор разноцветных рыбок (плавающие, пазлы (плавающие, надувная игрушка дельфин, музыкальная колонка.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
Цель: привлечение детей старшего дошкольного возраста к занятиям по плаванию посредством использования элементов аквааэробики.
Задачи:
Оздоровительные
1. Развивать интерес, положительное, заботливое отношение к своему телу, здоровью;
2. Углублять знания о себе и своих возможностях;
3. Укреплять суставно-мышечный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, мышцы плечевого пояса, способствовать развитию крупных групп мышц.
4. Укрепление свода стопы,
5. Приобщать детей к здоровому образу жизни посредством плавания и аквааэробики,
Образовательные
1. Формировать знания и представления о взаимосвязи движений и здоровья в жизни человека;
2. Развивать физические качества: мышечную силу, ловкость, гибкость, выносливость.
3. Развивать внимание, координацию движений, ориентацию в пространстве.
4. Продолжать обучение упражнений «звезда», «поплавок»;
Развивающие
1. Координацию движений,
2. Дыхательную мускулатуру и органы;
3. Развивать чувство ритма, интерес к играм;
Воспитательные
1. Научить детей работать в команде, воспитывать чувство товарищества, прислушиваться друг к другу;
2. Развивать логическое мышление, продуктивные эмоции, ведущие к достижению цели.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения и уверенность при выполнении заданий через игры и игровые упражнения в воде.
Предварительная работа:
разработка и составление конспекта,
разучивание комплекса аквааэробики и игр как суше, так и в воде.
создание развивающей предметно-пространственной среды в зале бассейна для проведения ООД;
подготовка спортивного инвентаря и дидактического материала для проведения ОРУ, ОВД, подвижных игр;
совместная работа педагога с детьми по подготовке к занятию : знакомство и разучивание комплекса ОРУ, рассматривание картинок на данную тему, закрепление знаний о здоровьесберегающей технологии «лимфодренажная гимнастика».
Предполагаемый результат: в процессе занятия повысится психоэмоционального состояния детей, двигательная и познавательная активность, а также проявятся инициативность и самостоятельность, укреплением и сохранением собственного здоровья, а также готовность проявлять инициативу и интерес к занятиям плавания, которые способствует развитию не только мышц, но и мозговой активности, воспитанию нравственно-волевых черт личности.
Последующая работа: в ходе проведения ООД мне удалось выявить положительную динамику в формировании ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
В дальнейшей своей работе я намерена расширить содержание работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста: наполнять информацией об основах
здорового образа жизни папки для родителей, совершенствовать здоровьесберегающую среду детского сада и групповых ячеек
для освоения детьми способов ведения основ здорового образа жизни, совершенствовать сотрудничество дошкольного образовательного учреждения, педагогов и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Вводная часть. Дети заходят в зал бассейна и становятся на коврики, здороваются с присутствующими.
Вводная часть.
Инструктор по ф/ к: Дорогие ребята, сегодня на почту нашего детского сада пришло звуковое письмо от Золотой рыбки. Давайте узнаем, какое она нам оставила сообщение. Все внимание на экран.
На экране изображение Золотой рыбки. Звучит голос рыбки в записи.
Золотая рыбка : здравствуйте, дорогие ребята! Я и моя семья живем в прекрасном озере с чистой прозрачной водой. Но однажды наш водоем захватил Водомут. По веленью Водомута, дверь в подводное царство закрыта на четыре ключа. Дверь можно открыть, только если очень постараться. А нам, к сожалению, это не под силу.
Инструктор по ф/ к:Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать? Ответы детей (помочь рыбке, пройти испытание, открыть замки).
Золотая рыбка :спасибо вам, ребята, что вы согласились мне помочь. И вот вам задание. Здесь зашифровано слово, которое нужно отгадать. А для начала надо отгадать загадки.
На экране (окне) четыре листа. Золотая рыбка загадывает детям загадки.
1. Летом - бежит, Зимою – спит, Весна настала
Опять побежала (река)
2. Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку
И комар, и мушка (лягушка)
3. Ты со мною не знаком.
Я живу на дне морском. Голова и восемь ног,
Вот и весь я (осьминог)
4. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат. (цапля)
(Когда загадки отгаданы, на листах проявляются буквы)
Золотая рыбка : вот ребята, перед вами четыре буквы из которых надо составить слово, и тогда замки откроются (слово «Вода»).
Инструктор по ф/ к: Молодцы! Ну что же, открыли вы замки, но, чтобы спасти Золотую рыбку мы должны быть сильными и готовыми ко всему, поэтому мы с вами сделаем разминку. Вставайте на коврики.
Разминка на суше. Лимфодренажная гимнастика с музыкальным сопровождением, массаж стоп, дыхательная гимнастика. Трек №1
Инструктор по ф/ к: молодцы! Теперь мы сможем помочь Золотой рыбке. Дети заходят в бассейн.
Вход в воду.
Построение, и сообщение задач.
Аквааэробика (муз. для аквааэробики).
Инструктор: впереди у нас много приключений, но до них еще надо добраться. Итак, направо, шагом марш вдоль бортика друг за другом.
Звучит песня «Золотая Рыбка» трек №2
Разминка в воде:
Содержание Темп и
дозировка Организационно- методические
приемы Примечания
Ходьба на носочках, руки согнуты в
локтях, локти вверх, на пятках, локти вниз,
«великаны, малыши» 1 круг Держим спину прямо Согласовывать движения рук и ног,
согласовывать
свои движения с движениями других детей
Ходьба в
приседе, руки за спиной «уточки» 1 круг Руки не опускаем ниже спины Формирование правильной
осанки,
укрепление дыхательной
мускулатуры
Ходьба с
высоким поднимание
колен «цапли» 1 круг Не сутулимся, поднимаем колено,
а не наклоняемся к нему Укрепление
мышц ног, спины, шеи.
Звучит музыка: «Шум прибоя». Трек №3
Содержание Темп и
дозировка Организационно- методические
приемы Примечания
Прыжки в приседе руки на коленях
«лягушки» 1 круг Сохраняем дистанцию Получить эмоциональный заряд бодрости, улучшать газообмен,
тренировать дыхание,
укреплять
мышцы, кости, суставы.
Прыжки на двух ногах с
передвижением вперед
«дельфин» 1 круг Руки вперед Тренировка выносливости
Бег легкий 1 круг Руки согнуты в
предплечье Тренировка
выносливости
Ходьба на месте 10 сек. Руки на бортике
бассейна Восстановление
дыхания
Водомут: что за шум? Кто посмел нарушить мой покой? Кто вы такие? И вообще,
что вам здесь нужно?
Инструктор по ф/ к: дети узнали про беду, которая случилась с Золотой рыбкой. Они пришли к ней на помощь и хотят сразиться с тобой.
Водомут: да разве могут какие – то малявки сразиться со мною – самим Водомутом. А я взял и всю воду волшебном водоёме замутил. Ведь не зря я – Водомут. ( бросает в воду предметы: бутылки, тонущие игрушки, пазлы).
Инструктор по ф/ к: а ты знаешь Водомут, что у нас есть трудолюбивые рыбки, которые вмиг расчистят чудесный водоём. Ребята, давайте быстро соберем мусор, ведь он должен лежать в специальных контейнерах и не превращать водоём в большую свалку.
Ребята собирают мусор с середины бассейна и складывают в контейнеры. Водомут мешает детям, ругает их и злится.
Инструктор по ф/ к: Ребята какие вы молодцы, как быстро вы очистили наш бассейн и теперь можно продолжать заниматься в нем.
Водомут:ах вы, ну погодите, я найду на вас управу, ругается и уходит.
Звучит песня «Морячка». Трек №4
Инструктор по ф/ к: Ребята, посмотрите, кажется, мы победили злого Водомута, и он убежал от нас. И больше не будет засорять водоемы, а мы всегда будем их охранять и очищать от Водомута и мусора. Я предлагаю вам продолжить наше полезное дело, и чтобы стать еще сильнее мы приступим к Аква тренировке с гантелями.
ОРУ с гантелями: песня «Морячка». Трек №4
Содержание Темп и
дозировка Организационно-
методические приемы
1. Наклон головой влево, вправо.
И. п. – гантели в согнутых руках перед грудью. 6-8 раз Следить за осанкой, руки и колени не сгибать
2. С крестные движения
руками “ножницы”. 6-8 раз Спину держать прямо, не
сутулиться
3. И. п. – гантели в вытянутых руках вперед.
Упражнения “бокс”. 6-8 раз Голову не опускать смотреть прямо
4. И. п. – гантели в согнутых руках перед грудью. Правая рука вперед, левая рука у груди,
поменять положение рук. 6-8 раз Ноги держать прямо, не сгибать в коленях, спина прямая
5. Выпад вправо, руки в стороны.
И. п. – гантели в согнутых руках перед грудью. То же в левую сторону. 6-8 раз Ноги не отрывать от дна бассейна, голову и спину держать ровно
6. Руки в стороны,
соединить гантели под коленом. 6-8 раз Гантели погружать в воду
7. “Звезда” на груди. И. п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны, лечь на
грудь. 6-8 раз Ложиться на воду мягко, руки и ноги прямые
Основная часть
Инструктор по ф/ к: Ребята вот мы и стали еще сильнее, а это значит, что мы теперь сможем еще больше сделать добрых дел?
Дети: Да.
Звучит песня «Золотая рыбка». Трек №2
В помещение бассейна входит Золотая рыбка, в след за не вбегает Водомут. Инструктор по ф/ к: посмотрите, как заулыбалась Золотая рыбка. Теперь она сможет здесь спокойно жить.
Золотая рыбка : спасибо, вам ребята большое, что помогли очистить водоем от мусора. В моем водоеме стала чистая и прозрачная вода.
Инструктор по ф/ к: а давайте покажем Водомуту, какие морские обитатели живут только в чистой воде. А отправимся туда на волшебном поезде. Вставайте друг за другом, кладите руки на плечи впереди стоящему и помчались. А если на пути нам встретятся тоннели, мы, не расцепляясь, проплывем под ними.
Звучит песня «Веселый поезд». Проводится игра «Поезд в тоннеле». Трек
№5
После дети становятся друг за другом на середине бассейна. Золотая рыбка демонстрирует изображение дельфина.
Инструктор по ф/ к: дельфины считаются одними из самых умных животных на нашей планете. Дельфины обитают в воде, но это не рыбы, а млекопитающие, так как им нужен воздух. Дельфины питаются рыбой и моллюсками.
Мы веселые дельфины
Выгибаем плавно спины.
Упражнение «Дельфин», скольжение на груди в обруч. Золотая рыбка показывает изображение Морской звезды.
Инструктор по ф/ к: морская звезда — это хищник, обитающий на дне океана. Эти животные имеют форму звездочки с пятью лучами. Они медленно плавают по дну или зарываются в ил.
Дети встают у бортика и выполняют упражнение «Звезда»
Золотая рыбка указывает на изображение Морского конька.
Инструктор по ф/ к: Морской конек – очень забавная рыбка. Голова у этих рыбок похожа на лошадиную голову, а вот чешуи нет, тело покрыто твердыми пластинками. Плавать морской конек не любит, поэтому он постоянно цепляется своим хвостом за водоросли.
Дети выполняют упражнение «Морской конек»
Инструктор по ф/ к: Все эти морские жители обитают только в чистой воде. Водомут: вот это да! Я и не знал об этом. Теперь я исправлюсь и никогда не буду загрязнять водоёмы. Золотая рыбка и Водомут прощаются с ребятами и уходят.
Инструктор: вот и замечательно. А теперь давайте разберем круги и поплаваем в нашем чистом бассейне.
Свободное плавание под музыку. Заключительная часть.
Инструктор по ф/ к: Ребята, пришло время отдохнуть. Давайте ляжем поудобнее на спину, закроем глаза и послушаем шум моря.
Звучит мелодия – релакс «Одинокое море». Трек №6
Дети берутся за руки и образуют круг.
Инструктор по ф/ к: можно загадать желание, ведь мы в гостях у Золотой рыбки.
Затем дети снимают круги и складывают их на бортик.
Инструктор по ф/ к: Ребята, вам понравилось наше путешествие? У кого мы были в гостях? Как мы помогли Золотой рыбке? Что мы узнали нового? Что вам понравилось больше всего? Какие у вас возникли трудности? (дети отвечают). Вы сегодня были большими молодцами, справились с такими сложными заданиями. А напоследок запомните, главное — это беречь воду, бережно к ней относиться, не загрязнять водоемы! Ведь без воды не могут обходиться ни растения, ни животные, ни человек!
Ну а теперь наше путешествие по царству Золотой рыбки окончено, до свидания!
Звучит песня «Подари улыбку миру» группы «Домисолька». Трек № 7
Дети организованно выходят из бассейна в душ.
Перспективы на будущее:
Продолжать развивать интерес, положительное, заботливое отношение к своему телу, здоровью, углублять знания о себе и своих возможностях. Формировать знания и представления о взаимосвязи движений и здоровья в жизни человека. Развивать физические качества: мышечную силу, ловкость, гибкость, выносливость.
Научить детей работать в команде, воспитывать чувство товарищества, прислушиваться друг к другу.
Развивать логическое мышление, продуктивные эмоции, ведущие к достижению цели.
Список используемой литературы:
1. Рабочая программа инструктора по физической культуре (плаванию) для работы с детьми дошкольного возраста на 2023-2024 учебный год.
2. «Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности» автор: Арзамасцева Л. С., Морозова Людмила Дмитриевна, Миклева Н. В. Редактор: Синельников и. Ю. Издательство: аркти, 2011 г. Серия: растем здоровыми
3. Маханева М. Д., Баранова Г. В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2009. – (Синяя птица).
4. Пищикова Н. Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Занятия, игры, праздники. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008 г.
5. Л. Ф. Еремеева. Обучение плаванию в детском саду. / Дошкольная педагогика. Петербургский научно - практический журнал № 5 (26)
/сентябрь, октябрь /2005 г.