Наталья Вячеславовна Ручкина
Занятие «Осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность по познанию (познавательное развитие) в средней группе МДОУ «Звёздочка» детский сад№23.
Воспитатель – Ручкина Наталья Вячеславовна.
Тема: «Осенний лес».
Цели.
Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени. Развивать умение устанавливать взаимосвязи живой и неживой природы. Содействовать развитию сенсорного восприятия. Воспитывать любовь к родному краю.
Предварительная работа.
Публикация «Занятие „Осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Сбор осенней коллекции, гербария. Чтение стихов об осени, рассматривание репродукций картин с лесным осенним пейзажем. Целевые прогулки, наблюдения в природе. Коллективная работа «Панно из засушенных листьев». Изготовление поделок детей с родителями из даров Осени.
Материал.
Письмо, коллаж «Лес», коробка с дарами осени, сетка с листьями, диск с видео «Лес».
Ход.
Ребята, отгадайте загадку. Про какое время года говорится в ней. «Кто без красок и без кисти разукрасила все листья?» (Осень).
- Я сегодня прихожу в сад, а у нас в группе лежит письмо.
- Вот конверт большой и жёлтый.
Как же нас, конверт, нашёл ты?
Как попал ты в нашу группу?
Разберёмся, ой постой
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей? - Лесной.
Открываю: «Пишет Волшебница Осень. Ждём вас в гости. Приходите в лес осенний». Хотите?
А что же такое Осень? Ответы детей: стало холодно, дует холодный ветер, идут дожди, солнце плохо греет. Какие еще изменения в природе произошли? – Листья пожелтели, опадают. Птицы улетают в тёплые края. Трава пожелтела. Как мы оденемся? Как позаботимся о своём здоровье? Чтобы уши не надуло – надеваем шапки. Чтобы горлышко не простыло – куртки, шарф. Чтобы ноги не намочить? – сапожки, ботинки.
А теперь давайте поупражняемся: Погода, когда часто идёт дождь, как называется? - Дождливая. Погода, когда часто дует ветер – ветреная. Когда пасмурно – пасмурная. Когда ясно – ясная. Погода осенью – осенняя.
Чтобы в осенний лес попасть, надо представить себе, что вы листочки.
Мы осенние листочки
Повернись, покружись
И в листочки превратись.
Мы на веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Дети «летят» на стульчики – брёвнышко.
- Листья осенью летят. Что же это? – Листопад. Вот мы и попали в осенний лес.
Эхо лесное, спросить я могу? Дети: Ау-ау-ау. Куда это листья лесные пропали? – Опали, опали, опали. Птички-певички, давно ли галдели. – Летели, летели, на юг улетели. Белки и зайцы, про вас мы не знаем. – Линяем, линяем, линяем. Так что же творится в лесу – спросим. – Осень, осень, осень. Подышим осенним воздухом.
Мы с вами собирали подарки Осени : листья, плоды, семена деревьев. Показываю коробку. Поиграем «С какого дерева листок?» - С берёзы – значит лист? – берёзовый. (Дуб, клён, рябина, семена ясеня, жёлудь). Осень преподнесла нам щедрые подарки. Как здесь красиво! Показываю коллаж. Мы с вами украсили разноцветными листьями.
Зачем нужны опавшие листья деревьям? Ответы детей – Укрывают корни от холода. Воспитатель: как будто тёплые носки одели. Деревья сами сбрасывают листья. Если листья останутся, то зимой на ветках налипнут такие сугробы, что они сломают ветки.
Зачем нужны опавшие листья насекомым? Ответы детей – прячутся в листьях от холода, едят их. Помните, мы на участке видели, что улитки были завёрнуты в листья. Что делают бабочки, червячки, муравьи? Куда они прячутся? Ответы детей: Под кору, под корни деревьев, в муравейник, (закрывают ходы, выходы). Что делают птицы? Улетают в тёплые края. Почему? Насекомые исчезли.
Физминутка. Зашумела листьями осень золотая.
Закружила в воздухе весело играя.
Вот листок берёзы, вот листок рябины,
Вот листочек ясеня, вот листочек яблони.
А кленовый листок нам под ноги сразу лёг.
Только ёлочки стоят, ронять иголки не хотят.
Ёлка сбрасывает все иголки? Стоит, скучает – показываю на коллаже. Подул ветер, полетели, закружились листья: клён подарил свой листок ёлке (дуб, рябина) Приклеиваю листья. Что особенного стало в этой ёлке? Ответы детей – нарядная, осенняя.
Ой, а кто это там пыхтит? Что делает ёжик? Ответы детей: роет норку, прячется под листьями. (Белка – собирает орехи, несёт в дупло. Заяц меняет шубку, грызёт кору. Медведь делает берлогу) Воспитатель: С помощью рыхлых листьев сохраняется воздух для дыхания, и падающий снег не уплотнится.
Воспитатель: Мы видим в лесу (показываю) грибы. Зачем они нужны животным? Ответы детей: ими питаются животные.
Ой, сколько листьев в лесу! Представьте, что листья из года в год падают, падают – сколько бы их набралось (показываю жестом). Но после зимы листьев становится меньше. Куда же они деваются? Ответы детей. Воспитатель: Перегнивают. А чтобы узнать, что с ними бывает мы положим листья в капроновую сетку, уплотним. Когда пойдём гулять - эту сетку закопаем под клумбу и оставим на всю зиму. А когда снег растает, вытащим сетку и посмотрим, что произойдёт с нашими листьями (превращение).
Нам пора возвращаться в детский сад.
Мы осенние листочки, разноцветные листочки
Повернись, покружись и в ребяток превратись.
Дети садятся.
Ребята, а я тоже ходила в лес за грибами, и сняла на видеокамеру осенний лес, записала на диск. Давайте посмотрим. Комментарии по просмотру.
Я хочу предложить вам сделать из засушенных листьев грибы и отправить Осени в подарок.
Вы сейчас немного отдохните.