Наиля Талгатовна
Занятие образовательного клуба для молодых педагогов «Значение лепки для развития личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и расширить представления воспитателей с небольшим стажем работы в дошкольной образовательной организации о значении лепки для развития личности ребёнка.
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1слайд
Уважаемые педагоги! Сегодня на нашем занятии мы с вами поговорим о значении лепки для развития личности детей дошкольного возраста, уточним, какие есть виды, способы, приёмы лепки.
2слайд
Публикация «Занятие образовательного клуба для молодых педагогов „Значение лепки для развития личности дошкольника“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.
«…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
3слайд
Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);
- возможность создания объемных поделок;
- умение планировать работу и доводить ее до конца;
- богатое воображение.
В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.
4слайд
Лепкой можно заниматься в дошкольном учреждении на специально организованных занятиях (НОД, в утреннее время, вечерние часы, на прогулках и в семье.
I половина дня
Индивидуальная и совместная деятельность (отрабатывание приемов лепки из теста, пластилина).
Прогулка
(Обучение и закрепление умений и навыков лепки из песка, пластилина - летом и снега – зимой).
Занятия (НОД) по лепке
Подгрупповые и фронтальные (закрепление умений и навыков лепки из глины, теста, пластилина).
II половина дня
Индивидуальная и совместная деятельность (отрабатывание приемов лепки из глины, теста, пластилина).
В семье
(закрепление умений и навыков лепки из разных пластических материалов).
5слайд
Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества в разнообразных видах художественной деятельности.
Уже в младшем дошкольном возрасте пробуждение интереса к лепке может быть осуществлено через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность. А в старшем возрасте воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом.
Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.
ГЛИНА
Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску.
Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой.
Перед занятием воспитатель скатывает из глины комки нужной величины и прикрывает влажной тряпкой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом.
С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной : не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду - это не страшно, после высыхания она легко стряхивается.
ПЛАСТИЛИН
Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки.
Чтобы пластилин к началу работы был достаточно мягок, то его следует ненадолго положить в теплое место. Для самых маленьких детей лучше подойдёт флуоресцентный пластилин (он более мягкий, для детей постарше - пластилин любой другой серии.
Приёмы лепки из пластилина очень разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна.
Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета.
Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков.
ТЕСТО
Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.
Рецепт теста:
Смешать 2части муки с 1частью мелкой соли и добавить немного воды. Хорошо вымесить. Тесто должно быть очень тугим.
На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.
Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто смочить водой.
Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается.
Поделки из солёного теста следует хранить в сухом месте, обращаться с ними нужно осторожно, так как высохшее тесто довольно хрупко. А уж если отломался какой-то элемент, его можно приклеить клеем ПВА.
СНЕГ
Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега - очень интересное и увлекательное занятие.
Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке снежные ансамбли с лепными животными, фигурами людей, строят горки, крепость.
Начинается работа с того, что скатывается снежный ком. Если поделка высокая, то друг на друга ставятся несколько комков. Эта конструкция укрепляется в стыках (похлопыванием, налепами, а затем отсекается лишнее и дополняется отдельными частями.
ПЕСОК
Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ве-дёрками, лопатками.
Как и для снега, так и для песка обязательное условие - достаточная влажность. Песок поливается рано утром водой и ко времени наступления прогулки он становится достаточно хорошим для лепки. Лепить из песка нужно быстро и сильно не прихлопывать, так как он может обсыпаться, и постройка рухнет на глазах.
6слайд
. Способы лепки для изображения объемной формы :
- Конструктивный способ:
Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.
- Пластический или скульптурный:
Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части.
- Комбинированный способ
Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т. е. «скульптурный + конструктивный».
7слайд
Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую, покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.
БАРЕЛЬЕФ – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы);
ГОРЕЛЬЕФ – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.
8слайд
ПРИЕМЫ ЛЕПКИ :
- отщипывание
- раскатывание
- сплющивание
- вдавливание
- оттягивание
- прищипывание
- примазывание
- прижатие
- сглаживание
- налепы
9слайд
Виды лепки :
- предметная лепка
- сюжетная
- декоративная
В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.
Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, устано-вить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.
Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.
Основные задачи при обучении сюжетной лепке :
- научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;
- учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;
- использовать различные приёмы лепки.
Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши).
10слайд
Формы и методы, используемые при ознакомлении дошкольников
со скульптурой:
1. Экскурсии по улицам города, в музеи или выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия.
2. Рассматривание скульптур малых форм, фотографий. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из произведений.
3. Просмотр видеофильмов о городах России и мира на тему «Статуи и памятники».
4. Выставки художественных произведений по какому-либо виду изобразительного искусства : скульптура, декоративно – прикладное искусство.
5. Самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его. Обсуждение в группе увиденного.
11слайд
Таким образом, лепка имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребёнка тем, что несут определённую информацию. Они влияют и на формирование нравственных качеств.
Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведёт к интенсивному развитию творчества.
Лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений (дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину, что в рисунке осуществляется только зрительным путём).
Лепка очень тесно связана с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Тактильная активность особенно ярко проявляется детьми именно при лепке и напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта.
В процессе занятий с пластическими материалами ребёнок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ (Улаева Т. Н.)