Алевтина Сычева
«Экологический марафон». Урок обобщения знаний в 4 классе
▼ Скачать
Экологический марафон
Цель: формировать убеждение у детей о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, обосновывать последствия загрязнения окружающей среды, находить различные пути охраны природы.
Задачи:
Познавательные:
- формировать и пополнять систему знаний, умений детей по данной теме;
- закрепление знаний об особенностях природы леса, растительном и животном мире;
- создание целостного представления о взаимосвязи человека и природы;
Публикация «„Экологический марафон“, Урок обобщения знаний в 4 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- формирование экологической культуры;
- сформировать знания о значении природы в жизни человека;
- раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на природу;
- рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;
- учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе;
- закрепить знания детей о Красной книге Российской Федерации, М. О., о некоторых растениях и животных, внесенных в них;
- раскрыть основные причины сокращения численности видов растений и животных, рассказать о мерах, необходимых для их охраны;
- пропаганда идей охраны растений и животных нашего края;
- повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла;
Развивающие:
- развивать творческие способности, инициативу, мышление, коммуникативные навыки;
- развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, высказывать свое
мнение;
- развитие устной речи, образного и логического мышления, памяти, индивидуальных творческих способностей;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Воспитывающие:
- воспитывать толерантность, чувство коллективизма, интерес к формам совместной работы;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе;
-воспитание доброты, чуткости, отзывчивости;
- воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувства милосердия;
- воспитание любви к родной природе;
- воспитывать чувство ответственности за наш Дом- Планету Земля.
Тип урока : обобщение знаний.
Форма проведения: экологический марафон, беседа – диалог с элементами обсуждения, практические задания.
Оборудование: стихотворение А Максимова «Ты береги нас!», плакат М. Пришвина “Охранять природу – значит, охранять Родину”, пословицы, Красная книга, созданная руками детей, плакат с лекарственными растениями, плакаты с кроссвордами «Экология», «Растения леса», «Животные леса»; буквы к конкурсу «Перевертыши», презентация «Природа в опасности», таблички с названиями «Экологи», «Биологи», картинки с лекарственными и ядовитыми растениями, карточки со словами к конкурсу «Знатоки природы», природоохранительные знаки «Как вести себя в природе», презентация «Красная книга», Оформление:
1. Плакат с высказыванием К. Паустовского: «Природу нужно беречь, как мы бережем человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит не только нам, но и им по праву».
2. Эпиграф на доске «Самая чистая радость- радость природы» Л. Н. Толстой
3. плакат М. Пришвина “Охранять природу – значит, охранять Родину”
4. Пословицы:
«Бережливость – лучшее богатство»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Без хозяина – дом сирота»
«Растение – земли украшение»
5. Тематическая компьютерная презентация: «Природа в опасности», «Красная книга Р. Ф.»
6. Музыкальное оформление (подборка классической инструментальной музыки)
7. Кроссворд «Экология» «Растения леса» «Животные леса»
Предварительная работа: создание Красной книги РФ руками детей, оформление экологической выставки «Я в ответе за природу», экологического плаката «Заботишься о природе - заботишься о себе!» «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», изготовление экологических знаков- запретов к занятию вместе с детьми, диагностика по экологическому воспитанию, изготовление макета «Живая природа»
Ты береги нас!
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
А. Максимова
Природа отдаёт человеку свои несметные богатства, но и взамен требует бережного отношения. К сожалению не все помнят об этом.
Наше занятие посвящено экологическим проблемам. Мы сегодня попытаемся, где в шутку, где всерьёз затронуть эти проблемы, постараемся научиться правильно вести себя в природе. И так, тема нашего занятия «Экологический марафон»
Наше занятие представлено виде различных конкурсов, которые носят и познавательный и развлекательный характер
Давайте проверим свои знания, разгадаем кроссворд и прочтем ключевое слово.
Кроссворд «Экология»
- Что такое экология?
Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Само же слово “экология” образовалось из двух греческих слов: “экос”, что значит “дом”, и “логос”, что значит “наука”. Экология — наука о природном доме.
Презентация «Природа в опасности»
Наше занятие будет виде соревнования между двумя командами
1команда Биологи (объяснение профессии детьми)
2команда Экологи (объяснение профессии детьми)
Первый конкурс представлен в виде кроссвордов, которые вам предстоит отгадать
Кроссворды:
1 команда «Животные леса»
2 команда «Растения леса»
Задание: Объясните с позиции экологии следующие пословицы :
«Бережливость – лучшее богатство»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Без хозяина – дом сирота»
«Растение – земли украшение»
Переставьте буквы так, чтобы получить название растения:
1. СЕЯНЬ (ясень)
2. РЕЗАБЁ (берёза)
3. АНСИО (осина)
4. ДЫШЛАН (ландыш)
5. ХОПЛУ (лопух)
БНРАЯИ (рябина)
Что означает слово аптека? Лесная аптечка?
-Какая же аптека может быть в лесу?
Что бы проверить ваши знания о лекарственных растениях, проведем небольшой конкурс:
«Лесная аптечка»
Лекарственные:
- календула, ромашка, подорожник, лопух, мать –и- мачеха, крапива, мята, одуванчик
Ядовитые:
- волчье лыко, вороний глаз, вех (цикута, белена
Разделить на группы и назвать и объяснить лекарственные свойства и ядовитые части растений
Исключи лишнее слово:(с объяснением)
1. Сосна, кедр, осина, ель
2. Ландыш, незабудка, фикус, ромашка
3. Волк, лось, кабан, медведь
4. Дерево, цветок, гора, лиса
5. Лиса, жираф, белка, еж
Гусь, дятел, синица, ворона
1. Назовите птицу, которая летать не умеет, зато плавает не хуже рыб. (ПИНГВИН)
2. Назовите птицу, которая почти бескрыла, но считается лучшим бегуном в мире. (СТРАУС)
3. Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (в гору, т. к. у зайца передние ноги короткие, а задние длинные)
4. Какая птица ходит по стволу вниз головой? (ПОПОЛЗЕНЬ)
5. Какие растения используют для лечения простуды? (МАЛИНА, ЛИПА, МАТЬ-И МАЧЕХА)
6. Глаза какого животного смотрят в разные стороны? (ХАМЕЛЕОН)
6. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (ВОРОНИЙ ГЛАЗ)
7. Название какого ядовитого растения леса связано с названием животного? (ВОЛЧЬЕ ЛЫКО)
8. Насекомое санитар леса? (МУРАВЕЙ)
9. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит).
10. Почему крапива жжется (В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.)
11. Какая ягода заменяет лимон (Клюква содержит лимонную кислоту)
12. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (ФОТООХОТА)
– Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех цветов, которые выращены человеком. Сбор дикорастущих растений на букеты – очень мощный
фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах часто посещаемых людьми, причем не только изначально редких растений, но и когда-то вполне массовых видов, таких, как ландыш. Вот почему было бы неверно ориентировать детей на сбор маленьких, скромных букетиков, противо-поставляя их “огромным букетам-веникам”. Важно показать, какой вред могут нанести природе люди, если сорвут даже по одному-единственному цветку. Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы просто полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого люди специально выращивают красивые цветы в садах, на клумбах, в оранжереях и т. д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.
– Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
– Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут разорить хищники. Если случайно
окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи! Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо
– Не разоряй птичьи гнезда.
- Не лови диких животных и не уноси их домой. Известно, что ящерицы, ежи, некоторые птицы, рыбы нередко оказываются жертвой любви детей к “братьям нашим меньшим”, которая выражается в том, что этих животных ловят, приносят домой (или в школу) и пытаются содержать в неволе. Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды.
Красная книга природы это:
-книга красного цвета, в которой
-сведения об исчезнувших видах растений и животных
-сведения о редких видах растений и животных, находящихся на грани исчезновения.
- Красная книга! Почему она красная? (Красный цвет предупреждает нас – стой! Остановитесь! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.)
- Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Международную Красную книгу
создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает. Всякая Красная книга состоит из цветных страниц.
Чё рные: На чёрных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер.
Красные: На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие растения и животные.
Жё лтые: На жёлтых страницах те растения и животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы.
Белые: На белых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены.
Зелё ные: На зелёных страницах – самых обнадёживающих – те животные и растения, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.