Елена Паукова
Занятие: Мастерим «Куклу-самокрутку»
▼ Скачать
Занятие
Мастерим «Куклу - самокрутку»
Для детей подготовительной группы
Цель: изучить изготовление куклы – самокрутки из ситца.
Задачи:
1) (познавательного развития) :
- развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом действий (соблюдение последовательности изготовления куклы);
- совершенствовать координацию рук в работе с тканью;
обучить технологии изготовления куклы – самокрутки из отдельных частей ткани (заготовок,
Публикация «Занятие: Мастерим „Куклу-самокрутку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- воспитывать чувство уважения к рукотворным предметам;
2) (социально-коммуникативного развития) :
- воспитывать дружеские взаимоотношения между девочками;
- развивать умение самостоятельно объединяться для совместного труда, договариваться, помогать друг другу;
- формировать умение слушать собеседника и не перебивать его;
3) (речевого развития) :
- формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми;
- совершенствовать умение составлять рассказы о предмете (о кукле - самокрутке);
- воспитывать культуру речевого общения;
4) (художественно-эстетического развития) :
- расширять представления о разнообразии народного искусства;
- воспитывать интерес к искусству, истории родного края;
- продолжать развивать коллективное творчество;
- развивать навыки движения под музыку;
5) (физического развития) :
- воспитывать умение сохранять правильную осанку при любых видах деятельности;
- продолжать развивать психофизические качества: ловкость (при завязывании узелков, терпеливость и выносливость.
.
Оборудование и материалы: тканевые заготовки для куклы – самокрутки : белый квадрат, размером 35x35, белый квадрат, размером 30x30, белые нитки для фиксации головы куклы, цветные лоскутки прямоугольной формы разной величины(17x15- юбка и 6x14- передник) для юбки и передника, цветные лоскутки треугольной формы для косынки ; ножницы; клубочки ниток (или вату, или синтепон) для головы; интерактивная доска (для просмотра слайдов); магнитофон; скамьи; народные женские костюмы.
Предметно-развивающая среда: оформление группы в виде русской народной горницы.
Предварительная работа с детьми:
1. Экскурсия в мини-музей «Русская изба».
2. Беседы с детьми о куклах-самокрутках.
3. Н/п игра «Волшебные узелки».
4. Д/и «Как раньше и как сейчас».
5. Прослушивание и разучивание русских народных песен.
6. Чтение русских народных сказок.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня я приглашаю девочек отправиться в гости к Марье Искуснице. (Идут в горницу. Входят девочки с воспитателем и видят Марью Искусницу с корзинкой в руках, в которой лежит необычная кукла. Девочки с любопытством рассматривают, что в ней).
Марья Искусница: Ой, девчоночки, девчонки.
Ой, не стойте вы в сторонке
В горницу вы проходите.
Лавочки занять спешите.
Здравствуйте, девочки. Я, Марья Искусница. Какими игрушками вы любите больше всего играть?
Девочки: (Куклами).
Воспитатель: Действительно, во все времена девочки больше всего любили играть куклами. Кукла для девочки, словно ребёнок для мамы, поэтому кукла помогает девочкам стать добрыми и чуткими мамами.
Марья Искусница: Сейчас вы играете куклами, которые произведены на заводах и фабриках. А как вы думаете? Какими куклами играли на Руси, когда не было фабрик по изготовлению кукол?
Девочки: (Кукол шили из тряпок, делали из ниток и соломы).
Марья Искусница: Правильно. А откуда вы знаете?
Воспитатель: Мы знакомы уже с такой куклой (показываю куклу «бессонницу»). Помните (обращаюсь к девочкам, в наш музей «Русская изба» приезжала экскурсовод по русской старине, где она нам подарила эту тряпичную куклу «Бессонницу»?
Девочки: (Помним)
Марья Искусница: Что вы можете рассказать о ней?
Девочки: (Это кукла-закрутка, оберег от бессонницы. Таких кукол изготавливали мамы своим деткам, и они были без лица).
Марья Искусница: Как вы думаете, почему?
Девочки: (Не знаем)
Марья Искусница: У таких кукол лицо не изображалось потому, что это связано с древними представлениями о кукле, как о магическом предмете. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. А вы хотите посмотреть, что я для вас приготовила?
Девочки:(Да)
Марья Искусница: (показывает куклу – самокрутку (какая она, во что одета). Мою куклу зовут Акулина. Послушайте, пожалуйста, рассказ про нее. ( Включается презентация с рассказом: 1слайд: Жила была Акулина. Была она веселая, да задорная. 2 слайд: Днем Акулина вместе с мамой на сенокосе трудится, сено для стогов сгребает. 3 слайд: А вечером любит в гости ходить. 4 слайд: Да с другими девицами хороводы водить. 5 слайд: Особенно любит она песню «Во поле берёзка стояла» (включается песня).
Хотите научиться сами мастерить таких же?
Девочки: (Очень хотим)
Марья Искусница: Тогда сегодня мы с вашим воспитателем научим вас, как самим сделать такую куклу - самокрутку. Итак…
1 этап. (1 слайд)
Марья Искусница: Сначала мы изготовим столбик – туловище с головой. Для этого возьмем белую ткань, размером 35x35. На длинный край кладем клубочек ниток и начнем сворачивать колбаской так, чтоб клубок оказался в середине. Затем, согнем ее пополам, чтобы столбик получился прочный, плотный и ровный. Теперь фиксируем клубочек белыми нитками. Это у нас получилось туловище с головой. Чтобы вам было легче это сделать, помогите друг другу.
2 этап. (2 слайд)
Марья Искусница: Свернем квадратную белую ткань, размером 30x30, уголок к уголку, чтобы получился треугольник. Приподнимем один уголок и вложим туда наш столбик вместе с клубочком.
3 этап. (3 слайд)
Марья Искусница: И снова мы выделяем голову. Для этого ниткой перевяжем ту часть, где у нас клубочек.
4 этап. (4 слайд)
Марья Искусница: Сейчас мы сделаем нашей кукле руки. Отступите от каждого края треугольника по 0,5 см и туго перевяжем ниткой уголки рук. Это будут кулачки.
5 этап. (5 слайд)
Марья Искусница: Чтобы кукла получилась нарядной, сделаем ей юбочку и передничек.
Нужно взять цветной лоскуток прямоугольной формы, размером 17x15 и обворачиваем вокруг столбика-туловища, в том месте, приблизительно там, где мы глазомером определили талию куклы, так, чтобы края лоскутка оказались со стороны спины.
6 этап. (6 слайд)
Марья Искусница: Теперь берем заготовку передника и прикрепляем поверх юбки, фиксируем позади юбки на узелок пояском фартука.
Наша кукла почти готова.
7 этап. (7 слайд)
Марья Искусница: Нам осталось повязать только косынку. Берем цветной лоскуток треугольной формы, обворачиваем ею голову и, как обычную косынку, крепим под подбородком на один узелок.
Кукла – самокрутка готова.
Воспитатель: Посмотрите на свою куклу. Какая она? Какой у нее возраст? Какой у нее характер? Выберите для своей куклы имя.
Марья Искусница: устали девочки? А теперь я приглашаю ваших девиц вместе с вами хоровод поводить. Для каждой девочки у меня есть сарафан, прошу вас их надеть в игре «Кто быстрее».
Девочки: (Включается на интерактивной доске фон берёзовой рощи. Встают из-за столов, исполняют русскую народную песню «Во поле берёзка стояла» :
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.
Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Люли люли, заломати.
Я ж пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли люли, заломаю,
Люли люли, заломаю.
Срежу с берёзы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Четвёртую балалайку,
Четвёртую балалайку.
Люли люли, балалайку,
Люли люли, балалайку.
Пойду на новые, на сени,
Стану в балалаечку играти.
Люли люли, играти.
Люли люли, играти.
Стану я старого будити,
Встань ты, мой старый, проснися.
Люли люли, проснися.
Люли люли, проснися.
Борода седая пробудися,
Вот тебе помои умойся.
Люли люли, умойся.
Люли люли, умойся.
Вот тебе рогожа утрися,
Вот тебе лопата помолися.
Люли люли, помолися.
Люли люли, помолися.)
(Девочки садятся на маленькие скамеечки)
Марья Искусница: Очень хочется познакомиться с вашими куклами. Уж больно славные они у вас получились.
Воспитатель: Кто хочет рассказать о своей кукле?
(Девочки по очереди рассказывают о своих куклах)
Марья Искусница: Со всеми куклами мы познакомились, а теперь пойдем знакомить их с нашими мальчиками (приходим в группу и показываем им получившихся кукол).
Воспитатель: Мальчики, как вы думаете, что это у девочек в руках?
Мальчики: (Куклы)
Воспитатель: А где девочки их взяли?
Мальчики: (Сами сделали)
Марья Искусница: Молодцы, конечно, сами смастерили. А вы что сами умеете мастерить?
Мальчики: (Молчание, думают)
Марья Искусница: (Достаёт из корзинки ещё одну куклу, которая похожа на мальчика, изготовлена она из лыка (или бечёвки, а в руке у неё меч (изготовлен из картона или зубочистки). Посмотрите мальчики, что у меня есть для вас. Как вы думаете, кто это?
Мальчики: (воин, солдат, мужчина)
Марья Искусница: Правильно! А как таких мужчин - воинов на Руси называли?
Мальчики: (Богатыри)
Марья Искусница: Совершенно верно. Хотите сами научиться изготавливать таких богатырей?
Мальчики: (Да)
Марья Искусница: Ну, тогда я обещаю прийти еще раз к вам, и научить вас мастерить богатырей. А сейчас мне пора уходить. До новых встреч.