Нина Майнагашева
Занятие «Калейдоскоп хакасского искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Калейдоскоп хакасского искусства»
Задачи:
- учить детей рисовать хакасский орнамент с опорой на образец, украшая им изделие;
- закреплять умение рисовать элементы хакасской росписи;
- упражнять в рисовании концом кисти;
- воспитывать у детей интерес и уважение к хакасской национальной культуре, народному творчеству.
Словарная работа – чир-стол, айран, трилистник, завиток, талган.
Публикация «Занятие „Калейдоскоп хакасского искусства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Хакасия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Предварительная работа: чтение художественной литературы о хакасской национальной культуре, которая отражает быт и традиции хакасского народа, рассматривание картинок с изображением хакасских орнаментов, рассматривание вышивок степного и подтаежного орнамента, беседы на тему «Хакасские украшения».
Оборудование: хакасские национальные костюмы по количеству детей; атрибуты для мини-выставки, посуда, украшенная хакасским орнаментом (пиала, разделочные доски, кувшин, сахарница, хакасские вышивки; кисточки; гуашь; баночки с водой по количеству детей; образцы хакасской росписи; заготовки муляжей подушек по количеству детей; хакасская народная музыка; угощение «Талган».
Ход занятия:
1. Организационный момент
(Дети в хакасских костюмах, вместе с воспитателем заходят в группу, встают полукругом напротив гостей)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга,в костюмы какой национальности вы одеты? (хакасские национальные костюмы).
Воспитатель спрашивает: - Вы хотите сегодня вместе со мной отправиться в мой музей хакасского искусства?
- Проходите, пожалуйста, ко мне в гости.
2. Сообщение темы и цели занятия
(Воспитатель подводит детей к выставке хакасского народного искусства)
Воспитатель: - Давайте с вами рассмотрим хакасские орнаменты! У хакасов можно различить два основных вида орнамента – прямолинейный и криволинейный. Прямолинейный встречается на предметах из дерева и состоит из мелких геометрических узоров – полос, квадратов, зигзага, прямоугольников. Криволинейный более крупный, включает в себя растительные мотивы – побеги, цветочные формы, завитки переходящие в листья.
- Хакасы встречали гостей с напитком. Может, кто-то знает, каким напитком встречали хакасы гостей? (айран). Его подавали в красивых расписных пиалах.
Пиала – это посуда без ручки, которую держат под донышко на кончиках пальцев (рассматривают пиала, расписанные хакасским орнаментом).
- Каким орнаментом украшена пиала?
На рукавицах, хакасы использовали симметричные элементы растительного орнамента подтаежного направления, это крупные трилистники, почки, завитки, а на Оплечьях рубашки, преобладают более мелкие цветы и листья. В узорах хакасского орнамента всегда преобладают насыщенные тона: малиновый, красный, оранжевый, желтый, синий, особенно нарядно звучащие на темном фоне наплечников. Для вышивки характерен геометрический орнамент. Рисунок всегда хорошо скомпонован, узоры его разнообразны. Практически нет двух одинаковых рисунков для вышивки наплечников. Геометрические элементы тоже входят в изображение растительных элементов – цветов, листьев. Сложный узор состоит из простейших, знакомых частей – точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий.
(Дети рассматривают посуду, расписанную хакасским орнаментом, вышивки, утварь)
- Все орнаменты у хакасов красочны и нарядны.
Воспитатель: - Ребята, хакасы не только очень творческий народ, но еще они очень любят играть в разные игры. Очень широко использовались предметы одежды в играх, например рукавички!
- Я сейчас вас познакомлю с национальной игрой, которая называется «Мелей чазыр» или «Передай рукавички». Мы будем передавать друг другу за спиной две рукавички. И нужно сделать так, чтобы рукавчики не встретились вместе за спиной.
3. Основная часть
Воспитатель: - Ой ребята, а что же это такое красивое? (берет подушку, вышитую хакасским орнаментом)
- Знаете ли вы, что это и для чего это нужно? (ответы детей)
- Раньше самым дорогим гостям под локоть подкладывали подушку, чтобы им было удобно сидеть, а затем подавали угощения.
- Давайте рассмотрим узоры на подушке.
Воспитатель задает наводящие вопросы:
- Каким орнаментом украшены подушки?
- Как вы узнали, что хакасским орнаментом?
- На чем расположены элементы узоров на каждой подушечке? (на завитке)
- Где завитки расположены? (по середине, по краям)
- Какие элементы расположены на завитках? (почки, трилистник)
- Какие цвета используются в орнаменте?
Воспитатель: - Вам хотелось бы иметь такую же подушечку?
- Я не успела вышить столько подушечек. А вы хотели бы мне помочь?
(Дети вместе с воспитателем проходят за столы, где уже все готово к росписи подушки)
- А теперь я предлагаю вам приступить к украшению подушечки.
- Вы можете выбрать себе узор, который вам понравится. Ведь каждая мастерица создавала свои узоры.
(Самостоятельная работа детей)
4. Итог занятия
- Ребята, по хакасскому обычаю гостей усаживали за низкий стол. Вы сегодня мои гости, так что прошу за низкий стол. По-хакасски это звучит чир-стол. Хакасы сидели на подушках, ковре или на полу, а под локоть подкладывали подушку. Вы сегодня изготовили каждый свою подушку, у всех она получилась своя, не похожая на другие! (воспитатель обращается к каждому, спрашивая, что нового вы узнали сегодня, и что больше всего понравилось и запомнилось на занятии)
Воспитатель: - Вы хорошо постарались и расписали свои подушечки. За вашу хорошую работу, старания я хочу угостить вас национальным блюдом, которое называется «талган».
Хакасы всех дорогих гостей провожали угощением.