ольга власова
Занятие «Как учили на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное учреждение
социального обслуживания Краснодарского края
«Темрюкский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
«Как учились на Руси».
Воспитатель
Власова Ольга Викторовна
п. Светлый путь Ленина
2020г.
Тема: «Как учились на Руси».
Цель: формировать интерес к истории родной страны.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с историей возникновения и устройством школ Древней Руси;
Публикация «Занятие „Как учили на Руси“» размещена в разделах
-дать представление о жизни школьников во времена Древней Руси.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к книгам и исторической памяти;
расширять кругозор.
Развивающая:
-развивать познавательную активность, эмоциональную сферу.
Оборудование:
мультимедийный проектор, вощеные дощечки, распечатки кроссвордов.
Методики и технологии:
ИКТ, эдоровьесберегающие, объяснительно-иллюстративный методика.
Ход занятия:
1.
- Ребята, начать занятие я хочу с пословицы «Счастие тот добывает, кто учением ума набирает».
-О чем говорится в этой пословице? (ответы детей)
-А как вы считаете, ребята, современное обучение школьников отличается от обучения на Руси? (ответы детей)
-Всегда ли были школы? (ответы детей)
-Как выдумаете, о чем пойдет речь на занятии? (ответы детей)
-Мы поговорим о том, как учили на Руси.
2.
Слайд 1.
У древних славян большое внимание уделялось трудовому воспитанию. Независимо от состояния семьи, мальчиков учили обращаться с оружием, охоте, навыкам земледелию, скотоводства, ремеслам, а девочек вести дом, ухаживать за детьми, шитью.
Слайд 2.
С Крещением в 988г. связано развитие просвещения и культуры на Руси. Необходимость обеспечения богослужения книгами, грамотными священниками вела к развитию образования, которое было неотделимо от церкви.
Слайд 3.
Первая школа появились для детей бояр «Книжное учение». Первыми учителями были привезённые князем Владимиром греки, затем - священники, впоследствии же - миряне, «мастера грамоты». Позднее стали создаваться школы при монастырях и частные. В древнем документе «Стоглав» говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. Содержание обучения было единым для всех: и боярских детей, и посадских, и детей бедных родителей.
Школа называлась училищем, а класс - дружина.
В древних училищах преподавались три предмета – чтение богословское - письмо - священное, пение - церковное.
Но как были устроены училища, как управлялись, кто в них обучался? Из рукописных книг "Азбуковников" стал известен полный распорядок дня школяра, касающийся не только школы, но и поведения детей за ее пределами.
Остановимся на этом подробнее.
Слайд 4.
Вошедший в училище кланялся и образам, и учителю, и всей ученической "дружине". Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий.
3.
Динамическая пауза «Японская печатная машина».
Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву. Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться. Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Считалось: «Кто книг не бережет, души своей не бережет». Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине).
Слайд 5.
Ученики рассаживались за общим длинным ученическим столом, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Каждый занимал место, указанное ему учителем.
Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки. Чернила хранили в глиняной или изготовленной из коровьего рога чернильнице. Иногда чернилами писали и на бересте.
Слайд 6.
До появления бумаги писали на сырых глиняных плитках, бересте, дощечках покрытым воском, пергаменте царапая буквы «писалом» - острой металлической или костяной палочкой.
Ученики должны были "пристроять школу" : мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" - подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. Староста назначал учеников посменно: "Кто школу нагревает, тот в той и все пристрояет". Ему разрешалось замещать учителя и даже наказывать.
Дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а "ради нужды на двор отходити" можно было с разрешения старосты считанные разы.
Слайд 7.
За неаккуратность и за школьные шалости секли розгами («Розга ум вострит и возбуждает память» («Азбука» 1679 года, ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.
Но это были крайние меры и ими в то время не злоупотребляли.
Ученики были обязаны ходить в церковь не только в праздничные и воскресные дни, но и в будни, после окончания занятий в училище.
После прохождения первоначального образования ученики приступают к изучению: грамматики, диалектики, риторики, музыки (церковное пение, арифметика и геометрия (землемерие", астрономия (или по-славянски "звездознание").
Нашествие монголо-татарских завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.
Слайд 8.
Первую попытку ввести доступное для всех начальное образование предпринял Петр I. По его приказу в городах, где уже были духовные школы при монастырях, должны были открыть начальные училища для детей 10-15 лет всех сословий и цифирные школы, в которых учили основам арифметики. Но Российское общество начала XVIII века приняло эту идею в штыки. И циферные школы закрыли.
В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков.
Слайд 9.
Открываются гарнизонные школы для детей военных, гимназии и пансионы, а для обучения будущих военных в 1731 году был создан Первый кадетский корпус. Мальчиков брали туда в пятилетнем возрасте и обучали на протяжении 15 лет.
Слайд 10.
У женщин в Российской империи возможностей получить образование было совсем мало.
Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. — Смольный институт благородных девиц. Это были закрытые учебные заведения, в которые принимали девочек-сирот или детей из богатых семей в возрасте от 10 до 12 лет. Они учились там на протяжении 9-12 лет. Выпускницы институтов говорили на нескольких языках, знали географию, арифметику, историю, музыку, танцы, различные виды рукоделия и домоводство.
Попасть в такие институты было крайне сложно. Большинство девушек по-прежнему оставались безграмотными.
Слайд 11.
Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права. Появились земские школы. Учились в них три года, а с начала XX века — четыре. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. Открывались гимназии. Они были платные, но бессословные и недорогие — от 3 до 10 рублей.
Слайд 12.
Дворянские дети получили возможность учиться в гимназиях и лицеях. Лицей был пансионом в том смысле, что мальчики жили там же, где и учились. Здесь изучали фехтование, танцы, грамматику, латинский язык, географию, арифметику, даже стихосложение и красноречие были в числе обязательных предметов.
Впоследствии в гимназии имели право теперь поступить и дети чиновников, не имеющих дворянского звания.
Увеличивается число институтов и университетов.
К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось в России 59.
4.
Рефлексия.
Поделимся впечатлением о нашем уроке (мероприятии).
Зачем нам было нужно это занятие?
Мне было интересно…
Я понял, что…
Больше всего мне понравилось…
Урок заставил меня задуматься.
5.
Ребята, я думаю, занятие было интересным и познавательным для вас. Вы узнали, что образование пройдя путь длинной в столетия и, дойдя до вас, претерпело множество изменений. Обучение стало доступным и обязательным для всех.
Используемые источники:
1. Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры / Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси : Сборник. - М., 1991.
2. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. - М. : 1994
3. Источник Культура. РФ: https://www.culture.ru/materials/253541/istoriya-obrazovaniya-ot-pervykh-shkol-rusi-do-sovetskikh ]
4. Источник информации - портал История. РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-poiavilis-shkoly)
5. Тихомиров А. Первые школы на Руси. // https://fb.ru/article/69/pervyie-shkolyi-na-rusi
6. Захарченко М. История школ и книжного дела в Древней Руси. //https://www.mgarsky-monastery/org/kolokol.php?id=2579