ольга прыткова
Занятие-игра с элементами квеста по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весна идёт! Весне дорогу!».
Цель: Формирование познавательной активности, повторение и закрепление признаков весны и простейших природных закономерностей (светит солнце, тает снег, появляются проталины, пробуждаются растения, прилетают птицы).
Задачи:
Публикация «Занятие-игра с элементами квеста по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста „Весна“» размещена в разделах
- Весенние квест-игры
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Игры, дидактические пособия
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
1. Образовательные: Обобщить и закреплять знания детей о весенних явлениях природы (приметы весны, названия весенних месяцев); расширять представления об изменениях животного и растительного мира с приходом весны.
2. Развивающие: активизировать словарь по теме «Весна»; формировать умение подбирать признаки, различать и называть растения, животных и их детёнышей. А также развивать творческие способности воспитанников и мелкую моторику рук через игровые упражнения.
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе, умение чувствовать её красоту. Создавать атмосферу радости и добра через участие в играх.
Оборудование: мультимедийный экран,ноутбук, диск с записью «Голоса природы», фонарик, диск со сказкой, «волшебная страничка» с набором предметных картинок-приметы весны, магнитная дока, карточки с изображением перелётных птиц, разрезные картинки цветов, обручи, карточки животных, карточки с изображением следов диких животных, счётные палочки, скворечник, семена.
|.Организационный момент.
-Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй!
- Собрались ребята в круг.
Слева друг и справа друг!
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
-Здравствуйте ребята! Меня зовут О. Н. Посмотрите, сколько у вас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся необычно! Подарим им свою улыбку и хорошее настроение! А как вас зовут, мы сейчас узнаем!
-Ручки к солнышку подняли, потянулись,
Лучик солнца в руки взяли,
К сердцу прижали,
Другу отдали и имя назвали! (О. Н. -передавай дальше….)
Вот, посмотрите, сколько с этим лучиком солнца мы передали любви и добра друг другу.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята,а вы смелые? Вы знаете, сегодня утром, пока я вас ждала, проветривала зал, в окно что то влетело. Вон туда под стульчик улетело. Я так испугалась. А нас сейчас много, посмотрим? Да это же письмо! Посмотрите, написано «Детский сад № 1», старшая группа «». Верно? А от кого не написано. Давайте откроем и посмотрим что в нем. (в письме лежит диск с надписью «сказка».)Давайте посмотрим его и узнаем, что за сказка в нем спряталась.
Включаем видео
Весна. Здравствуйте, ребята. Я, Весна-красна – хочу обратиться к вам за помощью. Но сначала, я расскажу вам сказку.
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром : три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место мне - Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А я им сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
Воспитатель. Ребята, Весна поставила перед нами трудную задачу. Нам предстоит узнать о каком чуде –чудном она говорила. Посмотрите на экран, она оставила нам подсказку. Здесь три картинки – солнце, костер, лампочка. Как вы думаете, какой из этих предметов поможет Весне победить холод. (-Весне поможет победить холод - солнце)
- А почему вы так думаете?
- Правильно, ребята самое главное, доброе и большое чудо, которое сможет нам вернуть Весну – это солнце. От добрых солнечных лучей тает снег, бегут ручьи, слышны веселые голоса птиц, пробуждается природа.
Только солнце у нас какое-то странное. Чего не хватает у нашего солнца? (Солнечных лучей)
Видео.
Весна. Угадали вы, ребята. Это солнышко- красное. Но у меня случилась беда: когда я к вам шла, Холодрыжка и Ледышка, это друзья зимушки-зимы, украли моих самых главных помощников, солнечные лучи. Если вы ребята поможете мне освободить солнечные лучи от чар проказницы зимы, и преодолеете все трудности на вашем пути, то сможете помочь мне Весне и лесным обитателям вступить в свои права.
Воспитатель: Ребята, поможем мы Весне найти солнечные лучики?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Мы отправляемся с вами в путешествие. Чтобы помочь Весне нам предстоит попасть в весенний лес.
-Отправляемся! Чтобы не заблудиться, дорогу нам покажет волшебный огонёк! Только нужно сказать такие слова:
Волшебный огонёк, помоги,
Нам дорогу укажи!
(свечу маленьким фонариком (В это время играет музыка№1)
Детей подвожу к доске (на доске ватман, на котором будут отражаться все приметы Весны по типу коллажа.)
- Ребята, посмотрите на картинку и скажите, куда мы с вами попали? Да это же настоящая весенняя страница, как будто из волшебной книги, вот даже написано ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ. Вот только она, почему то пустая.
- А что это за мальчики нарисованы, кто-нибудь догадался?
- Правильно, это 3 месяца Весны : март, апрель, май; 3 брата, которые очень дружные и послушные. Как сказала им Весна идти друг за другом и не обгонять друг друга, так они всегда и приходят. Первый-март, второй-апрель, третий-май.
- Ребята, наверное, нам нужно как-то изобразить приметы Весны на этой волшебной страничке, чтобы помочь Весне.
Дидактическая игра «Приметы весны»
-У вас на столе картинки, выберите и покажите только те картинки, на которых по вашему мнению изображены приметы весны, (Дети рассматривают картинки) и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со слова «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной появляются первые цветы» и т. д.) Затем по очереди подходят к доске, прикрепляют картинку на весеннюю страничку
- Ребята, посмотрите, что стало с весенней страничкой? (Она ожила, мы нашли все признаки весны).
-Молодцы, с заданием справились. Давайте посмотрим, где спрятан наш лучик.
Воспитатель находит лучик за картинкой. (кладём в корзину)
-Вот наш первый лучик! Пора отправляться за следующим лучиком.
Волшебный огонёк, помоги
Нам дорогу укажи!
- Дети находят следующую остановку «Птицы»
(Звучит звукозапись «голоса птиц» №2)
- Послушайте ребята, как весело щебечут птицы в весеннем лесу.
Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
-А те, птицы, которые улетают осенью на юг, а весной возвращаются к нам, как одним словом называются (перелётные)
- А какие ещё перелётные птицы прилетят к нам? Давайте,посмотрим и быстренько вспомним всех перелётных птиц. (Воспитатель демонстрирует картинки птиц- иволга, ласточка, грач, цапля, кукушка, соловей, аист, скворец)
- Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной (Весной птицы первым делом строят гнёзда)
-А из чего птицы строят гнёзда (Птицы строят гнёзда из веточек, соломы, мха, коры, земли, глины)
- Ребята, что это такое? Для чего нужен скворечник?
- Скворечник - это дом для наших пернатых друзей-птиц, которые прилетают к нам Весной. Люди специально мастерят такие дома - скворечники, чтобы каждой птице достался свой дом, ведь там они будут не только жить, но и высиживать своих птенцов.
- Какие птицы поселятся в скворечнике? (Скворцы)
-А вы хотите построить для скворцов домики?
(посмотрите какой скворечник формы -прямоугольный, а крыша- треугольник, а окошечко-круг)
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе. (вспоминайте-скворечник-прямоугольный, крыша -треугольная, а кружочек бумажный будет служить окошечком, последняя палочка шест (складывайте на поднос)
-Вот мы заработали ещё один лучик.
- Нужно продолжать наши поиски.
Волшебный огонёк, помоги
Нам дорогу укажи!
Дети подходят к следующей остановке. «Цветы»(звучит мелодия №3 (на полу лежат три обруча-проталины. В обручах лежат разрезные картинки весенних цветов- подснежника,мать-и-мачехи, крокуса.)
-Весной просыпается природа : появляются листочки на деревьях и кустарниках, вырастает травка, появляются цветочки. Вот на этой остановке мы с вами поговорим о цветах.
- Представьте себя на весенней солнечной полянке. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») значит на земле появляются проталины, а на них цветы. Сейчас вы соберете картинки и узнаете, какие цветы первыми появляются весной. Вам надо разделиться по парам. (Дети собирают разрезные картинки с изображением подснежника, мать-и-мачехи, крокуса.)
- Какие цветы распустились на проталинках ( На проталинках распустились: подснежники, мать-и-мачеха, крокусы.)
- А, как называются первые цветы весной? (Первые цветы весной называются первоцветы.)
- Ребята, что помогло снегу растаять, а цветам зацвести? (Все пробуждается, оживает благодаря солнышку)
- А теперь немножко отдохнём. Садитесь на полянку, закройте глаза и прислушайтесь: о чем может говорить природа весной (звуки №4)
Затем предлагает детям высказаться что бы это могло быть. Ответы детей : заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
В-ль: - Молодцы! Вы все правильно отгадали, и получаете ещё один лучик.
Пора отправляться за следующим лучиком.
Волшебный огонёк, помоги
Нам дорогу укажи!
(На следующей остановке «Дикие животные».(звучит мелодия №5)
- Ребята, растаял снег и на земле появляются следы животных.
- Где можно встретить так много следов разных животных? (В лесу)
- Весной животные просыпаются и выбираются из своих жилищ, они тоже радуются наступлению Весны. Посмотрите на картинки, здесь изображены разные лесные звери.
- Попробуйте догадаться, какой след кому принадлежит?
Дидактическая игра «Угадай, чей след»
воспитатель озвучивает информацию:
1. Следы медведя похожи на человеческие (на след босой ноги человека).
2. Следы белки напоминают кружевные узоры.
3. Следы волка схожи с отпечатками лап крупных собак.
4. Заяц оставляет два длинных следа задних лап спереди и два коротких отпечатка передних лап позади себя.
5. Следы лося похожи на отпечатки копыт крупного рогатого скота.
6. У ежа след маленький. с короткими ноготками.
(отгаданные следы прикрепляют на магнитную доску рядом с животным кому он принадлежит)
- Весной у этих зверей появляются детёныши, которых они оберегают от своих врагов, кормят, заботятся о них.
Давайте поиграем в игру. Я буду называть вам животных, а вы их детёнышей.
(Весной у волчицы появился (волчонок, у зайчихи (зайчонок, у медведицы (медвежонок, у белки (бельчонок, у ежа (ежонок, у лосихи (лосёнок).
- А что это такое?
Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.
- В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – расскажем закличку, которой в старину весну зазывали.
- Весна! Весна! (Идем по кругу)
Приди, красна, (зовём к себе)
С ясным солнышком (руки через стороны вверх-вниз)
Колоколнышком (звенит колокольчик)
Принеси урожай (руки ладонями вперёд)
В наш родимый край. (кланяемся)
- Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки - необходимо отгадать их по запаху.
Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.
- В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Так она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю можно посадить семена и вырастить рассаду для вашего участка.
-Ребята, посмотрите, огонёк больше не горит, значит мы нашли все лучики!
- Давайте придумаем красивые слова о солнышке. Будем передавать корзину с лучиками друг другу, и называть какое наше солнышко.
Дидактическая игра «Подбери слово»
- Солнышко, какое? (ласковое, желтое, теплое, яркое, лучистое, золотое, красивое, доброе, светлое)
-Посмотрите, что у нас получилось? Солнышко стало веселым, улыбчивым, лучезарным.
-Наше путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в садик. (звучит мелодия№1)Ребята, кто мне скажет, где мы были? Что больше всего понравилось? Что вам показалось сложным? Какое настроение от нашего путешествия?
Видео
Весна : Вот спасибо вам ребята за помощь. Очень тяжело мне без своего главного помощника! Теперь солнышко засияло всеми своими лучиками! Вы весною наслаждайтесь, а в установленный срок уступлю я лету место!
-Вы помогли Весне, за это она хочет вас поблагодарить и чудесные цветочки подарить. Дарю детям (и жюри)цветочки с конфетами.
Мне тоже понравилось наше путешествие и ваша работа. А чтобы вы не забывали о нашей встречи, я хочу тоже сделать вам подарок. Подарить вам вот эти семена. Весна продолжается, впереди лето, каждый из вас сможет вырастить цветы и заботится о них, полевать, рыхлить землю! Ваши цветы будут нести красоту и радость окружающим. Желаю удачи!