Татьяна Архипенко
Занятие «Дружба крепкая не сломается»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать представления о товариществе и дружбе, формировать добрые взаимоотношения между детьми в группе, между девочками и мальчиками, учить детей дружить, беречь дружбу, уметь находить друзей, разбираться в людях, познакомить ребят с правилами дружбы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
Публикация «Занятие „Дружба крепкая не сломается“» размещена в разделах
1. Сегодня у нас необычное занятие и очень интересная, серьёзная тема, а чтобы узнать, её вам необходимо отгадать кроссворд. Я вам буду читать загадки, а вы поднимая руки будете отвечать, но я буду спрашивать тех кто правильно поднимает руку.
1. Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зернышка,
Родной дом ее цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
2. Он весёлый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи!
(Карлсон)
3. Она красива и мила.
А имя ее от слова «зола». (Золушка)
4. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)
5. У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?.
(Буратино)
6. С голубыми волосами
И с огромными глазами.
"Зубы чистить! Руки мыть!"
Любит по руководить! (Мальвина)
Ребята, какое ключевое слово получилось? Верно, сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям.
Эпиграф:
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
3. Основная часть занятия
3.1. Беседа о дружбе
Как вы считаете, что такое дружба?
Молодцы, ребята, а теперь я вам дам определение дружбы из словаря Ожегова :
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересов (слайд)
А кого считаем друзьями? Выслушиваются ответы детей.
Также вам предлагаю определение из словаря Ожегова:
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. (слайд)
Какое прекрасное слово – “дружба”!
Каждый год в день 9 июня весь мир отмечает Международный День друзей!
— Международный день друзей
Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весё лых герое мультфильмов: это забавный Чебурашка и Крокодил Гена (слайд) это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.
Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, воспитатель, которые помогут тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это (слайд)старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
3.2. Игра «Кто с кем дружит?» (слайд 10)
Мы с вами читаем много разных сказок и я вам предлагаю поиграть в игру «Кто с кем дружит?» У каждого на парте лежит белый листочек на котором изображены сказочные герои. Давайте вспомним, кто из этих сказочных героев с кем дружит.
Винни-Пух-Пятачок,
Малыш-Карлсон,
Кот-Леопольд – мышата,
Баба-Яга
Львенок – черепаха,
Золушка–мыши,
Мальвина – Буратино,
Золушка – мыши,
Чебурашка – крокодил Гена
Мальвина –Буратино
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Кто здесь лишний? Почему с ним никто не дружит?
Ребята, как Вы думаете, что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
3.7. Викторина (слайд 19)
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили. Назовите этих друзей-музыкантов. ( Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.) (слайд 20)
2. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.) (слайд 21)
3. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.) (слайд 22)
4. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их? (Львёнок и черепаха.) (слайд 23)
5. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом
всегда. Кто он? (Пудель Артемон.) (слайд 24)
Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев.
3.9. Игра «Это я, это я, это все мои друзья» (слайд 26)
Давайте проведем игру "Это я, это я, это все мои друзья". Я буду вас спрашивать, а вы хором отвечать: "Это я, это я, это все мои друзья!". Будьте внимательны, возможна ловушка.
Кому из вас я смело поручу любое дело?
Это я, это я, это все мои друзья.
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
-Знает кто, чтоб быть счастливым, нужно быть всегда правдивым.?
Это я, это я, это все мои друзья.
- Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух?
-Кто умеет не сердится, с другом сразу помириться?
Это я, это я, это все мои друзья.
- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
-Кто из вас дружить умеет, и игрушки не жалеет?
Это я, это я, это все мои друзья.
-Кто всегда вперед идет, руку дружбы подает?
Это я, это я, это все мои друзья.
Молодцы, ребята, я вижу, вы умеете дружить.
Круг радости: (дети выходят в круг)
Встаньте дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Пусть будет шире этот круг
Слева друг и справа друг.
А вместе это – дружбы круг!
Физкультминутка.
Давайте немного отдохнем.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь.
И друг другу улыбнитесь.
Руки к солнцу протянули,
Лучики поймали и к груди скорей прижали.
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней глади.
- С чего начинается дружба?
Дети: С улыбки!
Улыбка – это золотой ключик к сердцу каждого человека.
Учитель: Давайте мы сейчас подарим друг другу улыбку и для себя и для гостей споём песню «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского)
Для каждого из нас свое представление о дружбе, главное отличить настоящую дружбу от ненастоящей, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвёт ее из рук.
Hу зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
О какой дружбе говорится в этом стихотворении? (ответы детей).
Послушайте одну притчу и подтвердите ее пословицей с экрана или вспомните свою пословицу к ней.
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его загон в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в загон, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье».
Почему хозяин заплакал?
Чем вас удивила эта история? Почему «когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей»?
Какая пословица метко поясняет смысл притчи?
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Своя: Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
1. Нет друга – ищи, (а нашёл – береги)
2. Не имей сто рублей, …. (а имей сто друзей)
3. Один за всех и (все за одного)
4. Человек без друзей (что дерево без корней)
5. Старый друг лучше (новых двух)
6. Один в поле…. (не воин).
7. Дружба что стекло, ….(разобьёшь – не склеишь)
8. Друг познаётся…. (в беде)
Законы дружбы.
1. Помогай другу в беде.
2. Уважать друг друга.
3. Прощать друг друга.
4. Быть добрым.
5. Заботиться о близких.
6. Обманывать друга.
7. Предавать друга.
8. Плохо себя вести.
9. Обзываться.
10. Быть жадным.
11. Ругаться.
12. Драться.
13. Не выдавать чужие секреты;
14. Обижать друг друга.
15. Не бойся попросить прощения;
16. Ябедничать.
17. Злиться на друга
18. Защищать друга
Группа 1
добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, хорошо учится, любезный, терпеливый, доверчивый, веселый, строгий, общительный, бескорыстный, трудолюбивый
Группа 2 (по щелчку- убрать)
трусливый, жадный, льстивый, богатый, ленивый, жадный, ябеда, глупый, каприза, задира, лживый, злой, невежа
Учитель:
- Наверно и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера.
Дружба – это высокое чувство, в которое не может вмешиваться корысть, выгода. Если в мыслях человека есть такая формула “Ты – мне, я – тебе” это не дружба. Дружба должна быть бескорыстной. - Так какими же, качествами должен обладать настоящий друг?
Давайте составим модель слова ДРУГ:
-объясняют при помощи качеств каким должен быть друг.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ
Верный Добрый Скромный
Честный Порядочный Бескорыстный
давайте послушаем стихотворение.
С другом разделю все вместе,
С другом буду всегда честен.
Если в чем-то я не прав,
Друг поможет – он не враг.
В обиду друга я не дам,
Не променяю, не предам.
От того беги скорей,
Кто чернит своих друзей.
Обижаться не спешу,
Школьной дружбой дорожу.
– А как вы думаете, могут ли руки помочь подружиться?
Я хочу вам пожелать найти настоящего друга, а для этого :
Не дразнись, не зазнавайся,
В школе всем помочь старайся.
Зря не хмурься, будь смелей
И найдешь себе друзей.
Раздаю буклеты каждому. «Правила дружбы»
Учитель. Да, слово друг известно давно. Но всех ли людей, которые нас окружают в школе, на секциях, в кружках, можно назвать друзьями?
- Послушайте стихотворение
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я тот день забыл пенал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог,
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то.
А теперь представлен счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.
- Кого мы называем другом?
- Какие качества у него будут главными?
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?