Надежда Лаптева
Занятие для средней группы «Лесной доктор»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель МКДОУ детский сад «Варзинка» Лаптева Надежда Семеновна
Занятие для средней группы «Лесной доктор»
Цель: 1. Уточнить знания детей о дятле. Рассказать о способах добывания им пищи,
устройстве гнезда, той пользе, которую приносит эта птица лесу. Прививать
любовь и бережное отношение к окружающему миру.
2. Формировать умение рассуждать, логически мыслить. Развивать фантазию.
Публикация «Занятие для средней группы „Лесной доктор“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
3. Активизация словаря: дятел «лесной доктор», пестрый, расщелина, опилка.
Материал: 1. Иллюстрации с изображением дятла, аудиозаписи голосов птиц и стука
дятла, еловые или сосновые шишки, на каждого ребенка – вырезанные
из бумаги силуэты дятла, цветные карандаши.
Ход занятия.
Оргмомент. Рассказать о цели занятия.
Дети сидят за столом.
Звучит аудиозапись с голосами птиц.
Воспитатель: Прислушайтесь. Что вы слышите? (пение птиц, шум леса).
Как птицы «переговариваются»? (криком, пением).
В лесу так много разных птиц, что, слушая звуки леса, трудно понять, какая из птиц поет или кричит.
Но одну птицу всегда легко узнать. (Включает аудиозапись стука дятла). Кто это стучит? (ответы детей).
Правильно, дятел. (выставляет на мольберте изображение дятла). Это большой пестрый дятел. Почему его так назвали? (предложения детей). У него пестрые – черные и белые крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.
Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Вы сможете повторить его стук? (дети барабанят пальцами по столу и читают стихотворение).
Дятел на дубу сидит,
Дятел дерево долбит.
День долбил,
Два долбил-
В небо носом угодил.
Воспитатель. Конечно звуки совсем не музыкальные, зато им радуются деревья. Вы знаете, почему? (предложения детей).
Дятел лечит деревья, поэтому его называют «лесным доктором».
Читает стихотворение. По деревьям я скачу,
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук.
Где тут, где тут вредный жук?
Попадет мне на обед
Кто нанес деревьям вред!
Воспитатель. Дятел ползет по дереву снизу вверх и простукивает его крепким клювом. Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева? (ответы детей).
У него сильные лапки и острые когти, и опирается он на дерево хвостом. Если дерево здорово, нет под корой вредных насекомых, он на другое перелетает. Если больное, грызут его жуки и их личинки, дятел сядет поудобнее, отведет голову назад, а потом часто и резко забарабанит по стволу. Сделает дырку в коре и запустит туда свой длинный-длинный клейкий язык. Насекомые, которые под корой живут, прилипнут к языку. Так дятел и корм себе находит, и деревьям помогает.
Физкультминутка.
Игра «Улетают - не улетают»
Дети под музыку выполняют произвольные движения. Как только музыка прекращается, педагог называет птицу. Если эта зимующая птица – дети остаются на местах, если эта перелетная птица – дети летают, выполняют движения.
А почему улетают перелетные птицы? (ответы детей).
Воспитатель. Зимой деревья спят и насекомые спят, а дятел питается семенами из еловых и сосновых шишек. Он вставляет шишку в расщелину дерева и выклевывает семена. (показывает картинку). Весной под деревом, где дятел «обедал», целую гору пустых шишек можно найти. Эта птица живет везде, где есть сосновый и еловый лес. Почему он не живет там, где нет леса? (там нечем кормиться).
Я знаю еще и загадки:
1. Не маляр, не плотник, а лесной работник?
2. Кто весь день по дереву стучит?
3. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой! (показ картины дятла).
Воспитатель. Как вы думает, где себе дятел гнездо устаивает? (в дупле дерева).
В каком дереве ему легко выдолбить дупло – в старом или молодом?
(ответы детей).
В старом, потому что у него мягкая древесина. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетали снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками. Весной в дупле вылупляются птенцы.
А другие птицы могут сделать дупло? (ответы детей).
Нет, только у дятла такой клюв. Но дятел и им помогает – он себе каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы.
Воспитатель. Какая полезная птица дятел! А если бы он исчез? (ответы детей). Без него лес бы пропал, и многим птицам негде было бы жить. Стучит дятел – значит лес будет жить, значит, насекомые – вредители будут уничтожены.
(Педагог раздает детям силуэты дятлов и предлагает раскрасить. Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Как много дятлов, все яркие, красивые. Сколько деревьев они спасут!