Наталья Погорелова
Занятие «Природа Рязанского края. Окский заповедник» для детей старших групп
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Природа Рязанского края. Окский заповедник».
старший дошкольный возраст
Программное содержание
Задачи:
• образовательные: расширять и систематизировать представление детей о заповедниках; закрепить знание детей о Красной книги, о растениях и животных Рязанского края, занесенных в нее; учить узнавать и различать их по внешнему виду;
• развивающие: развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
Публикация «Занятие „Природа Рязанского края, Окский заповедник“ для детей старших групп» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Рязанская область, Рязань
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
• воспитательные: воспитывать у детей интерес к природе родного края, желание больше узнать о ней; формировать ответственное, бережное отношение к природе, желание принять посильное участие в ее охране и защите;
• коррекционные: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять четкое произнесение слов и звуков в речи.
Оборудование: фотографии обитателей Рязанского заповедника, занесенные в Красную книгу, аудиозапись, проектор, ноутбук, презентация «Окский заповедник».
Предшествующая работа: рассматривание фотографий, открыток о заповеднике и животных, занесенных в него; чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Воспитатель: Много на земле растений и животных, которых мы можем видеть каждый день в лесу, парке, дома. Есть такие животные, которых мы можем увидеть в зоопарке. Но есть такие растения и животные, которых на земле осталось очень-очень мало. Их также называют – редкие растения и редкие животные. Поэтому их надо беречь и охранять. Вот для этой цели создаются заповедники. Если бы их не было, то многие растения и животные просто бы не существовали. Что же такое заповедник?
Дети: Это место, где вся природа охраняется человеком. В заповеднике нельзя рубить деревья, рвать цветы, стрелять птиц и зверей.
Воспитатель: Правильно, ребята. Заповедник – это такие участки природы, которые сохраняются в естественном состоянии.
Послушайте стихотворение «Заповедник».
«Заповедник» - это слово всем и каждому знакомо.
В нем животных охраняют, кормят и оберегают.
Запрещают здесь охоту, проявляют здесь заботу
О растениях лесных, луговых и полевых
Водоемов и болот. Вся природа здесь живет
Под охраной человека много лет, от века к веку.
Воспитатель: Вы правильно заметили: вся природа неприкосновенна. А какая бывает природа? (живая и неживая, что относится к живой, что к неживой). В заповеднике охраняется живая и неживая природа: вода, воздух, земля, животные, растения, птицы и т. д. Но цель заповедников не только сохранение, но и разведение редких, давно исчезнувших видов животных, птиц, просветительская работа.
Сегодня мы познакомимся с Окским заповедником, созданным на территории нашего Рязанского края.
2 и 3 слайды
В этом году заповедник отмечает юбилей – 85 лет со дня основания. Он расположен в Мещере на берегу реки Пра. Его центром является поселок Брыкин Бор. В заповеднике есть свой Музей природы.
Окский заповедник – это огромный зелёный край с множеством красивых уголков. Я расскажу вам о некоторых растениях, животных и птицах нашего заповедника, занесенных в Красную книгу. А вы знаете, что такое Красная книга?
Дети: В Красную книгу занесены растения и животные, которых на земле почти не осталось. Обложка у нее Красного цвета, а Красный цвет – сигнал опасности, тревоги. Он как бы призывает, всех людей: растения и животные в беде, помогите им. 4 слайд
5 слайд
Воспитатель: В Окском заповеднике есть много растений занесённых в красную книгу, например, Венерин башмачок и Чилим- водяной орех, которым питаются многие водные звери: ондатры, бобры, выдры.
Как вы думаете, почему эти растения получили такое название?
(Дети рассматривают растения и высказывают свои предположения)
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем и представим, что мы красивые цветы в заповеднике.
Физкультминутка «Цветы»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
(После физкультминутки дети садятся на места).
6 слайд
Воспитатель: А теперь мы с вами поговорим о животных Окского заповедника, занесенных в Красную книгу. Кто это?
Дети: Выхухоль.
Воспитатель: Правильно. Выхухоль – необычное животное. На голове у нее хоботок с голым пятачком, а хвост цилиндрический у основания и плоский в конце. Ноги у нее небольшие, плохо приспособленные к земле. Пальцы на ногах соединены перепонкой. Почему?
Дети: она очень быстро плавает и хорошо ныряет. Она устраивает норы на берегу водоемов, под корнями деревьев. Питается выхухоль рыбой и водными насекомыми.
Воспитатель: А почему выхухоль занесена в Красную книгу?
Дети: У нее очень мягкий и красивый мех. Он почти не намокает, так как смазан жиром. А ведь это очень важно для зверька – ведь он плавает и зимой.
7 слайд
Воспитатель: Ещё одно водное животное, которое полностью исчезло с территории Рязанской области и его вновь развели в Окском заповеднике – это бобёр. Бобёр на реках валит деревья и толстые ветви, строит хатки, в которых зимует.
8 слайд
Воспитатель: В Окском заповеднике восстановили численность зверя- лесного красавца – лося. Он так же почти исчез из живой природы Рязанского края.
А следующие животное, вы отгадаете.
Он хозяин леса, рощи,
Обладает силой, мощью.
Охраняется законом.
Вес его в пределах тонны.
Высота – два метра в холке,
Есть рога и есть копыта,
Тело шерстью все покрыто.
С кистью хвост его короткий,
Борода на подбородке…
Он питается корою,
Также - листьями, травою…
Первым зверь не нападает -
При угрозе убегает.
В гневе, в ярости ужасен -
Для обидчиков опасен.
Справедлив всегда и мудр
Беларуси символ - …
Дети: Зубр.
9 слайд
Воспитатель: Молодцы, ребята. На территории Окского заповедника был создан питомник по разведению этих редких животных – кавказко- беловежских зубров.
10 слайд.
Послушайте стихотворение Николая Заболоцкого.
Вылетев из Африки в апреле к берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели, утопая в небе журавли.
Вытянув серебряные крылья через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья свой немногочисленный народ
Кто догадался, о ком сейчас пойдет речь? Верно, о журавлях. В Окском заповеднике есть питомник редких видов журавлей. Он был образован давно.
В нем содержится 7 видов журавлей, обитающих в России. Давайте познакомимся с этими удивительно красивыми птицами. Постарайтесь запомнить названия.
11 слайд
Серый журавль, Японский журавль, Даурский журавль, Черный журавль, Канадский журавль, Журавль – красавка, стерх. Из всех видов, живущих в питомнике, серый журавль – единственный «родной» вид для Рязанского края, его можно встретить в наших краях.
12 слайд
Каждую весну в заповедник прилетает множество птиц: гуси, журавли, цапли, кулики и другие птицы. Здесь они выводят потомство.
13,14 слайды
Воспитатель: В заповеднике обитает 49 видов животных: лось, кабан, лиса, ондатра, бобёр, зубр, белка и многие другие. Давайте ещё раз посмотрим на обитателей Окского заповедника и назовём их. (дети называют животных)
Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие по Окскому заповеднику.
Давайте покажем, что же мы видели и делали.
Физкультминутка «В заповеднике»
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели. (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали. («машут крыльями» и кружатся)
Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
На прогулке мы с утра
Возвращаться нам пора. (ходьба на месте, лицом в круг)
Воспитатель: А чтобы оставить память о нём, мы изготовит белых журавликов.
Дети проходят к столам где приготовлены листы белой бумаги, садятся и изготавливают журавликов (техника Оригами)
Список литературы и интернет – ресурсов:
1. Окский государственный заповедник http://oksky-reserve.ru/index/territory/
2. Музыка природы http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=view_file&id=10001070
3. Окский государственный природный биосферный заповедник. Издатель: ООО Издательский центр «Банкирский дом».
4. Афонькин С. Ю. Заповедники России: школьный путеводитель. Изд-во: Балтийская книжная компания,2015г.