Светлана Кураева
Занятие «Берёза — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе и своей стране.
Задачи:
- расширять представления детей о берёзе как символе России, любовь к родному краю и бережное отношение природе;
- закреплять умение создавать образ берёзы в аппликации;
- продолжать развивать мелкую моторику рук, умение создавать композицию, используя традиционную и обрывную техники аппликации;
- закреплять у детей знания и навыки по работе с бумагой и ножницами;
- продолжать воспитывать аккуратность в работе.
Публикация «Занятие „Берёза — символ России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Темочки
Материал: клей; ножницы; тарелочки с заготовками бумаги зелёного и белого цвета по альбомного листа; клеёнки на каждого ребёнка, салфетка, простой карандаш.
Демонстрационный материал: презентация с фотографиями берёз, образцы поэтапной аппликации берёзки, запись народной музыки.
Предварительная работа (проводилась накануне вне занятия) : рассматривание картины Александра Былич «Берёзовый берег»
Ход занятия
I. Организационный момент.
«Приветствие»
Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).
Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).
Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).
Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).
– Ребята, как вы понимаете слово «родина»? (город, где мы родились, наш дом, улица, двор, наша страна Россия)
– Вы всё верно перечислили. Родина у всех одна, а наша с вами родина – Россия.
Как называют народ, проживающий в России. (Россияне)
II. Основная часть. Сегодня мы с вами поговорим об одном хорошо знакомом вам дереве, символе России, о берёзе. Давайте вспомним стихотворение о берёзе Инессы Агеевой.
Белоствольная берёза –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
– Итак, что же является символом нашей Родины? (берёза)
– Какая берёза в стихотворении? (белоствольная)
– На белом стволе берёзы есть тёмные пятна, чёрные горизонтальные линии. Расскажите ваши предположения, для чего они нужны дереву? (Через них берёза дышит)
– Автор написала в своём стихотворении, что весной берёзка изумрудная? Почему? (потому что начинают появляться листочки нежно-зелёного цвета)
– Как вы понимаете строчку «А зимою – в серебре»? (Снег на ветках берёзы блестит на солнце как серебро)
– Что значит «ветка золотая»? (осенью у берёзы листья жёлтые, будто золотые)
– Как ещё можно назвать берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая.)
- Посмотрите на эти кадры, какие берёзки вы видите? Чем они отличаются, а чем похожи? (стройные стволы, тонкие, высокие, с длинными хрупкими веточками, разное время года).
- Как называется место, где растёт много берёз? (берёзовая роща).
- Ребята, берёза - это символ России и гордость русского народа. Когда люди рассказывают о России, то чаще всего вспоминают березку, красавицу русского леса. О берёзке сложено множество песен, стихов, потешек, пословиц, послушайте: где берёза вырастет, там русский человек приживется; берёза не угроза, где стоит, там и шумит.
Природа наделила только одно дерево нашего края белой корой с черными пятнами. Берёза не только красивое дерево, она ещё приносит пользу для человека. А кто знает, какую же пользу приносит берёза? (из почек и листьев берёзы, заваривают витаминный чай; в берёзовом соке очень много витаминов; из берёзовых почек делают лекарства; берёзовый веник используют в русской бане).
Вот как много мы с вами знаем о пользе берёз.
– Я предлагаю сделать кудрявые белоствольные берёзы и посвятить выставку нашей берёзе, т. к. у берёзы 11 апреля – День рождения. Давайте вспомним, какое сейчас время года (весна).
Берёзка у нас будет весенняя.
– Прежде чем приступить к работе, отдохнём.
Физкультминутка "Деревце"
Мы берёзку посадили (присесть,
И водой её полили, (руки вытянуть вперёд, помахать кистями).
И берёзка подросла, (встали)
К солнцу ветки подняла, (руки поднять вверх)
А потом их наклонила, (руки опустить вниз)
И ребят благодарила, (пружинка).
III. Подготовка к практической работе.
– Прежде чем приступить к выполнению поделки, проверьте, всё ли есть на ваших столах.
– Вспомним правила безопасности в работе с ножницами. (Ножницы передавать друг другу с сомкнутыми лезвиями, кольцами к другому человеку, класть на стол кольцами к себе, не играть ими, не оставлять открытыми, не подносить к лицу, вырезать аккуратно, чтобы пальцы не попали под лезвие)
IV. Практическая деятельность.
Этапы выполнения березки.
Из белого листа делаем ствол березы, простым карандашом рисуем горизонтальные черточки – чечевички, намазываем края клеем и соединяем так, чтобы получился цилиндр. Затем зеленый прямоугольник нарезаем на тонкие полоски и «завиваем» их, накручивая на карандаш. Приклеиваем их на верхушки цилиндра. Затем делаем надрезы на нижней части дерева, чтобы приклеить готовую поделку на лист.
Дети выполняют аппликацию. Звучит русская народная песня «Завивайся, береза!». По окончании работы дети приклеивают поделки на лист - полянку.
Во время практической деятельности проводится индивидуальная помощь воспитателя.
V. Итог. Рефлексия.
– Посмотрите, берёзки получились стройные, кудрявые, весенние.
– Какие трудности преодолели при выполнении аппликации?
– Что понравилось в своей работе?
– Какое настроение у вас после занятия? Почему?
У нас получилась целая берёзовая роща! Молодцы!