Любовь Николаевна
Занятие «Баба Яга на уроке Вежливости»
▼ Скачать
Цель: Формировать умение соблюдать нормы речевого этикета.
Задачи:
Учить детей понимать значение вежливых слов, осмысленно их применять в повседневной жизни;
Систематизировать знания детей о культуре поведения, расширять
активный словарь;
Развивать желание соблюдать правила поведения при общении с другими людьми и потребность в доброжелательном отношении друг с другом;
Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам;
Публикация «Занятие „Баба Яга на уроке Вежливости“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.
Предварительная работа: беседа о правилах поведения, заучивание пословиц о добре, чтение художественных произведений: А. Барто «Вовка – добрая душа», В. Осеева «Волшебное слово», заучивание сценки.
Содержание ОД:
Воспитатель: Давайте встанем вместе в круг и скажем
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши,
Друзья (соединяем руки ладонями).
Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу.
Быть вежливым очень легко мне,
Я «здравствуйте» первым скажу.
Воспитатель: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Дети: О вежливости, о «волшебных» словах.
Кого называют вежливым человеком?
Дети: Человека, знающего правила поведения, а – главное – выполняющего эти правила.
Воспитатель:
Садитесь на свои места.
Да, ребята, сегодня мы поговорим о вежливых словах. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.
Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить
по - волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть. Я вам предлагаю собрать волшебный цветок из вежливых слов.
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Слова бывают добрые.
(влетает Баба Яга)
Баба Яга : Ой, не могу! Ой, умираю! Волшебные слова они знают! Волшебные слова знаю только Я!
Воспитатель: Ну во – первых, здравствуй, Баба Яга!
Баба Яга : Здрасьте!
Воспитатель: Баба Яга, ты не правильно здороваешься!
Баба Яга : Ишь, какие, я не правильно здороваюсь!
(тихонько садится на стул)
Воспитатель:
Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
При встрече бабушка всегда здороваются с улыбкой, ведь ты желаешь здоровья человеку.
А сейчас давайте поиграем в игру (стоят 2 стульчика).
Воспитатель стучит по стулу и говорит следующие слова:
«Рядом, рядышком со мной
Есть одно местечко,
Я хочу, чтоб Саша села,
Со мной рядом посидела».
Ребё нок пересаживается на другой стул и говорит:
«Здравствуй, здравствуй, дорогой!
Вот и встретились с тобой».
(игра повторяется 3 раза и на последний раз воспитатель зовет Бабу Ягу).
Воспитатель: меняются времена, но не меняется форма приветствия.
Разные народы делают это по - разному.
В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.
Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают друг друга. Японцы – кланяются.
А как мы здороваемся? Мужчины при встрече пожимают друг другу руку. А какие слова мы говорим при встрече?
Придумано кем – то просто и мудро –
При встрече здороваться: «Здравствуйте! Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: А если вы встретили человека днем, как еще можно поздороваться?
Дети:(доброе утро, добрый день)
Воспитатель: А теперь давайте на наш вежливый цветок прикрепим первые лепестки приветствия: доброе и добрый день.
Яркое солнышко встало с утра, Доброе утро сказать нам пора.
Говорить друзьям не лень, улыбаясь «добрый день!»
Баба Яга : Хорошо, я вас послушала, а теперь вы послушайте меня:
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись, и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Воспитатель: Баба яга, что ты говоришь? Не слушайте ее дети!
Объясните, почему совет бабы Яги неправильный.
Дети:
Потому, что при встрече с людьми надо здороваться.
За добрые дела надо всегда благодарить.
Если к тебе обращаются с вопросом, нужно ответить на него.
Воспитатель: Правильно, ребята! Баба Яга, нам твои советы не подходят. До свидания. Не мешай нам.
Баба Яга : Ой, ой, да, что же это такое, все меня прогоняют, а я может, тоже хочу быть вежливой, но не знаю как!
Воспитатель: Хорошо, тогда садись вместе с ребятами.
Воспитатель: А как, вы понимаете слово вежливость?
Дети: Это добрая улыбка. Вежливость, это когда человек говорит тихо и ласково. Это приветствие людей. Это поведение человека.
Воспитатель: Какого человека называют вежливым? Вежливый человек никогда не перебивает разговор, особенно если разговаривают старшие. Вежливый человек уступает место старшим. Вежливый человек всегда придет на помощь слабым.
Дети: Вежливый человек тот, кто всегда приветлив, здоровается и прощается с друзьями и взрослыми. Не обидит грубым и обидным словом.
Благодарит за помощь. Попросит прощения, если обидит кого-то.
Воспитатель: Правильно, ребята! Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно. Это проявление доброты и чуткости к людям.
Давайте послушаем песню о доброте, и наши глазки отдохнут.
Физминутка для глаз «песня кота Леопольда»
Воспитатель: Ребята, мы сказали, что вежливый человек – это добрый человек. Но давайте вернемся к нашему волшебному цветку, который надо собрать.
Посмотрите, лисички сели за стол кушать, как вы думаете, что им надо пожелать?
Дети: Приятного аппетита!
Воспитатель: Доброе пожелание приятного аппетита сделает действительно приятным ваш завтрак, обед и ужин.
Пора за стол, все для еды накрыто,
Приятного желаем аппетита!
А чтобы вы не забывали эту вежливую фразу, поставим еще один вежливый лепесток и поиграем в игру, которая так и называется «Приятного аппетита». А чтобы бабушка лучше все запомнила, предлагаю ее выбрать ведущей.
(Дети стоит по кругу, а в центре круга — Баба Яга с мячом. Водящий бросает мяч любому из ребят, называя вкусные блюда. Ребенок должен поймать мяч, сказав при этом заветную фразу: «приятного аппетита!». Затем этот же ребенок бросает мяч водящему, называя какое-то из блюд. Водящий, поймав мяч, желает в ответ «приятного аппетита»).
Баба Яга : Ой, как мне понравилось. А теперь предлагаю вам в мою игру веселую поиграть. Повторяйте все за мной.
Физминутка
Воспитатель: Давайте присядем на свои места и продолжим собирать наш волшебный цветок.
Отгадайте загадку: Какое слово - самое дорогое, но при этом. ничего не стоит? Как вы думаете, кому и за что говорят спасибо?
Дети: за подарки, за вкусный обед, за помощь.
Воспитатель:
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
Давайте поставим еще один вежливый лепесток со словом «Спасибо»
Скажем спасибо с тобою не раз, за все то, что делают для нас!
(Баба Яга толкает ребенка и говорит «Извини, прости я нечаянно!» и закрыв рот руками, говорит: «Ой, что это я говорю?»
Воспитатель: Правильно, бабушка ты сказала. Посмотрите на картинке. Хорошо поступил мальчик? А если вы кого то обидели, что надо сказать?
Дети: извини, прости, больше не буду!
Воспитатель: Извини, пожалуйста, прости и разреши – это не слова, а ключик от души. Давайте поставим еще один вежливый лепесток.
Воспитатель: Какие слова мы говорим, прощаясь?
Дети: До свидания! До скорой встречи! Всего тебе доброго! Счастливо оставаться! Счастливого пути!
Воспитатель: Друг другу на прощание, мы скажем до свидание!
Поставим еще один вежливый лепесток. Вот и собрали мы волшебный цветок из вежливых слов. Середина – это наша группа, где вы все вместе, а лепестки – это каждый из вас. Мы его будем хранить в группе на самом видном месте. И для вас главное правило – будь вежлив и уважителен ко всем.
Баба Яга : ой спасибо, вам ребята, как вы помогли, я теперь вежливая, добрая и все меня любить будут. Я с вами не прощаюсь, у меня тоже для вас сюрприз. (Баба Яга уходит)
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Вежливо – невежливо». Перед нами картинки с правилами вежливости. Давайте расскажем, на какой картинке совершен вежливый поступок, а на какой невежливый. И какое вежливое слово можно сказать на какой картинке.
(Дети перетаскивают вежливую картинку к солнышку, которое улыбается, а невежливую картинку к грустному солнышку)
о поступке и определяют, какой этот поступок
Игра «Не ошибись»
Воспитатель: посмотрите внимательно на картинки и выберите только те, как бы поступили вы.
Дети: ребенок здоровается, уступает место старшим в транспорте, защищает слабых.
Сказка «Вежливые бельчата»
(Баба яга переоделась в сказочницу)
Воспитатель:
Проходите, проходите,
Очень рады видеть вас!
С интересной новой сказкой
Познакомлю я сейчас.
Сказочница
В этой сказке говориться
Про волшебные слова.
Тише, детки, не шумите,
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса,
Сказка спряталась пока.
(Звучит фонограмма с записью спокойной музыки и с голосами птиц)
Сказочница заходит за занавес и надевает фартук и шапочку белочки, тем самым перевоплощается в маму - бельчиху, выходит из-за занавеса.)
Воспитатель: Однажды на ранней летней зорьки проснулась и выглянула из дупла бельчиха мама. Ночью прошёл дождик и умытый лес блестел и переливался в солнечных лучах. (Бельчиха вешает связку грибов на ветку дерева) .
Белка: Ну вот, хлопоты по хозяйству закончились, пора мне моих бельчат будить.
Воспитатель: Мама белка стала будить своих бельчат.
Белка: Бельчата, просыпайтесь,
Поскорее поднимайтесь!
Выбирайтесь из дупла,
Ночь короткая прошла.
Встало солнце золотое (из-за занавеса появляется ребенок солнышко)
Небо ярко-голубое,
Пахнет лес травой и хвоей
И сверкает перламутром.
С добрым утром! С добрым утром!
(Бельчата ответили маме «доброе утро» и сели под деревом. Солнышко уходит за занавес.)
Мимо проходит ежик, который идет в свою норку.
Бельчата: С добрым утром, дядя ёжик.
Воспитатель: Вежливо поздоровались бельчата, а ёжик сказал им в ответ.
Ё жик: С добрым утром, детки! (подходит к своей норе)
Прыгайте по веткам,
Только сильно не шумите
И меня не разбудите-
Собираюсь лечь в кровать
И немножечко поспать!
Воспитатель: Бельчата знали, что ежи ночью не спят, а бродят по лесу, ловят мышей, лакомятся червями и улитками, а днём ежи отсыпаются. Малыши успокоили дядюшку ёжика.
Бельчата: Ёжик! Мы шуметь не будем и тебя мы не разбудим.
Воспитатель: Бельчатам очень хотелось попрыгать, поиграть, но они обещали ёжику не шуметь, а всем известно, что обещание нужно выполнять. Посовещались бельчата и решили подальше отойти от ежиной норки. Они быстро добрались до лесной опушке и там стали играть. И даже вместе с птицами петь весёлую песенку.
Бельчата:
С добрым утром, лес зелёный!
С добрым утром, липы, клёны!
С добрым утром, облака!
И широкая река,
И шумящие дубравы,
Бабочки, шмели и травы.
С добрым утром золотистым,
Ясным, солнечным, росистым!
Воспитатель: Солнце поднималось всё выше, его горячие лучи высушили капельки росы на траве. И на смену свежему росистому утру пришёл солнечный день.
(выходит солнышко, бельчата стоят около дерева, подлетает пчела к цветку)
Бельчата:
Здравствуй, тётушка пчела!
Много ль мёду собрала?
Воспитатель: А пчела вежливо ответила.
Пчела:
Добрый день, бельчата!
Мёдом лес богатый.
Прилетаю я к цветку,
Мне цветок даёт медку.
Сладкого, душистого,
Густого, золотистого.
Над цветочком я покружу
Спасибо я ему скажу!
Воспитатель: Но вот солнышко устало и закатилось, в лесу стемнело, наступил вечер. В траве появились маленькие зелёные огоньки, это замерцали жучки светлячки. (Солнышко уходит)
(вылетают светлячки и кружась светят своими фонариками)
Светлячки:
Уселись на пеньки,
Жучки светлячки,
Мерцают, словно свечи
И шепчут:"Добрый вечер".
Воспитатель: Бельчата вежливо обратились к светлячкам.
Бельчата:
Добрый вечер, светлячки!
Яркие как огоньки!
Посвятите нам немножко,
Чтобы мы нашли дорожку.
(Светлячки подлетают к дереву и светят фонариками)
Воспитатель: Светлячки своими фонариками осветили бельчатам путь дорожку в дупло и улетели, попрощавшись с бельчатами. А мама белка уже ждала своих бельчат, чтобы уложить их спать и спеть им колыбельную песню.
(Бельчиха поёт колыбельную для бельчат)
Ночь пришла, кругом ни звука.
Дремлет сонная река.
В тёмной зыби дремлит щука,
Дремлют в небе облака.
Спят цветы, уснули пчёлки,
И стрекрзы и шмели,
В тёмной чаще дремлют ели
Свесив лапы до земли.
Закрывайте, дети очи.
Лес уснул. Спокойной ночи!
Воспитатель: Вот так закончилась эта вежливая сказка. А вы догадались, почему она называется "Вежливые бельчата"? (ответы детей)
Да потому, что в этой сказке все лесные жители очень добрые и вежливые. А мы ведь с вами знаем, что без вежливых слов плохо жить на белом свете.