Галина Овсянникова
Занятие (досуг) «Наум Грамотник» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Ход досуга.
Занитие начинается с того,что дети и воспитатель находятся в зале. Дети танцуют,бегают,веселятся.
Воспитатель-Здравствуйте дети!Стали большими,подросли. Скоро в школу пойдёте?
Дети-Да,скоро пойдём в школу.
-А интересно узнать,как появилась школа?
-Как дети учились?
- Хочется узнать,кто их учил?
-Какие были ученики?
Воспитатель-Сколько много вопросов задали! Молодцы!
-Ну тогда вы покружитесь,в старой школе очутитесь! У рассказчицы в гостях,ведь учитель- старый дьяк. (всё вступление надо показать по телевизору. выключить свет и телевизор,дети и рассказчица в середине зала оказываются как бы в старой школе)
Публикация «Занятие (досуг) „Наум Грамотник“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- День Наума Грамотника, 14 декабря
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Рассказчица-Вот ребята,посмотрите очутились мы с вами в старине глубокой,походите посмотрите,что понравилось скажите (Дети ходят,смотрят предметы старинной школы)
-Вы хотели о школе старой немного узнать,на вопросы вместе будем отвечать.
Посидим рядком,да поговорим ладком. Ну,слушайте ребятки мой рассказ.
-В старину,вы знаете у крестьян было много работы с весны до глубокой осени. Крестьяне в поле трудились,чтобы прокормить семьи и дети им помогали. А вот зимой отдавали детей на ученье в церковно-приходскую школу. И учебный год начинался в день святого пророка Наума-Грамотника. В народе так и говорили:"Пророк Наум наставь на ум".
Родители благословляли своих детей на ученье,а пожилые люди в этот день рассказывали пословицы об учё бе и разуме: "Голова без ума,что фонарь без свечи","Чужим умом в люди не выйдешь".
Дети-Очень интересно,а кто такой Наум?
-И почему его называют Грамотником?
Рассказчица-Наум был покровителем ребят-учеников. Люди верили,что он помогает постичь грамоту,научиться читать и писать. А вот почему Наум? Вы сейчас сами ответите на этот вопрос.
-Перед вами слоги,попробуйте сложить имя пророка.
(Дети складывают,кто УМ,кто НА-УМ)
Дети-А понятно слово ум очень похоже со словом НАУМ.
-А Грамотник от слово грамота.
Рассказчица-Молодцы! Правильно! Дети приходили грамоте учиться. Поэтому и получил название этот праздник-День Наума Грамотника. И празднуют 14 декабря.
Дети-интересно,а почему празднуют так поздно,зимой?
-Ведь в наше время учебный год начинаетсяосенью?
Рассказчица-Верно,мои дорогие! Мы с вами знаем,что и крестьяне,и их дети были заняты уборкой урожая до глубокой осени. А зимой работы меньше,времени на ученье больше. Вот и учебный год начинался зимой 14 декабря.
Ребёнок-Хочется узнать,а какой была школа в прошлом?
(ПРОВОДИТСЯ ОБЫГРЫВАНИЕ) (Девочки показывают) :
-Самое интересное,что девочки в школе грамое не учились! 1. Сидит за прялкой.
Считалось,что её основная работа растить детей,да 2-ве мотают клубки,
за хозяйством следить. Девочек учили шить,вязать, 2-ве плетут косички из пряжи,
вышивать. 2-ве собирают тряпочную улитку для
Мальчики учились в церковно-прихотской школе,а коврика.
учителем был -дьяк-это помощник сельского священника.
Занятия в этой школе начинались ранёшенько, да приговаривала мать будя сына:
Поднимайтеся ранёхонько! (Мальчики показывают,как умываются,как идут в школу)
Умывайтеся белёхонько
В Божью церковь собирайтеся
За азбуку принимайтеся!
Святой Наум наставит на ум!
-Вот наши детки и в школу пришли. Сели на деревянные лавки (Показывают как садятся за дубовые столы и стали азбуку учить,кирилицу писать. столы,как учат наказ Наума).
Ребёнок-Мне бабушка рассказывала,что в старину в школе детей наказывали.
Рассказчица-Верно! Дети боялись плохо себя вести. В школе была очень строгая дисциплина. В углу класса стояли розги (тонкие ивовые прутья,которыми наказывали детей. За непослушание ставили на колени (на горох).Вот как было строго!
Ребёнок-А чем они писали?
Рассказчица-А писать учились дети гусиным пером. Для письма годились только перья из хвостов гусей.
Ребёнок-А как писали?
Рассказчица-Перо макали в чернила и писали на бумаге.
(Звучит музыка и выглядывает домовёнок Кузя).
КУЗЯ-Ой,ой,ой как интересно! Я тоже хочу быть грамотным и попробывать написать что нибудь вместе с ребятами.
Рассказчица-Конечно!Давайте попробуем!Это очень сложно! Надо писать не торопясь,аккуратно!
(УЧЕНЬЕ СВЕТ).
(Кузька пишет на мольберте,а мальчики пишут на листочках НАУМ,ШКОЛА,АЗБУКА)
(Дети пишут и Кузька пишет,а рассказчица подходит к девочкам и коментирует работы. Девочки садятся на стульчики).
Рассказчица-Известный поэт А. С. Пушкин все свои сказки написал гусиным пером.
Посмотрим,что получилось у мальчиков. (дети читают по слогам).
-Очень хорошо! молодцы!
-Кузька,а что у тебя получилось?Что написал (Кузька читает)
-Ребята,попробуем закончить Кузькино предложение (УЧЕНЬЕ СВЕТ,А НЕУЧЕНЬЕ-ТЬМА).
-Молодцы!А что у нас получилось?
Дети-Пословица!
-Наш народ на пословицы богат.
-Кузька,а хочешь поиграть с ребятами?
Кузька-Очень хочу! Давайте поиграем,пословицу прочитаем.
ПРОВОДИТСЯ ИГРА "Почитай-ка", дети читают пословицу:
-"НАУМ НАСТАВЬ НА УМ"
-Кузька,а наши дети ещё знают пословицы об учении да грамоте!
ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ ПОСЛОВИЦЫ:
1. Грамоте учиться-всегда пригодится.
2. Красна птица перьями,а человек уменьем.
3. Век живи,век учись.
Рассказчица-раз,два,три,четыре. пять продолжаем мы играть. Игра"Посчитай-ка".
Карточки заветные с цифрами волшебными можно в руки взять,а Кузьке посчитать (Кузька считает).
-Цифры повернитесь в слово привратитесь (Дети поворачивают карточки и получается слово ГРАМОТА)
-Прочитаем слово (Дети читают)
Кузька-Ну,молодцы!
Рассказчица-Ну,мои,славные! Много узнали! Поди устали! Сделаем переменку,как в школе.
(Исполняется песенка "Азбука")
Рассказчица-Очень хорошо!Кузька поиграл с вамии,а я пошучу,да на последок развеселю.
Загадки-шутки:
1. Чем кончается летО и начинается Осень (буквой о)
2. Если в Чёрное море бросить красный камень,каким он станет (мокрым)
3. Чем кончается всЁ(буквой ё)
Рассказчица- Ребята хорошо сегодня потрудились. как в народе говорится"Сделал дело-гуляй смело".Сегодня вы показали свои умения и успехи. А мы с Кузей приготовили вам угощение-сушки,как это было заведено в старинной школе за хорошую учёбу (Кузька раздаёт сушки)
-Кузька,ты тоже хорошо сегодня потрудился. Вот тебе большая сушка.
Кузька-Ну,мне пора! До свидание ребята (Кузька уходит).
Рассказчица-Пора и нам возвращаться в детский сад. Раз,два,три время нас домой верни!
(выключается свет и включается телевизор,где записано окончание)
-Вот мы и в детском саду. Наум наставил на ум.
Грамоте научил,сушки подарил.
Как говорится: "В гостях хорошо,а дома лучше!"